В 8.40 в «Стадиуме» уже гремит разогрев в лице группы Бранденбург. С недавних пор здесь завелась приятная традиция – если концерт заявлен на половину девятого, то ровно в это время и начнет звучать музыка. От выступления Бранденбурга, в меру техничного, но скучного, остаётся одно важное ощущение – кажется, на этой площадке наконец наладили звук. Ни оглушительных высоких, ни гудящего баса, заглушающего все инструменты. Еще получаса проходят в сопровождении совершенно неуместного и почему-то очень громкого хаус-микса. Интересно, кому в голову приходит заводить такую музыку перед рок-концертом? Зал, еще недавно угрожающе пустой, быстро заполяется. Конечно, аншлага как на Kasabian нет и близко, но посмотреть на старика Барни собралась совсем нестыдная толпа.
Наконец хаус притихает, в порталах «Стадиума» грохочет симфоническое интро и вот он «Crystal», главный для России радио-хит New Order, крутившийся в эфире «Ультры» в год её расцвета. На экране – то самое видео с вымышленной группой Killers, в честь которой и назвались хедлайнеры завтрашнего фестиваля «Park Live». Звук не фонтан – заметно хуже, чем на Бранденбурге, но чёрт, кого это сейчас волнует? Не успевают мурашки пробежаться по коже во время столь любимого клавишного брейкдауна, как «Crystal» переходит в «Regret», и тут уже невозможно не подпевать. Британцы палят хитами на поражение.
Место Питера Хука (Peter Hook) занял Том Чэпмен (Tom Chapman), игравший вместе с Бернардом Самнером (Bernard Sumner) в группе Bad Lieutenant. Там же отметился и пятый участник нынешнего состава New Order Фил Каннингем (Phil Cunningham). Самая занятная деталь его биографии: изначально в NO он заменял клавишницу Джиллиан Джилберт (Gillian Gilbert) (дело было во время тура в поддержку диска «Get Ready»). Когда Джил вернулась в группу, Фил благополучно перешел на позицию второго гитариста, и к электронике притрагивается лишь эпизодически. Несмотря на мощный состав, на сцене у NO всё нарочито по-простому – никаких декораций, минимум света, на видео – клипы или незатейливые задники-скринсейверы. На этом фоне не то что Depeche Mode, а даже Human League или OMD живьем выглядят красочным театрализованным действом. Самнер и компания так на всю жизнь и остались в образе «манчестерских простачков».
Самнер много разговаривает с публикой – «У нас тут вышел такой вот полуальбом, сейчас сыграем песню оттуда» (это про «I’ll Stay With You», единственный из условно новых треков сегодня). «Эту вещь мы начинали еще с Joy Division, но потом наш певец к сожалению умер и мы сделали её уже с New Order» (это про “Ceremony”). Первая часть концерта – сплошной рок, который разбавляется слегка переработанной, почти брейкбитовой версией «Isolation». По сравнению с каноническим исполнением Peter Hook & The Light, эта версия затейливее и драйва в ней больше – это уже не Joy Division, а именно что New Order.
Как правило, большие и долгожданные концерты первые несколько песен смотришь глазами холодного аналитика и лишь потом вливаешься в процесс, но тут аналитическая фаза отсутствует совсем, ты с первых же нот «внутри». Это, наверное, к лучшему, потому как если New Order анализировать, косяков вылезает чересчур много – вокал Самнера то и дело «проваливается» (тут выручает зал, который готов петь хором любую вещь), гитары звучат расхлябанно, да и общий баланс то и дело разваливается. Особенных претензий нет разве что к Джиллиан. Но техникой игры New Order не славились никогда, на фоне того что можно увидеть на бутлегах, в Москве они звучат прямо-таки неплохо.
«Следующий трек мы записали вместе с The Chemical Brothers, знаете их? Нравится?» и тут же до боли знакомое синтезаторное вступление. «Here to Stay»! Вот это да! Сюрприз, прямо сюрпризище. Этой песней на прошлогоднем «Сонаре» и не пахло. Рад, очевидно, не я один – «24 Hour Party People» смотрели всё и «Like a bright line on the horizon…» хором запевает весь зал. «Кстати, а Killers вы любите?», продолжает Барни. Зал отвечает одобрительным рёвом. «Они сейчас тут!». Старенькая мелодичная «Your Silent Face» («мы так долго сюда добирались, что решили добавить еще одну песню в сетлист») - еще одна неожиданность. Здесь Барни даже меняет привычную гитару на мелодику и выдает весьма недурственное соло. В паузе Джиллиан как-то совершенно по-любительски проверяют клавиши, и через секунду-другую из порталов грохочет брейкбитовый луп. «World», еще один хит с подзабытого альбома «Republic» - ай да сетлист сегодня!
Рок заканчивается на «Krafty», а дальше – ковровая бомбардировка танцевальными хитами «Bizarre Love Triangle», «5 8 6» (прямо второй «Blue Monday»), «True Faith» (сколько же раз я видел этот клип в те времена, когда на музыкальных телеканалах еще была музыка). Тут Самнера уже и не слышно – то ли зал его перепел-перекричал, то ли вокал опять провалился, но это и неважно. Такого радостно-эйфорического концерта я не помню со времён первого приезда Ноэла Галлахера (Noel Gallagher) в «Б1». Столько хитов разом бывает только на дискотеке, да это по сути дискотека и есть. Ощущаешь себя так, будто это не клуб-тысячник, а уютный подвал, где друзья заводят любимые треки, и неважно, что сабвуфер сдох, а единственный динамик хрипит, здесь все свои и всем хорошо.
«Blue Monday» и «Temptation» в обратном порядке повторяют финал концерта Питера Хука, и здесь исполнения уже очень близки друг к другу. В чем-то Хук может и получше, но здесь поющий зал - часть представления, и публика (в массе своей молодая, но не без компаний типа "семейство с детьми") еще долго после окончания "Temptation" тянет вокальный луп. Ну и бис, конечно же, тоже превращается в мини-трибьют Joy Division. На фоне задника «Joy Division Forever» New Order поют «Atmosphere» (и снова исполнение NO выигрывает у оригинала), «Shadowplay» (посвящение Killers – завтра мы услышим эту вещь еще раз) и конечно же «Love Will Tear Us Apart».
Наверное, без последнего блока можно было и обойтись. В конце концов, лично я (и видимо не только я) люблю New Order совсем не как наследников Joy Divison, а скорее как вдохновителей The New Division, как группу, без которой современная поп-музыка вообще немыслимы, как скажем без ABBA. И если бы вместо трёх песен JD мы получили бы, скажем, «Confusion», «Vanishing Point» и «60 Miles An Hour», никто бы, мне кажется, не расстроился. Но и без того концерт вышел великолепным. А что звук не прекрасный и играют «как в пабе» - считайте это эффектом «Электроники 302». Кумиров нужно принимать такими, какие они есть.
Поколению, родившемуся в восьмидесятые, еще предстоит дождаться приезда в Россию Radiohead и Coldplay, а для нас, детей Depeche Mode, The Cure и New Order, все главные гештальты уже закрыты.
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)