Arctic Monkeys – отличный пример того, как справились со взрослением (проблему хорошо описал российский премьер-министр: “Никто никогда не вернется в 2007 год, потому что на дворе 2012 год") представители инди-рокеров двухтысячных: десять лет назад все были юны, полны задора, рубили прямолинейный гормональный рок, вколачивали все и сразу и собирали “средние пальцы” на премии NME.
Долго на адреналине продержаться удается немногим: собранные в том же 2002 году Hushpuppies худо-бедно выпустили по паре альбомов и сдулись; Franz Ferdinand под предводительством Капраноса отрастили усы и стали играть спокойней, солидней и злоупотреблять продюсированием; Razorlight отравились полонием и сменили состав, Editors углубились в дарк-вейв. Arctic Monkeys же после встреченных со смешанными чувствами "Humbug" и "Suck It And See" решили поменяться кардинально: заиграли размеренный, минималистичный практически блюз.
Если не обсуждать все вышедшие уже синглы (а это примерно половина альбома, и лучший из синглов, увы, все же первый – "R U Mine?", живой, резкий, не дающий расслабиться, бьющий под дых), "AM" – это жирные басы, реверб, минимум выразительных средств, разумное их использование и, в общем-то, однообразность.
"One For the Road" – гладенький медленный трек, где меняется только громкость и интенсивность бэк-вокала. "I Want It All" прерывается только картинным гитарным соло в духе Scorpions. Симпатичная и по-тернеровски меланхоличная "No 1 Party Anthem" не гимн вечеринок, а скорее похмелья после них, сделана с невыносимым налетом звездности во всем: и в пошловатом гитарном соло, и в фортепианных проигрышах (но кому после вечеринок легко?).
Противовес составляют "Mad Sounds" и "Snap Out Of It" – сплошные 1960e и The Kinks и попытка передать привет Velvet Underground на "I Wanna Be Yours" не без помощи манчестерского поэта Джона Купера Кларка (John Cooper Clarke).
Наблюдать за изменениями шеффилдцев не совсем скучно, потому что "AM" – это новый звук, новая картинка (смокинги, штиблеты с искрой, бриолин, узкие галстуки, высокие коки, тяжелые кожаные мотоциклетные куртки). Про то, что в бриолин Алекса Тернера что-то подмешивают, и это влияет на его мозги, не шутил разве что ленивый: Тернер продолжил равнение на Ричарда Хоули (Richard Hawley), начавшееся еще с пластинок "Suck It And See" и дуэта "You and I", до тех пор, пока не стал быть похожим на Хоули как брат-близнец. Другое дело, что все это довольно вторично, хоть и мастерски исполнено.
Arctic Monkeys и Тернер в частности держат слушателя с середины двухтысячных в напряжении, предъявляя публике перечень своих умений: старорежимные баллады? The Last Shadow Puppets; нежная акустика как музыка к фильму? вот, саундтрек к "Submarine"; выпустить наружу внутреннего Элвиса и Хоули? – про это целиком "AM". Все это интересно разглядывать, но куда эффектнее было бы собрать приобретенные за годы умения в один альбом – по-настоящему разносторонний. Хотя впору делать ставки: кого и что придет в голову британцам воскрешать на следующей пластинке (или хотя бы в рамках сингла)? Я ставлю на Джонни Кэша (Johnny Cash).
Альбом "AM" выходит на лейбле Domino 6 сентября
Дата образования:
1 января 2005
Frank WESS (1922)
John MCLAUGHLIN (1942)
Arthur CONLEY (1946)
Chris CUTLER (1947)
Eugene CHADBOURNE (1954)
Nels CLINE (1956)
Bernard SUMNER (1956)
Michael STIPE (1960)