Честно признаюсь, музыка группы Murmansk мне лично никогда не была симпатична: бесспорно, их вполне крепкий, наследующий всем основным традициям гитарной шумной музыки нойз-рок может нравится тем, кто, например, заслушал до дыр свои пластинки A Place to Bury Strangers, но я от такой музыки давным-давно устал. Тем не менее, когда мне предложили поговорить с бас-гитаристом коллектива Олли (Olli), я не стал отказываться – по одной, возможно, не самой существенной причине: всю свою сознательную жизнь я живу как раз в городе Мурманске – и с группой, носящей имя своего родного города, пообщаться мне безусловно хотелось. Так что в назначенное заранее время я вызвонил Олли по «Скайпу» и принялся задавать ему вопросы.
Звуки: Поскольку я звоню вам настоящего, российского Мурманска, не могу не задать вопрос, который вам задавали, наверное, уже десять тысяч раз – откуда взялось ваше название и что оно означает?
Олли: Ого! Мне, кажется, первый раз приходится говорить с кем-то из Мурманска – а тем более давать интервью. Что до названия, то оно как-то раз просто пришло кому-то из нас в голову – и мы все сошлись на том, что оно прекрасно описывает нашу музыку. Среднестатистический финн хотя бы раз в своей жизни слышал о Мурманске – и ассоциирует это название примерно с теми качествами, которые есть и в наших песнях: отстраненность, холодность, некая северная романтичность. Не знаю уж, насколько все эти ассоциации правдивы – вам должно быть видней (смеется).
Звуки: Все правильно. Мне кажется, кстати, на ваших первых двух пластинках в музыке было еще одно качество, которое можно применить если не к Мурманску, то к его погоде – непредсказуемость: песни постоянно меняли свой ход, да и вообще имели в себе некую хаотичность. Но вот я послушал ваш последний, вышедший в прошлом году альбом “Rüütli” – и мне показалось, он гораздо более прямолинейный, чем предыдущие. Это какое-то мое субъективное мнение, или вы правда пытались пойти в сторону некоего упрощения вашей музыки?
Олли: Хм, ну я могу понять, о чем вы говорите, да. Дело такое: первые два альбома мы писали буквально на ходу – у нас было не очень много времени для того, чтобы их записать, и некоторые части песен придумывались прямо в студии. С последним же альбомом все было наоборот: у нас было в распоряжении довольно большое количество студийного времени, и мы могли над музыкой изрядно поразмыслить не только на репетициях, но и во время записи – что вылилось, наверное, в такую прямоту песен. Хотя я не назвал бы это прямотой – скорее, песни получились чуть конструктивно логичней, чем раньше. Я не скрою: я очень доволен тем, каким “Rüütli” получился – хотя и другие наши записи мне очень нравятся.
Звуки: Недостаток времени для записи – это знакомая проблема для многих инди-групп. Но вы, я так понимаю, давно уже не независимы – у вас есть же какой-то менеджмент. Расскажите о том, как вы ведете свои дела.
Олли: Да, у нас есть менеджер – он базируется в Германии. Плюс еще несколько агентов, которые занимаются нашими гастролями. Я вполне, кстати, понимаю, почему вы этот вопрос задаете: мы все-таки по большей части известны именно в Финляндии, где теоретически можно обходиться своими собственными силами, но все равно хотим быть замечены и в других странах – и для работы в этом направлении нам необходима помощь. Но что-то все-таки мы делаем своими собственными силами: например, всеми клипами к песням с последнего альбома (а их у Murmansk целых три – прим. автора) занимался я. Один из них снят мной, а два других сделаны нашими друзьями.
Звуки: Я так понимаю, что пока главная ваша аудитория помимо Финляндии – это скандинавские страны, так?
Олли: Ох, с ними сложно. Мы действительно много общаемся с музыкантами-единомышленниками из Норвегии и даем так концерты более-менее регулярно – но вот в Швеции еще не играли ни разу. Шведская инди-сцена – явление куда более глобальное, чем схожие сцены у нас или в Норвегии, и для того, чтобы там выступать, нужно еще поработать над своей музыкой и над собой. Иностранцу легко может показаться, что скандинавская музыкальная индустрия – это что-то целое и единое, но на самом деле это совсем не так.
