И снова здравствуйте. 34-й по счету, седьмой для меня и продолжающий щеголять цифрами (две дюжины площадок, тысяча концертов и иных фестивальных активностей, два миллиона зрителей), Festival International de Jazz de Montreal is back – вместе с обязательными дискуссиями на тему его представительности и собственно “джазовости”. Лайн-ап после вынужденной отмены выступлений Ареты Франклин (Aretha Franklin) и Шерон Джонс (Sharon Jones) действительно несколько полегчал – к тому же, некоторые гости фестивальной столицы континента на полном серьезе задаются вопросом “почему на вашем фестивале слишком много рэпа?”
Ну что, давайте посмотрим: Pink Martini и Preservation Hall Jazz Band, Belle & Sebastian и She & Him, Уонда Джексон (Wanda Jackson) и Леон Расселл (Leon Russell), Woodkid и Suuns, The Specials и The Herbaliser. Да, рэпа и впрямь многовато – хотя, если серьезно, я уже успел соскучиться по некогда приезжавшим на каждый второй фестиваль, а ныне разрывающихся между ночным телевещанием и коллаборациями с живыми легендами The Roots. Ну а если совсем серьезно, то FIJM, в отличие от Osheaga, никогда не ограничивал свою привлекательность лайн-апом – ну разве что притягательность вывесок трех главных blow-outs (бесплатных опен-эйров с расчетом на 100-тысячные аудитории) у организаторов по-прежнему в приоритете.
Собирается этот конструктор из трех неизменных деталей: звезда world music в последний день, звезда хип-хопа (или трип-хопа, или чего угодно танцевального) в разгар фестиваля и просто звезда – чем ярче, тем лучше, - с концерта которой все начинается. В 2013 году самые престижные слоты FIJM разобрали малийцы Amadou & Mariam, француз Wax Tailor и канадка Файст (Feist) – когда-то рядовой член онтарийской инди-коммуны Broken Social Scene, а с некоторых пор национальная гордость, на вверенную ей роль главного из хедлайнеров подходящая вполне.
Причем как формально (бог с ней, с “1234” – как насчет четырех номинаций на “Грэмми” и 11 премий Juno), так и фактически: не далее как год назад Файст с легкостью прикинулась Дженис Джоплин и покорила ту же Osheaga. Другое дело, что на сей раз она, кажется, чересчур буквально поняла определение “джазовый фестиваль” и на протяжении доброго часа играла программу куда утонченнее и камернее той, к которой многие успели привыкнуть. Что само по себе замечательно – но в формате пресловутого “блоу-аута”, да под непривычно назойливую болтовню привычно перевозбужденных зрителей, звучало немного – самую малость – некстати.
Самой Файст так, похоже, не казалось: “Я впервые в жизни вижу перед собой такой длинный коридор таких тихих, воспитанных и внимательных слушателей”, - сообщила в какой-то момент артистка. Но потом вняла моим (тихим и воспитанным) мольбам и принялась играть чуть громче, чуть бодрее, чуть агрессивнее – чем довольно быстро заткнула большинство болтунов, а заодно напомнила о достоинствах своего последнего альбома “Metals”, песни с которого звучали в этот вечер чаще других (а особенно, по-моему, удалась “The Bad in Each Other”).
В остальном же все было как всегда: более или менее уместные уроки пения, вступления к одним песням, упрямо оказывавшиеся другими, и значительно, порой до неузнаваемости измененные шлягеры (вроде “My Moon My Man” и “Sea Lion Woman”). Дождь, ливший или моросивший на протяжении большей части суток, выступление Файст так и не потревожил, аккомпанировавшее ей “пауэр-трио” не подвело ни разу, и даже звук, с которым в уличной части FIJM бывают проблемы, на сей раз не подкачал. Последней, под фейерверки, осмелевшая Лесли спела не очевидную “1234” (ее в итоге не было вовсе), а “I Feel It All”.
Если успех Файст, в общем, угадывался, то к следующему концерту FIJM я, как выяснилось, не был подготовлен вовсе – хотя единственную пластинку выступавших, “Woman” Rhye, заслушал минувшей весной до дыр. Все-таки очень освежающим порой бывает взлом собственной рутины: не читая чужих рецензий и не заглядывая в “Википедию”, я все это время пребывал в абсолютной уверенности, что Rhye – это на самом деле Рай; не группа, но девушка, предположительно мулатка, которую наверняка тыщу раз сравнили с Шаде (Sade) и назначили в конкурентки современнице Джесси Уэйр (Jessie Ware).
Если что-то подобное кажется и вам, ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР: Rhye – это группа, а поет в ней никакая не мулатка, но худой белый мужчина по имени Милош (Milosh). Заподозрить что-то подобное стоило, наверное, чуть раньше: единственной промо-иллюстрацией в пресс-ките Rhye остается изображение чьей-то голой спины, аккредитованных фотографов в Metropolis не пустили, а когда со сцены зазвучала первая песня, ее исполнитель предпочел прятаться в тени. Я, однако же, продолжал подозревать подвох – вроде того, что настоящая Рай поет откуда-нибудь из-за кулис или с балкона. И, честное слово, не был одинок: многие из моих соседей по полупустому партеру с началом каждой новой песни нервно смеялись или внимательно оглядывали зал.
Сдался я примерно на сороковой минуте шоу – даже не тогда, когда солист представил своих аккомпаниаторов (пять человек, включая девушку с тромбоном и виолончелью и солидного вида скрипача), закончив эту интерлюдию словами “А меня зовут Милош, и вместе мы – Rhye”. А тогда, когда, устав от праздной болтовни парочки в первом ряду, этот самый Милош украсил очередную песню целым куплетом в духе “Как же вы надоели раз-го-ва-а-а-арива-а-а-ать” – спев его тем самым голосом, который я на протяжении нескольких месяцев принимал за голос наследницы Шаде.
А концерт, несмотря на полупустой партер и болтливую парочку, в целом удался. Лаконичный (меньше 40 минут) хронометраж “Woman” компенсировался затянутыми вступлениями или кодами (пару раз за инструмент – барабанные палочки – брался даже Милош). Кроме того, прозвучали и два сольных, изданных под вывеской Milosh сочинения солиста: одно (“The City”) – про Монреаль, другое (“It’s Over”) – вместо биса (Милош заранее предупредил, что “мы не делаем the encore thing, потому что это какое-то левое ухищрение”). Чей-то нетрезвый вопль “Давайте все сначала – или сыграйте что-нибудь из Bon Jovi” остался без ответа – впрочем, жаловаться на дефицит ответов в этот вечер было бы грешно.
Вечер, как водится, и не думал заканчиваться – на главной фестивальной сцене Scottish National Jazz Orchestra играл что-то из Дюка Эллингтона, а на соседней старался местный блюзмен Джим Зеллер (Jim Zeller). 34-й Festival International de Jazz de Montreal набирает обороты и готовится отметить главный национальный праздник - День Канады. Ах да, я ведь уже говорил, что солист Rhye – еще и канадец?
Во второй части традиционного репортажа Звуков – Belle and Sebastian и The Specials, Austra и Suuns, автор песни “Wicked Game” и экс-супруг Джулии Робертс.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)