О Найджеле Кеннеди (Nigel Kennedy) можно писать долго, со вкусом и упоением. Еще дольше можно перечислять заслуги музыканта, который, вооружившись скрипкой, в буквальном смысле занимается реформированием мировой классической сцены, играя на крупнейших академических площадках собственные аранжировки рок-классики и джазовые импровизации. Во всем повинен его бунтарский дух, утверждает сам Найджел, уже более 20 лет взрывающий залы мира своей игрой награни фола. Накануне единственного московского концерта Кеннеди Звуки решили встретиться с Найджелом и раскрутить его на разговор о конъюнктуре...
Звуки.Ru: Найджел, Ваша карьера началась достаточно рано и ознаменовалась успехом еще в юные годы. При этом Вы далеко не академический, в традиционном понимании этого слова, музыкант: экспериментируете с различными жанрами и работаете с рок-коллективами. Как Вам вообще все это удалось сделать?
Найджел Кеннеди: Еще в раннем детстве я начал учиться в школе Иегуди Менухина (Yehudi Menuhin), где детей учат музыке как основе всего, что они делают в жизни. Отличный подход, который потом становится частью твоего мировоззрения. В школе я и начал экспериментировать - когда господин Менухин представил меня Стефану Граппелли (Stephane Grappelli). Однажды Граппелли просто пришел в нашу школу и спросил, не хочет ли кто-нибудь поимпровизировать. Никто не поднял рук, но я так хотел играть, что буквально выпрыгнул прямо перед ним. Все сложилось естественным образом, как будто эксперименты и импровизация были продолжением моего мозга, и с того дня я никогда не оглядывался назад. Когда я учился уже в школе Juilliard, Стефан спросил, не хочу ли я сыграть с ним в Карнеги-Холле. Мой преподаватель посоветовала мне не делать этого... Она сказала, что в зале будут представители фирмы Sony - они были заинтересованы во мне, но там никогда не подписали бы со мной контракт, если бы услышали, что я играю джаз. Я решил было не выступать, но потом зашел к Стефану перед концертом, и вдруг подумал, что это будет невероятно высокомерно - отказаться выйти на сцену вместе с таким музыкальным гигантом, как Граппелли. Итак, мы выпили немного виски и вышли играть. Sony, конечно, не подписали со мной тогда контракт, но это было неважно: в любом случае, гораздо важнее было сыграть с Граппелли. Так все и началось.
Звуки.Ru: Все музыкальные произведения, к которым Вы прикасаетесь, начинают звучать по-другому. Как сформировался в Вас этот индивидуализм - Вы с юношества знали, чем хотите заниматься в музыке, или же это приходило постепенно?
Найджел: Я знал в глубине души, что буду всегда идти в "другом" направлении. Я бунтарь по своей природе и просто ненавижу, когда мне говорят, что делать, что думать - и это относится как к жизни, так и к музыке. Я всегда знал, что хочу заниматься музыкой - моя мама сажала меня рядом с фортепиано, когда я был маленьким, чтобы я смотрел, как она занимается и учился; я полагаю, музыка всегда была со мной.
Звуки.Ru: Если разговаривать о "духе бунтарства", присущему Вам, почему в=Вы все-таки выбрали для себя скрипку - достаточно мирный инструмент - а не ушли целиком и полностью в ту же самую рок-музыку, которая считается синонимом бунтарства и несогласия?
Найджел: Да, я играю на акустической и электрической скрипках, и это очень интересное замечание. Музыка, которую я играю, может быть невероятно тихой. Хотя важно иногда "показать себя", я на самом деле ненавижу хвастаться музыкально. Мне нравится играть музыку, чтобы дышать ей, чтобы каждая нота в произведении имела смысл, и тут уже неважно, на каком инструменте и в каком жанре ты работаешь. С электрической скрипкой, конечно все по-другому, вы можете потеряться в фактуре и взаимодействии с группой, здесь много технических элементов, и это уже совсем другой опыт.
Звуки.Ru: Наверное, всем известна Ваша работа с музыкой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и The Doors. Собираетесь в ближайшем будущем сделать еще что-либо подобное?
Найджел: Да, пока я всегда так или иначе играю что-то из Хендрикса. В общем-то, возможно, что-то из этого вы услышите и на моем концерте!
Звуки.Ru: Ваш сценический имидж находит свое место только на сцене, или в жизни вы одеваетесь примерно так же?
Найджел: Да, я надеваю в значительной степени то же самое и вне сцены! Футболки Aston Villa никогда не перестают быть актуальными - у меня их огромная коллекция.
Звуки.Ru: Каковы Ваши ожидания от России и от русской публики?
Найджел: Россия - это невероятно музыкальная страна, воспитавшая многих непревзойденных во времени классических музыкантов. Я действительно с нетерпением возможности представить на концерте соло Баха, а затем сыграть со своим квинтетом программу, которая включает в себя оригинальную музыку, причем некоторые из композиций в программе созданы мной. Программа полна различных настроений и музыкальных стилей, и я знаю, что русская публика будет открыта для этого, поскольку люди действительно ценят искусство. И, конечно, у них уже сложилась историческая любовь к скрипке.
Звуки.Ru: Все же с популяризацией инструментальной и, тем более, классической музыки, у нас в стране наблюдаются некоторые проблемы. Есть определенная прослойка любителей академической музыки, но она невелика. Чем Вы рассчитываете зацепить русскую публику?
Найджел: Музыка, которую я представлю, тоже не будет строго классической. Она пригласит всех присутствующих в своеобразное путешествие, и я надеюсь, что слушатель присоединится к нему вместе со мной.
Звуки.Ru: Вы - человек настроения?
Найджел: Скорее нет. Я не капризный, но я строгий к себе и очень требовательный. Я также требую многого от музыкантов, которые играют со мной, но это только потому, что я всегда стремлюсь к достижению большего и к новым экспериментам.
Звуки.Ru: А что Вам нравится, например, из русской классической музыки? Может, Вы знаете наших авангардистов? Только, чур, Стравинского не упоминать.
Найджел: Россия сама по себе имеет богатую историю классической музыки но, конечно же, при этом всегда актуальна полемика о том, что является в музыке приемлемым, а что нет. Но мир действительно ценит то, что вышло из России - ваши люди искусства невероятны. Например, Валерий Гергиев - это человек с огромной страстью, человек, имеющий уважение во всем мире. Не нужно думать, что все так плохо!
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)