Звуки: Вы упомянули, что сочинили последний альбом в студии – общими усилиями, насколько я понял. Вы так всегда пишете музыку или кто-то из вас приносит песни, а вы потом все вместе их разрабатываете? И в чем разница этих двух методов сочинительства, по-вашему?
Олли: Да, все происходит коллегиально. У нас есть большой плюс: каждый из людей в группе слушает совершенно разные пластинки и хватает идеи для вдохновению из разных источников – поэтому, как не хочется верить, и музыка получается не слишком банальной, хотя мы все, естественно, понимаем, что должны выдерживать и развивать тот стиль, который нашли в самом начале творческого пути. Я сам тоже сочиняю какие-то песни, безусловно – но использую их скорее в качестве черновиков, а не в качестве основополагающей идеи. Что касается разницы в подходах к сочинению, я вам могу привести такой наглядный пример. Вы же знаете Курта Вайля (Kurt Vile), американского такого сонграйтера? Вот когда я слушаю его сольные альбомы – то сразу замечаю, что он писал их в одиночку, а вот диски его группы The War On Drugs точно написаны совместно с другими людьми. Не могу точно это объяснить, есть какая-то в сольных его записях чисто личная осмысленность.
Звуки: Да, Вайл безусловно свободно и куда более лично звучит – но и у вас свободы в песнях хватает, да и какие-то сугубо личные эмоции вас или вашей вокалистки Лауры в голосах всплывают.
Олли: Конечно, мы с Лаурой стараемся привнести свои эмоции и свое настроение – но без толики театральности не обходимся, сами понимаете.
Звуки: Расскажите, пожалуйста, про обложку своего последнего альбома. Смотришь на нее – и думаешь, что сейчас будет какой-то синти-поп или пост-панк, а включаешь диск – и сразу гитары ревут. Очень неожиданное соотношение музыки и образа.
Олли: Можно я приму вашу эту фразу за комплимент? Когда я выбирал снимок для обложки, то действительно хотел добиться какого-то контраста – чтобы те, кто нас никогда не слышал, вдруг немного прих***и. А история этой фотографии с обложки очень проста: это наш пьяненький приятель выходит из такси в Санкт-Петербурге.
Звуки: Вот мы и добрались до России. Расскажите теперь про предыдущие свои российские гастроли. Вас тогда, в частности, каким-то неведомым образом занесло в Курган, куда мало кто из западных артистов приезжает – как вы там оказались?
Олли: О, турне по России навсегда останется одним из лучших воспоминаний в моей жизни. Курган – это да, совершенно невероятное и странное место, но публика нас там принимала очень и очень хорошо. Мне хочется думать, что это не из-за того, что мы – одни из немногих иностранных групп, которые туда добрались, а потому, что мы очень хорошо сыграли (смеется). Вообще же, мы ехали в Россию, совершенно не представляя, где нам придется выступать, куда и как мы будем ехать и что увидим перед собой – но оказались совсем не разочарованы: работа тур-менеджера была сверх-профессиональной, ни один концерт мы не провалили, посмотрели на кучу интереснейших мест и познакомились с громадьем крутых людей. На меня отдельное огромное впечатление произвел Челябинск: сумасшедший индустриальный город, как раз такой, какой я себе далекую уральскую Россию в детстве и воображал.
Звуки: Я зашел на ваш профиль на last.fm – и там довольно много русских слушателей. Большинство, конечно, находят вас из-за названия – но в шаутбоксе, нужно заметить, немало искренних комментариев именно о музыке. Почему, как вам кажется, именно в России вас так любят?
Олли: Россия произвела на меня впечатление страны, где много заводов, фабрик, каких-то рабочих и офисных зданий. В ней повсюду довольно угнетающая атмосфера, но, кажется, несмотря на это, жизнь в людях бушует – ну и мы пытаемся делать музыку в какой-то степени именно про конфликт человеческих эмоций с пост-индустриальным окружением. Нас действительно, наверное, плохо поймут где-нибудь в Африке – но для стран с большим количеством промышленных городов мы подходим неплохо.
Murmansk
22 июня - на фестивале Движение в Перми
23 июня - China Town Cafe, Москва
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)