Продожение. Начало - по ссылке
На Pukkelpop 8 сцен, но ни одна из них не оказывает на организм такого разлагающего эффекта, как Boiler Room. Эти два спаренных танцпола, увешанные светящимися палочками и колонками (к слову, звук выведен отлично), - внутренний "казантип" фестиваля, черная дыра, затягивающая случайных прохожих. Уверен, что не один десяток потерянных душ до сих пор бродит вокруг этого места, пытаясь понять, куда исчезли 20-30 часов из их жизни. Из колонок здесь все три дня, с половины первого до четырех ночи (остальные сцены заканчивают работу в два часа), несется оголтелый бростеп с заходами на d'n'b и обратно. И не важно, кто и в какое время занимает место у пульта - A-Trak, Диллон Фрэнсис (Dillon Francis), Baauer, Месье Уазо (Mr Oizo) или Flosstradamus. Это резиденты оригинального Boiler Room (лондонского клуба на месте всамделишной бойлерной) стараются потрафить меломанам и диггерам. А здесь вам не тут, поэтому в ход идет примерно один и тот же набор горячих хитов, и поставленной по третьему-четвертому кругу песне никто не удивляется.
На соседних сценах нашлись, правда, и те, кто бросил перчатку "бойлерной" и попытался закатить вечеринку еще более дикую. Больше других отличился Вака Флока Флейм (Waka Flocka Flame), один из тех рэперов, кто много лет читает, не приходя в сознание. Первым обращает на себя внимание даже не огромный задник с пылающим огнем, а взгромоздившийся на двухметровый постамент здоровенный черный бро, голый по пояс и с макбуком в руке - это диджей Ваки Флоки, не заморачивающийся сведением, а просто переключающий минуса одним пальцем. Ближе к концу шоу он поставит одну из подложек и пойдет брататься со зрителями. Чуть раньше людское море вынесет к переднему краю паренька в одних трусах. 9 из 10 исполнителей отправили бы краудсерфера обратно, но Флокавели дает отвод охране, вытаскивает юношу на сцену, вешает ему на шею блинг, посвящая в ряды группировки Brick Squad, и на пару с ним исполняет пару номеров.
Фронтмен диско-панков !!! Ник Оффер (Nic Offer), человек с внешностью обладателя пожизненного абонемента программы "Чудаки" на MTV, тоже как мог заряжал публику. Ходил в народ, отплясывал что твой Наполеон Динамит, во время одного из хореографических номеров даже навернулся со сценического монитора - к счастью, без тяжелых последствий. Зрители, кажется, больше завороженные танцующим фриком, двигались неохотно, а жаль: сетлист "!!!", поделенный пополам между свежим альбомом "THR!!!LER" и багажными хитами-манифестами вроде "All My Heroes Are Weirdos" и "Jamie, My Intentions Are Bass", вышел довольно крепким.
Совсем уж не ожидались танцы в четвертом часу дня в душном шатре Castello, где можно было вешать топор - стоявшие на входе волонтеры фестиваля из милосердия обрызгивали посетителей водой, чтобы те раньше времени не хлопнулись в обморок. Тем не менее, британцам Factory Floor удалось завести аудиторию монотонной моторикой техно. О Factory Floor особый разговор: начав с просроченного пост-панка, группа переключилась на предельно минималистичный синт-вейв, двигала его как асфальтовый каток, выпуская один-два сингла в год, и выбилась чуть ли в законодатели мод. С ними выступают и записываются Питер Гордон (Peter Gordon), Марк Стюарт (Mark Stewart) и Chris & Cosey, им отдают песни для ремиксов лейбл Mute и Трент Резнор (Trent Reznor), их ремикшируют Perc и Ричард Керк (Richard H. Kirk). При этом сами FF комфортно существуют на периферии сразу нескольких жанров, ни под кого не мимикрируя, а наоборот, как бы поглощая сопредельные территории - техно и минимал-вейв, индастриал и краутрок.
Два года назад я уже видел группу, и даже за эти два года они сделали пару серьезных шагов вперед. Теперь же машинерию коллектива удалось рассмотреть в подробностях: ударник Гэбриел Гернси (Gabriel Gurnsy) выбивает нетривиальный моторик из железа и электронных "плюшек"; Никки Колк (она же Nic Void) управляется с пультами и использует гитару в качестве перкуссии (без шуток); между ними - стол, заставленный невообразимым количеством пультов, за ним орудует Доминик Батлер (Dominic Butler). Начав с самой узнаваемой своей вещи, растянутой "Two Different Ways", и за первые 20 минут поставив на ноги аудиторию, в следующие 20 минут Factory Floor делают все, чтобы публика не танцевала - на слух удалось поймать крайне сбивчивую версию "~(Real Love)". Живое шоу троицы и правда напоминает цокольный этаж какого-нибудь завода, где одновременно происходит и рабочий день, и нелегальный рейв, озвученный как бы сам по себе, не людьми, а призраками ФЭГ.
