Как и положено фестивалю в полном расцвете сил, Osheaga воспылала целой россыпью звезд: от самых неожиданных до самых предсказуемых. Но одну из них, безымянную, необходимо упомянуть отдельно – чтобы запомниться всем без исключения фестивальным гостям, нашему герою потребовалось найти где-то надувного фламинго, насадить его на кол и прогуливаться с ним от одной сцены к другой на протяжении всего уик-энда. Этот неутомимый человек лез со своим питомцем в поле зрения во время всех стратегически важных сетов – а в пятницу и вовсе изловчился делегировать его на фестивальные экраны, где фламинго добрых полчаса показывали в одном кадре с Робертом Смитом (Robert Smith).
В общем, когда в субботу человек с фламинго и сам оказался, наконец, на одной из сцен, его приветствовали едва ли не более шумно, чем ее формального хозяина – пригласившего на эту сцену всех желающих англичанина Трики (Tricky). От старого доброго Трики, придумывавшего трип-хоп, ругавшегося с Massive Attack и приезжавшего в столичный МХАТ, осталась разве что его привычка ритуально раскуриваться во время первой песни (ею оказалась инструментальная версия “Sweet Dreams”). Все остальное – иногда занимательное, местами утомительное и в целом дичайшее не пойми что с уклоном в хеви-метал – теоретически мог исполнять кто угодно – чем, вероятно, и стоит объяснять обилие отзывов в духе “худший концерт уик-энда”.
Разодетый Элвисом человек с фламинго (и еще человек сорок) на сцене очутились в связи с обязательным для теперешнего Трики ералашным прочтением “Ace of Spades”: все пляшут, солистка его ансамбля поет, ну а сам артист преимущественно задирает майку, периодически приговаривая “don’t be scared”. Коллективное исполнение нетленки Motorhead так и осталось самым запоминающимся моментом без малого часового шоу, по ходу которого Трики остался, наконец, топлес и успел исполнить пять или шесть песен (включая “Black Steel” со своего эпохального дебютного альбома), а “дружественное вторжение” зрителей на сцену состоялось еще раз.
“К сожалению, мы не можем пригласить никого на сцену – мы играем 50 минут, и именно столько нам нужно, чтобы сыграть альбом целиком”, - оторвалась от дела Ким Дил (Kim Deal), извиняясь перед публикой, издеваясь над Трики и имея в виду альбом “Last Splash” – отмечающую этим летом 20-летие классику альтернативного рока. Во время сета The Breeders зарядил легкий дождь, но это никого не смущало – пока группа старательно следовала трек-листу своей главной пластинки, от “Cannonball” и “No Aloha” до “Saints” и “Drivin’ on 9”, собравшиеся у “Зеленой” сцены зрители поощряли вечнозеленых кумиров всеми возможными способами, включая выкрики вроде “Кому нужен Блэк Фрэнсис?”
Ностальгические сеты ветеранов альт-рока – непременный пункт фестивальной программы, но в 2013 году Osheaga превзошла сама себя: The Breeders еще не закончили исполнять “Last Splash”, а на соседней, “Под деревьями”, сцене уже рычал Боб Моулд (Bob Mould), посвятивший добрые две трети своего сета песням Sugar и Hüsker Dü. Увы, слушали их человек четыреста – раз в сто меньше, чем в это же самое время можно было насчитать у главной сцены, где заканчивался сет Imagine Dragons. Каких-нибудь десяти минут мне хватило, чтобы узнать немало нового: что эта группа в лайн-апе Osheaga – одна из самых популярных и что именно она исполняет песню “On Top of the World”, которая целый год звучала из моего айпеда на правах саундтрека к игре FIFA 2013.
Удивляться, впрочем, нечему: еще одна песня Imagine Dragons “Radioactive” (звучащая как Coldplay, променявшие Брайана Ино на бейс-дропы) настойчиво и небезосновательно претендует на лавры главного рок-хита года. Несколько раз ударив в большой барабан, солист Imagine Dragons запел “Radioactive” последней, его дружно поддержали все сорок с чем-то тысяч зрителей, и Osheaga 2013 обрела момент, эквивалентный тому, что в порнографии принято называть money shot. А я незамедлительно сбежал от главных сцен куда подальше – все к той же спасительной “Зеленой” сцене, где техасцы Explosions in the Sky неминуемо напомнили о том, каким крутым был телесериал “Friday Night Lights”.
