Питерская группа Billy's Band только что выпустила новый альбом "Когда был один" и уже провела двухдневную презентацию в Москве в клубе "16 тонн". По словам самих музыкантов, на новой пластинке они пытались добиться звучания, максимально приближенного к джазовому мейнстриму. Звуки поговорили с лидером коллектива Билли Новиком о джазе, разнице поколений и особом "компоненте", которым обладают не все музыканты.
Звуки: Как вчера прошла презентация? Ведь сегодня уже второй день концерта.
Билли Новик: Может, это правило "везет новичкам", но первый день был ничего, то есть лучше чем я ожидал. Порадовал первый день. Второй день… Настроение, что уже есть некая расслабленность, поэтому учитывая, что материал новый, это может как помочь, так и наоборот перерасслабить.
Звуки: А почему презентация сначала проходит в Москве и целых два дня?
Билли: Изначально она была заявлена на Петербург, но потом Москва позвонила и сказала "У вас эти дни свободны? Давайте мы сделаем у нас." Никакой философии в этом нет.
Звуки: Ты говоришь, что в новом альбоме отражается ваше сегодняшнее состояние, то, чем вы сейчас дышите - прежде всего это джаз, - и вы пытаетесь как-то это вплетать в ваше творчество. В связи с этим тут же вопрос по поводу твоего джаз-бара "Шляпа". Что это за попытка: занять некую нишу, которой не было у нас вообще? По какому образу и подобию это сделано?
Билли: По образу и подобию классических американских плейхаусов 50-х. Тогда джаз был мейнстримом, его играли во всех плейхаусах. Что такое плейхаус? Это изначально джемовое место. Джем - это когда собираются разные музыканты, не играющие вместе в одной группе, и начинают играть джазовые стандарты. То, чему, на самом деле, учат всех музыкантов в высших заведениях, музыкальных школах, училищах. То есть у нас все музыканты знают эти стандарты. Мы все время играем корпоративы и видим, что там всегда присутствуют джазовые коллективы. То есть люди себе джаз заказывают на вечеринки. Почему бы не сделать место, где такая вечеринка клевая была бы каждый день бесплатно? Для всех.
Звуки: То есть на самом деле оказывается, что на корпоративах люди вовсе не любят тот самый надоевший…
Билли: Они любят и это, и это. Они все приглашают, чтобы закрывать все поля, чтобы все были довольны. Поэтому джаз, как правило, на корпоративах, присутствует. Конечно, он не возведен на основную сцену, играет где-то на уэлкоме. Но, так или иначе, джаз задает очень благородную, аристократичную, богатую и приятную атмосферу. Поэтому на корпоративах джаз пользуется спросом.
Звуки: А насколько у нас вообще есть почва, для того, чтобы воспринимать джаз так, как его чувствуют там? Может быть на самом деле нашей ментальности свойственно что-то другое? Это от воспитания, на твой взгляд, зависит, от музыкальной культуры, которая прививается с детства, или это что-то такое, что должно быть в крови?
Билли: Нет, это то, что прививается. И я искренне верю, что у поколения 90-х, которое уже в возрасте года-двух-трех смотрело мультики "Том и Джерри", которые напичканы нереально крутым джазом, посеяно в матрицу это зерно. И теперь, когда они вырастут и начнут свой собственный музыкальный поиск, это зерно прорастет, и они поймут что джаз - это нифига не фейковая музыка, это очень крутая музыка! Причем ее парадокс состоит в том, что, являясь по сути очень сложной музыкой, со стороны она звучит как самая легкомысленная музыка из всех. Ну если не брать совсем уж транс или что-то типа того. Она очень лекомысленно и легко звучит.
Звуки: А не может произойти такого эффекта, что джаз будут слушать просто как дань моде, а на самом деле понимать его так никто и не станет?
Билли: Джаз тем и прекрасен, что его необязательно понимать. Он универсален в смысле того, что он создает просто хорошую атмосферу для всех. Это как Библия: ее может читать ребенок, а может читать взрослый философ, теолог - это одинаково понятно может быть и для того, и для другого.
