Концертная афиша на осень только формируется, а мероприятий, заслуживающих внимания, уже набралось не один десяток. Осенние месяцы в Москве традиционно насыщенные – народ съезжается из отпусков, истосковавшись по общению и культурно-развлекательной программе.
С развлекательного, пожалуй, и начнем. Осенью в столице намечается сразу несколько многотысячных «олнайтеров» - подзабытый формат огромной клубной вечеринки (тут бы написать «рейва», но почему-то кажется, что "большая дискотека" здесь будет уместнее) в этом сезоне возвращает утраченные позиции. 20 октября в «Известия Hall» пожалует сам Пол Окенфолд (Paul Oakenfold). Диджейская карьера дяденьки пошла на четвертый (!) десяток – не сегодня завтра появится у нас еще один Сэр Пол. Здешний его статус в чем-то схож даже не с Маккартни, а скорее с Deep Purple – живой классик, которого народ безудержно чтит, несмотря на изрядную замшелость. В жанре «транса для масс» конкуренцию Окенфолду составляет Маркус Шульц (Markus Schulz) (21 сентября, Arma Music Hall). Немец с одной стороны помоложе, с другой крепче хранит верность идеалам стадионного транса, в то время как Окенфолд вполне может и с электрохаусом согрешить.
Масштабные drum & bass вечеринки долго были питерским эксклюзивом, но со сменой мэра (окей, будем считать это совпадением) таки добрались до столицы. 22 октября под маркой «World of Drum & Bass» в «Арене» играет весь цвет жанра. Тут вам и мастодонты вроде DJ SS и Goldie, и звезда тек-степа нулевых Tech Itch, и сравнительно молодой и не по годам успешный Netsky. Есть даже диджействующий осколок группы Pendulum, которая недавно объявила о приостановлении деятельности. Достойный конкурент «World of Drum & Bass» – мероприятие в Stadium Live под маркой «Пиратская станция». Здесь в хедлайнерах сами Chase & Status (кажется, единственные претенденты на оставленное Pendulum место флагманов коммерческого d&b), правда тоже с диджей-сетом. В компании с ними тоже люди далеко не последние – папаша электростепа (а заодно и автор хита про фейсбук с фразой «I have more friends than Jesus!») John B, и близкий ему по духу босс лейбла Hospital Тони Колман (Tony Colman) aka London Elektricity.
С ломаными ритмами осенью вообще полный порядок – в «тоннах» тоже есть пара d&b-вечеринок. 22 сентября тут проходит очередная Steppin’ Session, где заявлен Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss) с атмосферным d&b-проектом Ethereal77, а 6 октября здесь же играет сладкая парочка Seba & Paradox, а также их американский коллега Роберт Манос (Robert Manos). Днем, а точнее ночью раньше, 5 октября тут же дают породистый брейкс, в хедлайнерах – Krafty Kuts. Замедлившись еще ударов на тридцать, получим абстрактный хип-хоп, и тут тоже есть, что послушать. 29 сентября в «Правде» старый, но не забытый француз DJ Cam (привет из тех времен, когда всю эту музыку называли «трип-хопом»), а также клиент неувядаемого Ninja Tune, нью-йоркский музыкант Blockhead.
Как ни странно, привозами c тэгом «дабстеп» афиша совсем не кишит. Неужто мода прошла? Единственное, на что с ходу падает взгляд – мероприятие в Milk с участием Emika и Clubroot (19 октября). Оба уже бывали в Москве, причем Дэн Ричмонд (Dan Richmond) играл тут буквально две недели назад в компании Bvdub. Пожалуй, попадает в эту категорию и вечеринка в «Тоннах» с участием Giraffage & xxyyxx (12 октября), но тут с тэгами всё еще сложнее. С одной стороны, дуэт недавно отметился синглом на Kitsune, что вроде как автоматически относит их в категорию модной клубной музыки. С другой, сольный альбом Giraffage звучит как вонки, скрещенный с чиллвейвом и электрофанком, начиненный милыми наивными мелодиями и, насколько это возможно, развернутый в сторону поп-музыки. Тут, пожалуй, и поклонникам Dam-Funk есть, чем поживиться.