Вообще пора бы уже, наверное, признаться: лайн-ап Osheaga 2013 меня до какого-то момента – впервые в фестивальной истории – не впечатлял, и два последних сета субботнего дня отлично иллюстрировали, что именно в этом лайн-апе было плохо – и что в нем в итоге стало хорошо. Сначала вторую по величине аудиторию уик-энда собрали Macklemore & Ryan Lewis – необъяснимо успешный тандем продюсера и рэпера, который кривлялся на фоне ирландского (почему-то) флага, без умолку болтал, гордо сообщал, что “провел на сцене полжизни”, и добавлял, что это выступление на Osheaga – один из лучших моментов в его карьере.
А потом на сцену вышел Бек (Beck) – фигурировавший в планах организаторов фестиваля с момента его основания и добавленный в лайн-ап Osheaga 2013 в последний момент, заодно с The Breeders, Бобом Моулдом и Трики. Что ж, этого стоило дождаться: намеренный выпустить сразу два новых альбома, в Монреаль Бек приехал с greatest hits разных лет, от “Devil’s Haircut” и “Loser” до “Chemtrails” и “Think I’m in Love”, с завидным инструментарием (включавшим ситар и укулеле) и в прекрасном настроении. “Я обожаю играть в Монреале”, - признался вдруг Бек, вспомнив, как в конце 1990-х он ездил по континенту с “Midnite Vultures” и только в одном городе – этом – под него танцевали.
“Не думаю, что сейчас подходящее время, чтобы приходить на рок-фестиваль с книжкой”, - заявил он чуть позже, но книжку – свой прошлогодний нотный сборник “Song Reader” – вытащил и песню по нему сыграл. В эти полтора часа также уместились акустический блок с песнями с “Sea Change” и из саундтрека к “Вечному сиянию чистого разума”, кавер-версии “Tainted Love” и “Billie Jean”, еще один летний дождь и уже традиционное эхо проходящего в дни Osheaga фестиваля фейерверков. Иными словами, все звезды расположились так, чтобы эти полтора часа стали упоительными, незабываемыми и, на мой вкус, лучшими в фестивальной истории. Но сам Бек, завершавший свой сет лежа, в соул-горячке растянувшейся на десять минут “Where It’s At”, был, конечно, звездой №1 – после сияния которой третий день Osheaga казался мне формальностью.
Со мной согласилась и погода, терпевшая весь уик-энд, чтобы разразиться, наконец, эпическим ливнем и отсрочить мое возвращение на остров Святой Елены до вечера воскресенья. Придя под занавес сета Кендрика Ламара (Kendrick Lamar), я успел к самому началу выступления New Order, вышедших на сцену под музыку Эннио Морриконе (Ennio Morricone) и отыгравших образцовую программу со всеми неотвратимыми остановками: “Ceremony”, “Bizarre Love Triangle”, “True Faith”, “Blue Monday” и так далее. Смутив разве что неразборчивостью в языках и видах насекомых (поблагодарить зрителей Бернард Самнер (Bernard Sumner) решил почему-то на испанском, а вившихся вокруг него мотыльков обозвал мухами), New Order порадовали и исполнительским мастерством, и видеорядом, и связкой из “Atmosphere”, “Shadowplay” и “Love Will Tear Us Apart” известно какой группы.
Учитывая, что хедлайнерами дня были назначены Mumford & Sons – одна из популярнейших – и скучнейших – групп на свете, - антиклимакс казался неизбежным. К чести организаторов, альтернативы арена-фолку планировались – но Death Grips, как уже было сказано, на фестиваль не приехали, а Hot Chip (исправно чередовавшие песни с четырех последних альбомов и нашедшие время для премьеры нового сингла “Dark & Stormy”) оказались несколько бездушнее, чем я надеялся. А, впрочем, не буду лукавить: жаловаться на так себе исполнение “Over & Over” в принципе можно – но не в том случае, если сутками ранее слышал “Everybody’s Gotta Learn Sometimes”.
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)