Звуки: А в каком отношении к этому универсальному джазу тогда будет находиться классическая музыка, которая тоже у нас существует в таком элитарном положении и не слишком популярна у той же молодежи и среди большей части населения?
Билли: А вот мы сейчас проверим: мы открываем классический бар, ну то есть это не бар будет, это будет ресторан классической музыки. Вход будет бесплатный. А что касается репертуара - это "мелодии мобильных телефонов", как шутят многие люди.
Звуки: Ну и великие композиторы тоже писали музыку на заказ, грубо говоря, как сейчас для корпоративов.
Билли: Безусловно, да. Просто в музыке есть, как минимум, две большие группы: музыка для тела и музыка для души. Музыка для тела абсолютно имеет право на существование. Сюда подходит и попса со своими ритмами без акцентуации на текстах. Никаких претензий, что у нас крутые тексты: никто вам не скажет, что у нас крутые тексты. Это музыка для тела, она имеет право и пусть она будет, но не заполоняет все, пусть остаются маленькие щелки для музыки для души. Вот к музыке для души я отношу как раз классическую музыку в первую очередь и во вторую очередь - джаз. Но джаз, опять же, чем уникален и универсален: он сочетает в себе и телесный компонент и даже духовный, не душевный, а духовный. В нем все есть.
Звуки: А какое место в этой большой классификации тогда отводится музыке, имеющей этнические корни?
Билли: Я этнику как-то не очень люблю. Для меня этника - это слишком что-то шаманское. Мне кажется, в этнике скорее передается философия, нежели какая-то душа. Вот у меня такое ощущение, что этническая музыка - это музыка каких-то узких ареалов.
Звуки: А когда ее пытаются вплетать с какими-то современными средствами в мейнстрим? Тебе кажется, что это какое-то временное модное веяние?
Билли: Да нет, все произведения имеют право на присутствие в этой жизни. Прекрасно! Вокруг куча хорошей музыки. Кому-то что-то нравится больше, кому-то меньше. Если тебе не нравится это, ты через секунду найдешь то, что тебе нравится больше. Дело вкуса. И в первую очередь такого стилистического вкуса, кому что ближе. Вот мне, например, чисто визуально не нравится, когда люди выступают босиком. Это дело вкуса. А кому-то это очень нравится: "Он близок к земле, прямо ногами берет свою энергию из земли!" Все оправдано вообще.
Звуки: А что из недавно вышедших пластинок самых свежих, начиная с Тома Йорка (Thom Yorke) и заканчивая Depeche Mode, ты уже успел послушать? И как, по-твоему, в какую сторону у них идет развитие? Вот ты для себя выбрал развитие в сторону джаза…
Билли: В сторону назад (смеется). Да, Том Йорк! Несмотря на то, что я не приверженец его музыки, моего музыкального интеллекта хватает оценить то, что он делает, и делает он действительно потрясающие вещи. То, как он обращается с гармониями - такого не было в истории человечества! Он новатор. Другое дело, говаривают, что он это делает как бы искусственно: это не у него в голове, а он просто делает эксперименты. Но это не важно, каким он путем до этого дошел. Абсолютно не важно. Он сделал продукт, и этот продукт сносит крышу. И, причем, сносит крышу не только обывателям, но и консерваторским преподавателям. Поэтому это высокий человек.
Звуки: Некоторые говорят, что успех его нового проекта, Atoms for Peace, - просто магия имени.
Билли: Нет, нет! Магия имени, конечно есть, но если абстрагироваться и послушать последние несколько работ, там все очень интересно. Вот стилистически мне это чуть-чуть не близко, но он вообще огромный молодец! А Depeche Mode - я позавчера послушал их новый альбом. Я же был всю жизнь их фанатом, пережил пять пиков фанатизма, пять рецидивов, и на новом альбоме мне действительно понравилась только одна песня - "My Little Universe" - вот она на меня произвела впечатление.
Звуки: А заметного прогресса или новых открытий ты не видишь у них?