Franz Ferdinand, полтора года обкатывавшие новые песни, в итоге, добились эффекта искусственного старения: разбросанные по сетлисту "Right Action", "Evil Eye", "Love Illumination" и "Stand on the Horizon" звучат как вещи десяти-, а то и двадцатилетней давности. Ни одну из них не принимают как новую "Take Me Out", но шотландцы за этим, слава богу, давно не гонятся. Новость хорошая и одновременно плохая состоит в том, что слушать свежие вещи лучше все-таки живьем, потому что на волне перфекционизма Franz Ferdinand слегка перестарались и перегрузили альбом ненужной мишурой. На концертах она, по счастью, отваливается, а тяга к экспериментам уходит в изящный мэшап "Can't Stop Feeling" и "I Feel Love" Донны Саммер (Donna Summer).
Шатер Wablief?! (с голландского это перевдится как-то вроде "Чего изволите?") целиком отдан местным талантам, но на Gruppo Di Pawlowski в нем собирается внушительная толпа, которую на площадке для "молодых да ранних" увидишь не каждый день. Плодовитый гитарист Мауро Павловски (Mauro Pawlowski), известный в России как участник dEUS и чуть меньше - как лидер почивших Evil Superstars, в Бельгии считается кем-то вроде местного Терстона Мура (Thurston Moore) - очередную группу авторы буклета назвали его "237-м проектом" (почти не обсчитались). Самому же ему больше хочется быть местным Баззом Осборном (Buzz Osborne), по крайней мере, хаотичная и рваная, заточенная под импровизацию музыка нынешнего состава Мауро как раз Melvins главным образом и напоминает.
Отправляясь в металлический шатер Shelter на героев альтернативного металла 90-х Filter, заранее готовлюсь к разочарованию. Ричард Патрик (Richard Patrick), экс-гитарист Nine Inch Nails и излечившийся алкоголик, давший Звукам пронзительное интервью, последние десять лет не фонтанирует новыми идеями. Но даже на фоне обычного застоя его последний альбом "The Sun Comes Out Tonight", где группу мотает между Linkin Park и Брайаном Адамсом, вышел совсем уж удручающим. Сам Патрик что-то такое про пластинку понимает, и за новые вещи принимается только после обязательно порции боевиков из 90-х, и вот тут дизельное топливо воспламеняется как встарь. "Как называется эта песня?" - спрашивает меня стоящий рядом фанат металла. "Trip Like I Do" - диктую по слогам.
Nine Inch Nails по невыясненным причинам урезали сет на Pukkelpop с дежурных часа сорока до часа, поэтому из 26 песен, отрепетированных группой к новому туру, в Бельгии прозвучали только 15. Но даже в таком, диетическом варианте Трент Резнор (Trent Reznor) не дал повода сомневаться в том, что название его бригады должно быть отпечатано на афишах самым крупным шрифтом. Под открывающую концерт "Copy Of A" (новинка, передающая привет все тем же Factory Floor) на глазах изумленной публики происходит сборка сцены: к Рензору, в одиночку наигрывающему интро, присоединяются остальные музыканты, причем каждый, как секция в оркестре, вступает ровно в свое время. Принципиально шоу Nine Inch Nails не изменилось с 2007 года: это все тот же педантичный крафтверковский минимализм с темными фигурами на фоне цифровой графики. Чего не скажешь о песнях, которые Резнор выуживает и переделывает под нужды новой программы. С "Copy Of A" легко стыкуется древняя "Sanctified". Дальше парами отстреливаются песни с альбомов - "March of a Pigs" и "Piggy", "Gave Up" и "Help Me I'm In Hell", "Only" и "The Hand That Feeds". Резнор играет старым материалом как деталями "лего", без какого-либо пиетета к собственной молодости или чувства ностальгии. Встает в паз "Me, I'm Not", проигнорированная во время предыдущего "прощального" тура? Отлично. Не стыкуется с новой программой двойник "The Fragile"? Не жалко.
Выверенная до сантиментов и секунд сценография, умеренная плотность хитов в сет-листе (из которого, увы, вылетели и "Closer", и непременная финальная "Hurt"; зато в фаворе неожиданно оказался 20-летней давности миньон "Broken"), сильный концертный состав - Резнор всегда производил впечатления человека, который просчитывает свои действия на много ходов вперед, но он не хуже умеет верстать "план Б", если с генеральным планом что-то не срастается. Накануне тура из гастрольного автобуса высадились Эрик Эйвери (Eric Avery) и Эдриан Белью (Adrian Belew) - лидер NIN, не моргнув глазов, нашел им замену. Концерт на Pukkelpop оказался не столько блокбастером, сколько расширенным трейлером к блокбастеру - но трейлером из тех, что номинируют на специальные призы для трейлеров.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)