Концерты Cat Power – такая же красивая и странная легенда, как и сама Шон Маршалл (Chan Marshall). Свидетели ее шоу 10-15-летней давности вспоминают песни, обрывавшиеся на середине и перемалывавшиеся в спонтанные попурри, бессвязные речи и прочие пьяные выходки, по сравнению с которыми недавнее выступление Джека Уайта (Jack White) в нью-йоркском “Мюзик-холле” (часовой хронометраж, ни единого биса, общий “fuck you” attitude) – образец профессионализма. С тех пор утекло немало воды, Шон бросила пить и полежала в психиатрической лечебнице; на четырехлетней давности “Ошихаге” она была тиха и худа, а пела и выглядела как богиня.
Но ничто не вечно, и в 2012 году Cat Power вернулась сразу с двумя достойными внимания историями. Первая, мало кем замеченная, пристраивается в ряд к громкому разводу Тома Круза (Tom Cruise), скандальным разоблачениям Vanity Fair и недавней премьере х/ф “Мастер” – Шон порвала шестилетние отношения с актером Джованни Рибизи (Giovanni Ribisi), сайентологом и шурином Бека (Beck), тоже сайентолога. Рибизи (“Трудности перевода”, “Аватар”) вскоре после этого женился на английской модели, а Маршалл радикально изменила имидж (постригшись, что совсем уж грустно, совсем как английская модель), резко поправилась и выпустила замечательную – вот вам и история №2 – поп-пластинку “Sun”.
В общем, на концерте в “Метрополисе” Маршалл было не узнать. Похожая на пончик в белой глазури, немилосердно вонявшая ароматическими палочками и казавшаяся малость не в себе, она вышла на сцену под первые аккорды “Cherokee” и смиренно, без лишних слов и резких движений, оттарабанила несколько песен с нового альбома. Песни – “3,6,9”, “King Rides By”, заглавная – были хоть куда и пела их Шон как надо (больше всего теперешняя Cat Power напоминает многим обязанную ей Файст (Feist) образца шлягера “1234”), но чего-то явно не хватало.
Изменилось все в один момент – по окончании “Manhattan” видеоряд отключили, свет приглушили, клавишные временно заменили бас-гитарой, а Шон вместо очередной новой песни решила исполнить совсем новую, “Bully” – и, право же, ничего более пронзительного я в этом году не слышал. (И вряд ли услышу: выложенные на YouTube другие концертные записи “Bully” с прозвучавшим в “Метрополисе” имеют очень мало общего.) Этот момент истины стал началом 20-минутного условно акустического блока, по ходу которого Маршалл спела еще и “Angelitos Negros” с “The Greatest” – и хотя альбом “Sun” у меня находится на таком упрямом “рипите”, какой не снился ни одному из предыдущих дисков Cat Power, именно эти 20 минут, что называется, украли шоу.
Шоу при этом продолжалось почти до полуночи: на “Silent Machine” Шон в первый и последний раз взяла в руки гитару, с “Nothin But Time” справилась без Игги Попа (Iggy Pop), новых поклонников порадовала ударной “Peace and Love”, старых уважила, исполнив “I Don’t Blame You”. Все, в общем, было готово к тому, чтобы на правах финального аккорда прозвучала “Ruin” – самая прилипчивая песня Cat Power в ее 20-летней карьере, сертифицированный хит с единственной ее пластинки, дорвавшейся до Топ-10 национального чарта. Именно во время “Ruin” Шон удостоилась вторых за вечер (после “Bully”) и особенно шумных оваций… и, разумеется, ее это страшно смутило.
Внезапно оборвав дружно хлопавший в ладоши зал, Маршалл пробубнила что-то невнятное и переключилась на последний номер – панк-соул-блюзовую импровизацию по мотивам “Ramblin' (Wo)Man”, во время которой Шон не пела, но декламировала соответствующий текст, закатывала глаза, кривлялась, принимала цветы и раздавала подарки (майки, плакаты и те же цветы летели в партер на протяжении добрых пяти минут). “I fucking thank you, Montreal”, - сообщила на прощание певица, напоминавшая теперь беззлобно ощетинившегося ежа. You are fucking – always – welcome, дорогая Шон.
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)