Сергей Попов - удивительный человек. Бессменный лидер группы "Алиби", взбудоражившей в 80-е годы умы постперестроечной молодежи - он и сегодняшний день воспринимает донельзя остро. Однако на новой пластинке "Алиби" - "На Виду У Неба" социальной теме отведено не так уж много места - главное в ней это собственно лирика. Звуки поговорили с Сергеем о новом альбоме, некрологе на Стаса Михайлова и о том, что будет дальше с песнями протеста.
Звуки.Ru: Очень красивое название - "На Виду У Неба". Почему ты решил назвать пластинку именно так?
Сергей Попов: Когда мы думали, что запись уже закончена, то я понял, что у меня в запасе не осталось ни одной песни. Обычно у меня что-то остается, какие-то мелодии, задумки, гармонии, строчки - а тут не осталось ничего, все пошло в работу. И я решил, что так быть не должно, и просто сел и стал извлекать из себя песню. Так получилась песня с припевом "На виду у неба". А первые три строчки у меня взялись от одной старой песни, которую я лет семь-восемь назад писал для Саши Кутикова. Саша предложил тогда мне написать совместно песню, передал кассету с музыкой, чтобы я для нее сочинил стихи. В итоге, к сожалению, это сотрудничество не состоялось, а кусочки стихов остались - и я их использовал. Не пропало!
Звуки.Ru: Мне альбом показался довольно концептуальным - то есть, что песни выстроились в определенной, четкой и обоснованной последовательности. Расскажи, так это или нет - или мне просто хочется везде видеть концепцию?
Сергей: И да, и нет. Определенная концепция у пластинки, конечно, есть. На первом диске - только новые песни, на втором - адская смесь из старого и нового, есть песня "Когда У Нас Была Рок-Группа", это песня из старого альбома "Пять", которая заново пересведена, переделана. А если говорить о последовательности - я всегда думаю, как сочетаются тональности разных песен. На общей дорожке не должно быть противопоставления, диссонанса. Это - один из принципов. Не должно быть сходных вещей подряд по ритмике... Вот как-то я думал над всем этим - компоновал, пробовал. Основной критерий был один: диск нужно прослушать на одном дыхании.
Звуки.Ru: Но есть одна песня, название которой покоробило само по себе. Я про "Памяти Стаса Михайлова"...
Сергей: Конечно, это шутка. Все знают, кто такой Стас Михайлов и о чем он поет...
Звуки.Ru: К сожалению...
Сергей: Я просто тему несколько "принизил", создал какую-то свою историю. Конечно, у Стаса Михайлова песен, подобных этой, нет. А сказать я хотел, что жизнь на деле немного проще и немного грубее, и доброта, которая есть, скажем, в нашей песне, она более естественна, чем напыщенная доброта, которая есть в песнях Стаса Михайлова.
Звуки.Ru: Тогда давай о доброте. На альбоме много лирики. Но лирика в последнее время превратилась в прерогативу низких жанров. Желаете лирики - слушайте попсу. А ты вдруг написал лиричный рок-н-ролл...
Сергей: Изначально мы решили, что будем записывать альбом так, чтобы он прежде всего нравился нам. И, что ни говори, но какие-то гены предыдущей группы "Жар-птица" есть и у меня, и у игравшего в ней басиста Саши Рябова. И лиричность "Жар-птицы" здесь проявилось. Но мне не кажется, что на новой пластинке много лирики. Там много мелодичных песен - но они не лирические. Вот "Последний Танец" - это история о людях, которые встретились спустя много лет и вспоминают свои чувства. Насколько лирична эта песня? Я не знаю, может, и лирична. Но сделана она с точки зрения аранжировки совсем непопсово.
Звуки.Ru: Насколько "живая" новая пластинка? Велик ли процент наложений?
Сергей: Он довольно значительный. Принцип, по которому мы работаем, не совсем традиционный. Я прихожу на репетицию, показываю песни - и мы делаем только ритмическую часть и прорабатываем композицию. Все детали - типа контрапунктов, клавишных партий, дополнительных гитар мы не рассматриваем вообще. Мы записываем ритм-трек, а дальше я накладываю остальные партии.
Звуки.Ru: Признаюсь честно - я ждал от тебя куда больше песен протеста, песен момента. А альбом оказался об общечеловеческом. Насколько актуальны сегодня песни протеста и, напротив, песни об общечеловеческих ценностях?
Сергей: Таких ярких песен протеста, как в середине 80-х, сейчас нет ни у кого. Просто рок-музыка разделилась на множество маленьких секторов: существуют тысячи групп, а "повелителей умов", неких идеологических рок-лидеров - попросту нет. Даже у "ДДТ" сейчас нет песни, которая сейчас бы объединила всех. Нужна некая новая объединительная песня - я попытался это сделать в композиции "За Нашу И Вашу Свободу", но я не уверен, что она может нравиться всем и что каждый, кто выходит на улицу, пел бы ее вместе со всеми. У меня нет такой уверенности. Хотя - надо попробовать на публике.
Звуки.Ru: И когда?
Сергей: Мы готовим концертную программу, сделать презентацию где-то в апреле-мае. Все 28 песен мы сыграть не сможем, конечно же, но наиболее яркие - сыграем.
Звуки.Ru: Без политики мы сегодня не обойдемся. Задам тебе вопрос, который задаю всем протестным музыкантам. Итак - доколе?
Сергей: У Путина, если он досидит этот срок, будет 18 лет у власти - точно как у Брежнева. И одна партия, которая присутствует везде - в общем, много похожего. И что будет дальше - трудно предугадать. Никто же не думал, что будет в 91-м! Были миллионные демонстрации за отмену 6 статьи Конституции СССР. Всякое было. Сегодняшняя власть очень неорганизована и совершает поступки, которые вызывают мощнейшую реакцию, как это была с "Законом Димы Яковлева". Так что предположить, что будет дальше - совершенно невозможно.
Звуки.Ru: Ты говорил, что песни закончились. Неужели больше ничего не пишется?
Сергей: Сейчас-то как раз песни пишутся - и еще как. Я, видимо, переомил ситуацию. Есть шесть-семь заготовок, которые мы репетируем. Может быть, добавим новые вещи в Интернет-версию альбома. А может - сделаем новую пластинку. Пока не решили. Но эти новые вещи будут очень сильно отличаться от того, что мы записывали до этого. Там будет больше инди, этно, акустики, будет пара блюзов, там будет парафраз с 60-ми, с биг-битом. Мы как раз над этим работаем.
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)