В жанре модно-развлекательного привычно радует «Солянка». 14 сентября здесь ожидается перформанс манерного немецкого электропоп-дуэта Pollyester с девушкой по имени Полина Лапковская в составе. А 29-го сентября тут же пройдет очередная вечеринка «More Than Ever», которую устраивают русские промоутеры с британской пропиской. Туда пребудет самый стилистически выверенный среди адептов музыки восьмидесятых, британец Эд Аптон (Ed Upton), он же DMX Krew, большой друг Афекс Твина (Aphex Twin), уже однажды замеченного среди посетителей вечеринок этой серии. Не менее интересными видятся другие участники MTE, берлинский дуэт Sixth June – представьте себе Ladytron, слегка сместившихся в сторону minimal wave.
По части электроники интеллектуальной наиболее ярко смотрятся концерты Subheim (6 октября, ГЦСИ) и CoH (24 ноября, «Дом»). Subheim, проект во главе с греком Костасом Кацикасом (Kostas Katsikas), начинал с IDM (первый альбом Subheim был одновременно одним из первых релизов ныне могучего лейбла Tympanik Audio), а теперь расширился до дуэта и сдвинулся в сторону Dead Can Dance. В живом исполнении звучит это просто фантастически. Под именем CoH выступает русский эмигрант Иван Павлов, живущий сейчас в Швеции. В прошлом Павлов тесно сотрудничал с Coil, а также много лет сольно издает экспериментальную глитчевую электронику на таких уважаемых лейблах, как Raster-Noton и Editions Mego.
В «Стрелке» в рамках года Германии в России 20 сентября выступает Гудрун Гут (Gudrun Gut), в юности – клавишница первого состава Einsturzende Neubauten и основательница нью-вейв группы Malaria!, в настоящем – хозяйка лейбла Monika Enterprise и системообразующий персонаж берлинской экспериментальной сцены. Собственных пластинок Гудрун не выпускала достаточно давно (отдельно взятый сингл «Garten» считать не будем), так что чего ожидать от её выступления – вопрос открытый. Но пристрастие к этакому лефлфилд-техно было ей свойственно практически всегда. В категорию немецкой клубной музыки в последнее время попадают и исландцы Gus Gus (13 сентября, клуб Pipl), по крайней мере с тех времен, как подписались на лейбл Kompakt. Узнать в их нынешнем суховатом хаусе авторов «Polydistortion» непросто, но свою аудиторию обновленные Gus Gus находят без особого труда.
К числу неожиданностей московской осени 2012, пожалуй, стоит отнести появление в микроскопическом «Шанти» Мэтью Херберта (Matthew Herbert). Играть в Москве в камерных местах нашему эксцентричному герою не привыкать – случалось Мэьтю не только давать закрытые концерты с оркестром на стрелке и озвучивать заставки для «Евровидения», но и заводить пластинки в «А-Клубе» в конце девяностых. Но всё равно, факт примечательный.
Но если составлять хит-парад эксцентриков, спешащих выступить в наших широтах, первое место достанется не Херберту, а французу Йоанну Лемуану (Yoann Lemoine), который также известен как Woodkid (2 декабря, Arena Moscow). Имя Лемуан заработал, снимая клипы для Ланы Дель Рей (Lana Del Rey), Рианны (Rihanna), Кейти Перри (Katy Perry) и Моби (Moby), а потом запел сам, да так, что эта его ипостась оказалась даже более востребованной. Сегодня его «чемпионит» журнал Vice, музыка Йоанна звучит в фэшн-шоу, а черно-белые клипы набирают по 15 миллионов просмотров на YouTube.
Над тем, какой же концерт станет главным и самым ожидаемым среди электронных мероприятий осени, долго думать не приходится. 9 ноября к нам наконец приезжают Orbital, и если с чем-то и можно сравнить это событие, так это с недавним визитом в Россию The Cure. Лондонских братьев, конечно, ждали не тридцать лет, столько группа попросту не существует, но уж 15-20 точно. Причем Фил и Пол Хартнолл (Phil & Paul Hartnoll) появлялись тут не единожды, вместе и по отдельности, но до нормального концерта дело так и не доходило. В основном это были диджей-сеты (а диджей-сет Орбитал, которые славятся именно как лайв-шоу, ценен примерно как диджей-сет Depeche Mode или Пола Маккартни – «по приколу», но не более), а недавний лайв в подмосковье предназначался исключительно посетителям закрытой «костюмированной вечеринки». И надо сказать, для того чтобы наконец посмотеть их живьем, момент сейчас крайне удачный - альбом "Wonky", с которым группа отправилась на гастроли, хорош невероятно.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)