Основоположники джаз-рэпа в наших северных широтах, питерская группа Krec - те, с чьим появлением в первой половине нулевых связывают начало нового этапа в отечественном хип-хопе. Они явили собой пример того, что рэп может быть лиричным и мелодичным, не скатываясь при этом в пошлость — не в том её значении, что применимо, например, к Мальчишнику и гордо маркируется тэгом “18+”, а в смысле, синонимичном безвкусице и примитивности, то есть безнадёжно асексуальном. Krec - сокращение от Kitchen-records - "кулинарят" действительно со вкусом и во все четыре руки. Битмейкер Марат отвечает в этом дуэте за музыкальную составляющую, которая в данном случае не менее важна, чем вербальная. Второй участник - MC Фьюз - главный по части текстов и работы с микрофоном. Последний и поговорил со Звуками на импровизированных кухонных посиделках о свежей пластинке группы "Молча проще" и не только, попутно разъяснив корреспонденту нюансы хип-хоп терминологии.
Звуки.Ru: Привет! Как вообще настроение?
Фьюз: Дела идут, есть легкие волнения, связанные с выпуском альбома и предстоящими презентациями, но, я думаю, у нас все получится!
Звуки.Ru: Вопрос задан не совсем из праздного любопытства. По первым прослушиваниям кажется, что взятая на предыдущем лонгплее мрачная тональность осталась и на новом диске "Молча проще". Но это взгляд со стороны. А в каком цвете она видится вам самим?
Фьюз: Описывать в красках свою же работу нам кажется делом не благодарным, пусть этим занимается слушатель.
Звуки.Ru: Заметно также, что в текстах сохранилась тенденция перехода от абстрактной метафоричности к честной бытовой конкретике. Насколько осознано происходят эти метаморфозы?
Фьюз: Можно говорить о "возвышенном" и при помощи простых вещей, понятных любому человеку, хотя я не исключаю, что кому-то наши песни покажутся обычной "бытовухой".
Звуки.Ru: Вообще, как появляются темы треков?
Фьюз: Изначально мы ищем нужное настроение, а "тема" может многократно меняться в процессе.
Звуки.Ru: На альбоме неожиданно не оказалось ни одного “фичеринга”, то есть все тексты написаны и исполнены лично вами. С чем это связано?
Фьюз: Второй и третий куплет, это почти всегда некая "сверхзадача", решая которую, ты сам проходишь на следующий уровень.
Звуки.Ru: Теперь о музыкальной “кухне” альбома. Krec нередко выступает в полноценном инструментальном составе. А каково соотношение между сэмплами и “живой” музыкой в студии? Расскажите о о том, как сочиняется музыка и как она в дальнейшем адаптируется под концертные выступления.
Фьюз: Поиск сэмплов - это очень азартное занятие, лотерея, в которой никогда не знаешь, на что наткнешься. Музыкальные инструменты в руках профи здорово помогают разнообразить аранжировки и уйти от проблем с очисткой сэмплов. Именно удачный баланс этих двух техник позволяет получить интересное звучание.
Звуки.Ru: Даже людям, далёким от хип-хоп среды, для которых выражение, скажем, “стелить флоу” ассоциируется скорее с укладкой паркета, слышно, насколько кропотливо вы работаете непосредственно со словоформами и звукописью. Как происходит процесс нахождения баланса между смысловой и технической составляющими текста, они равнозначимы для вас или что-то первостепенно?
Фьюз: "Флоу" не стелят. "Флоу" либо есть, либо его нет! Если за целый день проведенный на студии был написан куплет, я счастлив. Планка с годами только поднимается, это касается как смысла, так и формы.
Звуки.Ru: Известны случаи, когда Бродский по окончании продолжительных поэтических чтений ещё некоторое время продолжал говорить нараспев, прежде чем возвращался к повседневной манере речи. Не сталкивались с подобными техническими трудностями?
Фьюз: Я люблю переводить беседу в шутку меняя слова, сказанные кем-либо, на похожие по звучанию. Пока трудностей из-за этого не возникало.
Звуки.Ru: К слову о классиках. Довольно часто в текстах упоминаются имена видных литературных деятелей, например, Ахматовой и Довлатова. Есть ли у вас ”настольные” книги, которые не надоедает перечитывать? Или, возвращаясь к музыке, альбомы "на все времена"?
Фьюз: Настольной могу назвать "Чемодан" Довлатова. Из музыки советую Plan B "The Defamation Of Strickland Banks".
Звуки.Ru: Будучи давно в "тусовке", вы наверняка в курсе подводных хип-хоп течений. Выделяете для себя кого-нибудь из андреграунда?
Фьюз: В век интернета оставаться по настоящему "подводным" даже при большом желании сложно. Делай оригинальный продукт, и слушатель сам тебя найдет. Есть много достойных людей, чьи имена, я надеюсь, в скором времени прогремят и без нашей рекламы.
Звуки.Ru: А есть ли в России хип-хоп, который вам нравится, но которым вы сами никогда бы не стали заниматься?
Фьюз: "Юморного рэпа" можно от нас точно не ждать, хотя в повседневности мы не прочь подурачиться.
Звуки.Ru: Расскажите подробнее о конкурсе принтов. Как появилась идея, каковы ожидания? Сами давно в руках держали баллончик?
Фьюз: Идея принадлежит не нам, но мы двумя руками за граффити на серых стенах городов. Хип-Хоп - это уличная культура, со всеми вытекающими из этого последствиями. Надеемся, что кто-то из уже опытных райтеров тоже примет участие в конкурсе и покажет, как надо. Сами держали, держим и будем держать!
Звуки.Ru: Напоследок, о предстоящих концертных презентациях. Пока что анонсированы лишь даты выступлений в Москве и Санкт-Петербурге. Есть ли планы по дальнейшему туру?
Фьюз: Надо дать людям время распробовать новый материал. Загадывать не станем, ибо, как говорится, насильно мил не будешь.
Krec
Презентация альбома "Молча проще".
30 сентября - Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"
21 октября - Москва, клуб MILK
1988 – Вячеслав Бутусов распускает «золотой» состав группы «Наутилус Помпилиус» »»
Ennio MORRICONE (1928)
George "Mojo" BUFORD (1929)
Hubert LAWS (1939)
Greg LAKE (1947)
Midge URE (1953)
Warren G. (1971)
Максим МЕЛЬМАН (1977)