Билли: Ну, вот прорывов - нет, я не вижу. Ну, что я буду судить о Depeche Mode: у них за спиной 35 лет, они там тоже нормально понимают. Поэтому смешно, если я буду комментировать, есть ли у них там прорыв или нет. Это то же самое, как меня всегда веселит, когда пишут про Billy's Band. Ну, люди же не любят ничего нового, хотя кричат, что им нужно новое. А на самом деле новое они не принимают. Поэтому, когда начинается такая вполне гопнинская критика, меня это очень веселит всегда. Они лучше разбираются, они знают, как надо!
Звуки: По поводу собственного развития: ты недавно сказал, что впервые сыграл соло на контрабасе в одной из новых песен (прим. "Поваляемся" с нового альбома). Ты самостоятельно занимаешься техникой игры или с преподавателем?
Билли: Да какая там техника... Я пытаюсь сам научиться, но процесс идет медленно. Но идет! И я думаю, что лет через 10 смогу чем-то похвастаться!
Звуки: У тебя есть 17-летний сын, и на его примере ты можешь наблюдать, есть ли какая-то разница между поколениями? Может он тебя чему-то учит, открывает что-то по-новому?
Билли: Да, разница есть. Я недавно прочитал в газете, что есть такое понятие - "поколение гугл". Это потрясающе! И я вычитал фразу очень мудрую, что, прежде, чем что-то у кого-то спросить, сначала погугли: ты получишь в сто раз больше информации, когда в первый раз спросишь, все будет уже понятно, ты уже будешь в материале. Вот он - уже поколение гугл. Например, я сворачивал футболки, мучился, долго это все. А он говорит: "Я видел ролик, где сворачивают за одну секунду." Я говорю: “Ну давай, иди, выпиши и научи меня.” Он через 5 минут пришел, научил. Я сказал: "Вот, это первые плоды, когда мой собственный сын реально меня чему-то научил и улучшил мою жизнь!" Потому что то, на что у меня бы ушло три часа, заняло 15 минут.
Звуки: Обложку одного из альбомов оформляла современная художница Лора Зомби. Как ты относишься к современной живописи и живописи вообще? Что тебя вдохновляет или, может быть, ты чего-то совершенно не понимаешь?
Билли: Живопись… Я как-то никогда не понимал, что в ней нужно брать для себя. Очень долго не понимал, пока не оказался в Лувре в 2002 году и не посмотрел на успех "Мона Лизы". Оказывается, "Мона Лиза" - совершенно не большая картина, которая висит в отдельном зале Лувра, и к ней стоит очередь, как к иконе. Я отстоял в этой очереди, постоял перед картиной и что-то случилось! В этот момент, после "Мона Лизы", я увидел все картины совершенно в другом свете. А вообще я могу сказать: чтобы разбираться в живописи, как и в любом другом направлении искусства, нужно просто, если касается живописи, отсмотреть 5 тысяч холстов, причем любых. И через 5 тысяч холстов ты удивишься, обнаружив, что у тебя, оказывается, уже есть мнение на эту тему. То же самое касается музыки. Если хочешь научиться отличать хорошую музыку от плохой - отслушай 5-6 тысяч треков, сразу начнешь лучше ориентироваться.
Звуки: Кого из наших музыкантов ты можешь выделить как действительно высочайших профессионалов?
Билли: У нас полно таких музыкантов. Полно, многие из них уехали в Америку, но многие и остались. Тут даже не нужно называть имена. Можно назвать имена, но только их никто знать не будет. По-настоящему хорошая музыка… Выясняется, что она не совсем всем понятна. Конечно, есть гипер-гениальные ребята, которые, являясь просто столпами музыкальными, умеют это все преподать таким образом, что даже детям понятно. Например, ну это, конечно, уже фирменный музыкант, Бобби Макферрин (Bobby McFerrin). Это запредельный чувак. И человек, который в теме, и ребенок скажет, что ему интересно на концерте. Это уже человек, который прорвался на какую-то третью космическую скорость, вышел на высшую орбиту. А что касается наших, у нас действительно много и джазовых, и, особенно, классических музыкантов. Ну вот, например, Игорь Бутман всем известный, и все люди, которые играют у него в оркестре - высочайшие музыканты.
