Экзотические инструменты - идеальный способ привлечь зрителя: когда на сцену выходит человек с не понятным на вид агрегатом, он всегда вызывает интерес толпы. А если он еще и играть на нем умеет - интерес перерастает в восторг. Музыкант, саундпродюсер и композитор Сергей Чик, в далекие 90-е известный публике под псевдонимом Dr. Fox и в качестве лидера поп-роковой команды Тристар, испытал этот эффект на себе, использовав в своем новом электронном проекте домбру - казахский народный инструмент, практически не распространенный на российской сцене. В проекте "Анатомия Домбры" Сергей соединил звучание домбры с модерновыми звуковыми технологиями и видеоинсталляцией. Любопытные Звуки мимо такого явления пройти не смогли и встретились с Сергеем, чтобы поговорить о том, как складывались его отношения с инструментом, а их вместе - со слушателями.
Звуки.Ru: Сергей, твоя "Анатомия домбры" - по сути, не просто записанный альбом-проект, а целая музыкальная концепция. Насколько вообще сегодня кому-то нужны концептуальный проект? Люди же перестали мыслить большими формами, они мыслят песнями, синглами - а сингла из "Анатомии" не вычленишь, надо целиком слушать...
Сергей: Сама идея проекта была похожа на одну большую авантюру: человек с компьютером и домброй на сцене на фоне какой-то видеоабстракции. Я понимаю, что это смелая история. Но последние 10 лет я занимался как раз какими-то совершенно несмелыми вещами, которые для меня самого представляли малый интерес как для действующего музыканта. Решил сделать что-то такое, что радовало бы меня самого.
Звуки.Ru: Ты визуал? Насколько для тебя визуальный ряд важен?
Сергей: Очень важен. Это же мой первый инструментальный продукт, где мне в какой-то мере не хватало текстовой части, и я решил таким суррогатным путем ее заменить. Визуальными образами донести то, что не было сказано словами. Потому что зрителю просто скучно смотреть час на одинокого человека с компьютером на сцене.
Звуки.Ru: Как люди реагируют на домбру? Инструмент, прямо скажем, не самый известный...
Сергей: Даже когда я выступал в Казахстане, где к домбре все привыкли, то, увидев на сцене одинокого человека с домброй, и при этом звучит что-то неказахское абсолютно, у зрителей случалось что-то с крышей, они в первый момент ничего не понимали. Но с каждым последующим номером потихонечку в это дело втягивались, довольно радостно это все воспринимали. Я вообще отважился первый раз вытащить всю эту историю на огромную аудиторию. В Алма-Ате практически год назад проходил "Арбат-фест" перед дворцом Абая. Огромная площадь, огромный сзади экран 50-метровый. И большая аудитория. Прекрасно приняли, я даже сам не ожидал такого.
Звуки.Ru: Домбра сложный инструмент?
Сергей: Очень сложный. Это инструмент с очень маленьким коротким сустейном, потому что струны – обыкновенная леска, причем даже не гитарный нейлон. Такой мензуры струны просто не выпускают. У нее почти бас-гитарная мензура, очень длинная. Истинно казахская техника исполнения подразумевает использование большого пальца, а я же гитарист, мне пришлось переучиваться. Потом само звукоизвлечение: техника боя у казахов - указательный палец и щелчки безымянным и средним. Ты ударил – в обратную сторону у тебя форшлаг идет двумя пальцами – это южная техника. Северная техника - щипковое, более медленное исполнение. Всего две струны и квинтовый строй - дальше тональности, в которой инструмент настроен, ты не прыгнешь. Надо было как-то справляться с этим - и я решил пойти дальше, я использовал слайдер, чтобы добавить выразительных средств. Это сразу дало мне богатейшую палитру для исполнения. У меня сейчас даже одному только слайдеру целая история посвящена, меня внезапно осенило и решил, что буду продолжать это дело, но поведу его в немножко другой коридор, туда где живет White Stripes, Dead Weather. То есть рок-проект, с полным бэндом, только вмето гитары - домбра.
Звуки.Ru: Но ддавай еще немного о менталитете. В Казахстане же наверняка есть огромный пласт старых народников, они тебя слышали, видели, какая у них была реакция?
Сергей: Один из этих музыкантов сделал мне на заказ электрический инструмент. Он целиком знаком со всем тем, что я делал в рамках «Анатомии домбры», и он просто на ура это воспринял, и под мою аппликатуру и технику сделал мне инструмент. Его зовут Адиль Сабит, он такой корневой домбрист, еще его отец на домбре играл.
Звуки.Ru: Давай по-честному, сколько в твоей музыке конъюнктуры? Домбра - это абсолютный триггер для тех, кто ходит на world music фестивали и слушают усредненный фолк-рок. И на этом фоне ты очень выигрышно выглядишь. В этом контексте тебя безусловно будут слушать примерно так как этих артистов.
Сергей: Тут есть элемент хитрости, что греха таить, но это пошло вторым эшелоном. Потому что сначала было желание именно разработать домбру. Я же родился в Шымкенте, на юге Казахстана. Все, что меня сопровождало в детстве – трехпрограммник, где постоянно играло шымкентское радио, это на 99,9% домбра. Я подозреваю, что все мы немножко биороботы, меня в то время запрограммировало, для меня домбра – не чужеродный, это родной инструмент. Я с удовольствием на ней играю, чувствую звук. Она во мне присутствует, живет в большей степени, чем та же самая гитара. Хотя, может быть, гитарой я владею лучше. Сравнивать свою технику исполнения с казахами я близко даже не могу, там люди совершеннейшие чудеса творят, но при этом остаются в тени национальных конкурсов. Хотя, если бы кто-то из тех, кого я видел, вдруг влился бы в подобный проект, это была бы бомба.
Звуки.Ru: Откуда ты берешь все эти идеи музыкальные, безумные совершенно? Книжки? Кино? Что тебя цепляет, что вдохновляет?
Сергей: Это все внутреннее... У меня на альбоме есть трек, который посвящен мангистауской трагедии, которая с нефтяниками произошла. Мне в какой-то момент стало очень тоскливо, я же бывал там, знаю этих людей, у меня один знакомый там капитально пострадал. И я погрузился в какой-то транс, начал записывать треки, а потом просто "собирать" их, как паззл. И все сложилось воедино, все эти картины, настроение. Партия домбры была сыграна на волне этих эмоций, этой информации. Записана она с точки зрения звукорежиссуры как попало, но по настроению - все там, каждая мелочь. Это настроение тяжело воспроизвести на концерте, потому что концерты дают разный обмен энергией, где-то веселуха, где-то камерный, но при исполнении этой вещи нужно себя обратно поворачивать в болото переживаний. Диссонанс такой по сравнению с общей веселухой получается. вернуть, погрузить себя обратно.
Звуки.Ru: А у тебя есть вещи, которые ты, напротив, писал под влиянием очень счастливых событий?
Сергей: Есть, конечно. Есть трек, посвященный моей жене - абсолютно безумный и абсолютно счастливый, в котором тоже - мы, я и она, и вся наша история. Так что просто можно слушать музыку - и все про меня понимаешь.
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)