Сергей ЧИК  "Слушаешь музыку - и все про меня понимаешь"

Музыкант, композитор и аранжировщик Сергей Чик рассказывает о своем проекте "Анатомия Домбры" и о влиянии народных инструментов на современную музыку.

Экзотические инструменты - идеальный способ привлечь зрителя: когда на сцену выходит человек с не понятным на вид агрегатом, он всегда вызывает интерес толпы. А если он еще и играть на нем умеет - интерес перерастает в восторг. Музыкант, саундпродюсер и композитор Сергей Чик, в далекие 90-е известный публике под псевдонимом Dr. Fox и в качестве лидера поп-роковой команды Тристар, испытал этот эффект на себе, использовав в своем новом электронном проекте домбру - казахский народный инструмент, практически не распространенный на российской сцене. В проекте "Анатомия Домбры" Сергей соединил звучание домбры с модерновыми звуковыми технологиями и видеоинсталляцией. Любопытные Звуки мимо такого явления пройти не смогли и встретились с Сергеем, чтобы поговорить о том, как складывались его отношения с инструментом, а их вместе - со слушателями.

Звуки.Ru: Сергей, твоя "Анатомия домбры" - по сути, не просто записанный альбом-проект, а целая музыкальная концепция. Насколько вообще сегодня кому-то нужны концептуальный проект? Люди же перестали мыслить большими формами, они мыслят песнями, синглами - а сингла из "Анатомии" не вычленишь, надо целиком слушать...
Сергей: Сама идея проекта была похожа на одну большую авантюру: человек с компьютером и домброй на сцене на фоне какой-то видеоабстракции. Я понимаю, что это смелая история. Но последние 10 лет я занимался как раз какими-то совершенно несмелыми вещами, которые для меня самого представляли малый интерес как для действующего музыканта. Решил сделать что-то такое, что радовало бы меня самого.

Звуки.Ru: Ты визуал? Насколько для тебя визуальный ряд важен?
Сергей: Очень важен. Это же мой первый инструментальный продукт, где мне в какой-то мере не хватало текстовой части, и я решил таким суррогатным путем ее заменить. Визуальными образами донести то, что не было сказано словами. Потому что зрителю просто скучно смотреть час на одинокого человека с компьютером на сцене.

Звуки.Ru: Как люди реагируют на домбру? Инструмент, прямо скажем, не самый известный...
Сергей: Даже когда я выступал в Казахстане, где к домбре все привыкли, то, увидев на сцене одинокого человека с домброй, и при этом звучит что-то неказахское абсолютно, у зрителей случалось что-то с крышей, они в первый момент ничего не понимали. Но с каждым последующим номером потихонечку в это дело втягивались, довольно радостно это все воспринимали. Я вообще отважился первый раз вытащить всю эту историю на огромную аудиторию. В Алма-Ате практически год назад проходил "Арбат-фест" перед дворцом Абая. Огромная площадь, огромный сзади экран 50-метровый. И большая аудитория. Прекрасно приняли, я даже сам не ожидал такого.

Звуки.Ru: Домбра сложный инструмент?
Сергей: Очень сложный. Это инструмент с очень маленьким коротким сустейном, потому что струны – обыкновенная леска, причем даже не гитарный нейлон. Такой мензуры струны просто не выпускают. У нее почти бас-гитарная мензура, очень длинная. Истинно казахская техника исполнения подразумевает использование большого пальца, а я же гитарист, мне пришлось переучиваться. Потом само звукоизвлечение: техника боя у казахов - указательный палец и щелчки безымянным и средним. Ты ударил – в обратную сторону у тебя форшлаг идет двумя пальцами – это южная техника. Северная техника - щипковое, более медленное исполнение. Всего две струны и квинтовый строй - дальше тональности, в которой инструмент настроен, ты не прыгнешь. Надо было как-то справляться с этим - и я решил пойти дальше, я использовал слайдер, чтобы добавить выразительных средств. Это сразу дало мне богатейшую палитру для исполнения. У меня сейчас даже одному только слайдеру целая история посвящена, меня внезапно осенило и решил, что буду продолжать это дело, но поведу его в немножко другой коридор, туда где живет White Stripes, Dead Weather. То есть рок-проект, с полным бэндом, только вмето гитары - домбра.

Звуки.Ru: Но ддавай еще немного о менталитете. В Казахстане же наверняка есть огромный пласт старых народников, они тебя слышали, видели, какая у них была реакция?
Сергей: Один из этих музыкантов сделал мне на заказ электрический инструмент. Он целиком знаком со всем тем, что я делал в рамках «Анатомии домбры», и он просто на ура это воспринял, и под мою аппликатуру и технику сделал мне инструмент. Его зовут Адиль Сабит, он такой корневой домбрист, еще его отец на домбре играл.

Звуки.Ru: Давай по-честному, сколько в твоей музыке конъюнктуры? Домбра - это абсолютный триггер для тех, кто ходит на world music фестивали и слушают усредненный фолк-рок. И на этом фоне ты очень выигрышно выглядишь. В этом контексте тебя безусловно будут слушать примерно так как этих артистов.
Сергей: Тут есть элемент хитрости, что греха таить, но это пошло вторым эшелоном. Потому что сначала было желание именно разработать домбру. Я же родился в Шымкенте, на юге Казахстана. Все, что меня сопровождало в детстве – трехпрограммник, где постоянно играло шымкентское радио, это на 99,9% домбра. Я подозреваю, что все мы немножко биороботы, меня в то время запрограммировало, для меня домбра – не чужеродный, это родной инструмент. Я с удовольствием на ней играю, чувствую звук. Она во мне присутствует, живет в большей степени, чем та же самая гитара. Хотя, может быть, гитарой я владею лучше. Сравнивать свою технику исполнения с казахами я близко даже не могу, там люди совершеннейшие чудеса творят, но при этом остаются в тени национальных конкурсов. Хотя, если бы кто-то из тех, кого я видел, вдруг влился бы в подобный проект, это была бы бомба.

Звуки.Ru: Откуда ты берешь все эти идеи музыкальные, безумные совершенно? Книжки? Кино? Что тебя цепляет, что вдохновляет?
Сергей: Это все внутреннее... У меня на альбоме есть трек, который посвящен мангистауской трагедии, которая с нефтяниками произошла. Мне в какой-то момент стало очень тоскливо, я же бывал там, знаю этих людей, у меня один знакомый там капитально пострадал. И я погрузился в какой-то транс, начал записывать треки, а потом просто "собирать" их, как паззл. И все сложилось воедино, все эти картины, настроение. Партия домбры была сыграна на волне этих эмоций, этой информации. Записана она с точки зрения звукорежиссуры как попало, но по настроению - все там, каждая мелочь. Это настроение тяжело воспроизвести на концерте, потому что концерты дают разный обмен энергией, где-то веселуха, где-то камерный, но при исполнении этой вещи нужно себя обратно поворачивать в болото переживаний. Диссонанс такой по сравнению с общей веселухой получается. вернуть, погрузить себя обратно.

Звуки.Ru: А у тебя есть вещи, которые ты, напротив, писал под влиянием очень счастливых событий?
Сергей: Есть, конечно. Есть трек, посвященный моей жене - абсолютно безумный и абсолютно счастливый, в котором тоже - мы, я и она, и вся наша история. Так что просто можно слушать музыку - и все про меня понимаешь.

28.03.2013, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)