Звуки: Это что касается джаза и классики, а из поп-сцены? Ты же играл со многими на одной сцене и видел, как люди работают. Кто произвел впечатление? О Леониде Агутине ты очень хорошо отзывался.
Билли: Леонид Агутин - да, очень хороший музыкант. Потом есть такой, он, правда, украинец, - Иван Дорн. Он очень хорошо понимает все, он очень большой музыкант, хотя и работает в жанре поп, такой хипстер-поп, но у него там все очень хорошо. Я его уважаю как музыканта: и чувство стиля у него есть, и музыкантские дела. Он по сути своей музыкант, это очень круто.
Звуки: Заинтересовала твоя фраза в одном из интервью: "Музыканты средней серьезности могут сказать, что я лох чилийский"…
Билли: Ну, конечно!
Звуки: А по-настоящему крутые скажут, что все у вас хорошо. В частности, в Америке вас так оценивали. Расскажи поподробнее, что имеется в виду.
Билли: Понимаете, какая получается ситуация: если ты не можешь выразить какую-то свою мысль как музыкант, тебе не хватает именно музыкантской техники, в этот процесс компенсаторно, видимо, включается какая-то другая природа человека. Я, например, считаю, что есть люди "сценические" и "несценические". Есть человек, который выйдет на сцену и ничего не умеет, но на него интересно смотреть. Я не знаю, как это называется. Но, в любом случае, мне кажется, что в Billy's Band есть больший процент вот этого компонента, который стоит за музыкой.
Звуки: Это можно назвать харизмой?
Билли: Ну, можно назвать харизмой, но харизма - это такое очень общее понятие. Вот я могу привести пример: приехали музыканты Нино Катамадзе в бар "Шляпа", "The Hat Bar". И их барабанщик Давид поиграл, поиграл, ему все так понравилось, он был в эйфории и говорит: "Можно я сыграю одну песню на контрабасе?" Я его спрашиваю: "А ты играл на контрабасе?" Он говорит: "Ну, сейчас первый раз." Но он пошутил: он когда-то там играл, но это вообще не его инструмент. Но то, как он на нем играл, практически не умеючи, но будучи барабанщиком, это было потрясающе! Потому что, видно было, что он не владеет техникой, но у него такое желание, такая экспрессия внутренняя, это не показушная экспрессия, как у Billy's Band. Он музыкант в душе! Вот, собственно, мне кажется, что у Billy's Band похожая ситуация. Мы как бы не умеем, но так порой хочется что-то выразить, что по сути мы уже с публикой понимаем друг друга без музыки. Это, на самом деле, не у всех музыкантов есть, у некоторых это приобретается, у некоторых нет. Нам как-то то ли повезло...Но вообще очень сложно говорить о Billy's Band, потому что непонятно, то ли это мы играем такие лобовые варианты, что они просто народу понятны, поэтому любят, а, может быть, и не поэтому (улыбается). На самом деле, не нам судить и рано еще о чем-то судить. Как говорил Том Уэйтс (Tom Waits): "Не называй человека счастливым, пока он не помер".
Звуки: Как раз хотела задать вопрос про Тома Уэйтса. Это по-прежнему фигура, с которой ты больше всего себя ассоциируешь, которая тебя больше всего вдохновляет?
Билли: Нет. Как ни странно, только сейчас, когда я услышал этот вопрос, я понял, что на самом деле уже года два себя вообще ни с кем не ассоциирую, и даже с самим собой (смеется). Я, когда подхожу к зеркалу, очень удивляюсь, когда вижу того человека, который там. У меня нет ассоциаций.
Звуки: И нет такого, что ты выходишь на сцену, берешь контрабас и ощущаешь присутствие чьих-то духов, которые тебе помогают?
Билли: Нет, все мои кумиры настолько недосягаемы, что я не питаю иллюзий, что могу быть на кого-то похожим. К сожалению, пока нет.
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)