На нынешнем фестивале Stereoleto, прошедшем недавно в Петербурге, на специальной сцене Bastille, выступали в основном французы — как относительно известные в России (Sergent Garcia, например), так и не очень. Но данное мероприятие тем и характерно, что и очевидных хэдлайнеров-то там никогда не бывает, особенно из числа тех, кто, например, невозмутимо эксплуатирует свое славное хэдлайнерское прошлое. Зато той музыки, которая, помимо основной её ценности (по Чайковскому), несет еще и функцию «просветительскую» — хоть отбавляй. Один из таких примеров — Nosfell — музыкант-одиночка, сочинитель сказок, автор оперы и человек, придумавший свой собственный язык. Помимо этого он успел записать пластинку вместе с участниками Queens Of The Stone Age и выступить на разогреве у Pixies и Red Hot Chili Peppers.
Звуки: Вы всегда играете в таком соло-формате, как в этот раз — на «Стереолете»?
Nosfell: Вообще-то, я очень долго играл один, но сейчас периодически случается, что выступаю в составе дуэта и даже трио — с басистом и виолончелистом.
Звуки: Этот минимализм — внешний, я имею в виду, — принципиальное решение? Попытка сохранить оригинальность?
Nosfell: Да, это принципиальный выбор, потому что я хочу, чтобы больше места оставалось для голоса, чтобы голос звучал на всех возможных частотах. Поэтому я стараюсь ограничиться минимальным количеством музыкантов на сцене. Но в то же время это не мешает мне любить работу и с большой командой. Например, я написал оперу, в которой задействовано восемь инструментов.
Звуки: Вас никогда не сравнивали с Джеффом Бакли (Jeff Buckley)?
Nosfell: С Джеффом Бакли? О, да, меня иногда сравнивают с ним и мне это лестно, потому что я очень люблю его музыку. Тут ведь еще такой момент, что и Джефф Бакли и его отец — Тим Бакли (Tim Buckley) — это музыканты-самоучки, как и я. Как некогда Джефф Бакли, я тоже пытаюсь сохранить эту хрупкость, и мне кажется, что это важно — некое, возможно, несовершенство.
Звуки: Какие темы вы чаще затрагиваете в своих песнях?
Nosfell: Ну, здесь есть много разных тем. Я, например, пишу сказки, и у меня в песнях часто мелькают такие сказочные, сюрреалистические сюжеты. Конечно, я очень много пою и о любви, потому что мне кажется, что настоящая народная музыка — это именно песни о любви. Но, кроме этого, присутствует и много таких отчасти странных вещей, связанных с войной, с религией. Еще очень большое место среди моих тем занимает тело — тело как метафорическая территория. Когда я думаю о различных персонажах, которые мне нужно «оживить» в песне, я думаю об определенных импульсах, которые исходят из разных точек моего тела. Допустим, если мне нужно найти голос определенного персонажа, я могу послать себе импульс из колена. И все это связано, конечно, с размышлением о теле вообще, это такое возвращение к состоянию эмбриона, возвращение к материнскому чреву. Ну, и тело как территория — это, конечно же, вопрос сексуальности, и об этом я тоже много пою.
Звуки: Такой своеобразный подход — это, быть может, влияние какой-то философии, каких-то практик, например?
Nosfell: Здесь, наверное, стоит сказать о той достаточно удивительной связи, которая была у меня с моим отцом, и который был довольно интересным человеком. Он, например, очень часто будил меня ночью и просил рассказать мои сны. Так я, кстати, научился записывать их. Отец был полиглотом, и как раз через него мне передалось ощущение этого синкретизма — синкретизма мира, и, наверное, благодаря этому я стал интересоваться очень многим. Мне удается переходить от каких-то очень традиционных тем — рок мотивов, например, — к чему-то более фееричному, более смешанному. Меня, вообще, интересуют очень разные виды гармонии: от тех же Дебюсси и Равеля до блюзовой пентатоники. Поэтому, наверное, логично, что тот минимализм, о котором вы говорили, — это как раз возможность использовать минимальное количество средств.
Ну, и йога, конечно, — тоже. Плюс — всё то смешение культур, огромное количество разных идеологий, которые присутствовали в нашем доме, когда я был еще маленьким ребенком, — все это оказало на меня влияние.
Звуки: Вот по поводу культур: откуда ваши родители?
Nosfell: Мой отец из берберских племен, он родился в горах Марокко. Но на самом деле ни он, ни я совсем не знаем эту берберскую культуру. Отец очень много работал, живя во Франции, и он оставался как бы вне этой культуры. Ну, а моя мать — француженка, типичная парижанка.
Звуки: Ваши сказки издаются?
Nosfell: Да, у меня вышла сказка вместе с оперой «Lac aux Vélies» — книга плюс диск. Вообще, идея была сделать что-то вроде вагнеровского проекта, т.е. для каждого из героев — своя музыкальная тема. Вот, например, главный герой, у него есть своя заглавная тема, которая дальше по-разному преломляется и следует за ним до конца произведения, так или иначе возникая снова. Но это — поп-музыка; ничего общего, конечно, в этом плане с Вагнером нет, хотя исполняется она филармоническим оркестром — получилось что-то вроде Дебюсси.
Звуки: А что-то родное — французская литература, например, повлияло на вас?
Nosfell: Ну, на самом деле французской литературы я много перечитал еще в детстве. А что касается моего текущего творчества, то я скорее вдохновляюсь как раз сказками других стран. Например, Калевала — вы, наверняка, должны знать, поскольку это у вас тут рядом, — потом японские сказки, потому что я жил в Японии и очень много времени провел за изучением японской литературы, исландские сказки, сказки братьев Гримм, сказки, которые собирал датский профессор Йоун Арнасон (Jon Arnason). Также — арабские, еврейские сказки, ну и, например, та же история барона Мюнхгаузена.
И здесь важно то, что, например, у братьев Гримм очень много жестоких сказок, которые сейчас могут быть как-то не совсем адекватно восприняты и которые много где запрещены на самом деле или как-то интерпретируются по-другому. А мне просто как-то хотелось сохранить именно форму сказки — саму по себе. И моя сказка тоже довольно жестокая: моя героиня, к примеру, в конце умирает. В связи с этим у меня даже было довольно много встреч с разными издателями, которые мне объясняли, что могут возникнуть определенные сложности и т.д.. Такая ситуация, например, была со знаменитым издательством Галлимар (Gallimard): я встречался с представителями детского отдела, а они мне сказали, что, к сожалению, вот есть такие-то и такие-то моменты, с которыми нужно будет что-то сделать. Поэтому мне пришлось обратиться к издателю комиксов, хотя эта книжка, конечно, никакого отношения к комиксам не имеет. Но зато у них с изданием никаких проблем не было.
Звуки: Вы же не в первый раз в России?
Nosfell: Да, в прошлом году я приезжал в Москву вместе с Филиппом Декуфле (Philippe Decouflé) — это такой современный французский хореограф — я участвовал в постановке «Octopus». А после мне удалось поиграть в небольшом баре.
Звуки: По Петербургу успели погулять?
Nosfell: Нет еще, к сожалению. Но, кстати, я поменял свой билет и поэтому у меня есть еще целых два дня, чтобы посмотреть город.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)