Андрей МУРАТОВ  Музыканты, выпивая, тоже поют песни

Не зря все-таки говорят о чувстве "тоски по Родине". Многие из тех, кто навсегда уехал за границу, нет-нет да и объявляются на российской земле. На недавно прошедших в Горбушке концертах "ДДТ" в...

Не зря все-таки говорят о чувстве "тоски по Родине". Многие из тех, кто навсегда уехал за границу, нет-нет да и объявляются на российской земле. На недавно прошедших в Горбушке концертах "ДДТ" в некоторых песнях на сцене можно было наблюдать двух клавишников, активно "терзающих" инструменты.

Рядом с Константином Шумайловым "рубился" Андрей Муратов, или попросту Мурзик, сотрудничавший с "ДДТ" в 87-93 годах, а ныне живущий в Германии. Однако Андрей работал и во многих других рок-командах - от "Зоопарка" до "НЭПА" и "Дубов-колдунов" (cм. подробнее). И не только как музыкант, но и как очень интересный продюсер. Поэтому его мнение "со стороны" о том, что творится сегодня в т.н. "русском роке", особенно интересно.

Андрей Муратов: - Я могу оценить музыку как профессионал, но все равно это будет пристрастный профессионал. Когда я слушаю группу, с которой я никогда не работал, с которой я не записывался, не играл, мое мнение может быть более-менее объективным. Но я не могу беспристрастно оценить группу "Текиладжаззз", потому что я их очень люблю и записал им альбом "Вирус". Я не могу объективно оценить группу "Колибри", коей я записал два альбома, "Найди десять отличий" и "Бес Сахара". То же самое и с Майком, и с "ДДТ", потому что это было не семь лет работы, а семь лет жизни. Да, что-то мне не нравится, но это не означает, что это плохо, потому что это мне не нравится. Скажем, в новых песнях "ДДТ" я кое-что сделал бы принципиально иначе. Но Юра думает сейчас так, сочиняется так, и бэнд движется в таком направлении. Если бы я играл и дальше, возможно, группа бы двинулась в другом направлении, или в третьем, или в четвертом. Вадик Шумайлов, перешедший с баса на гитару, очень сильно изменил стилистику группы, просто один человек, оставшийся в группе, но поменявший инструмент. Так что мне тяжело сказать, в какую сторону изменилась сейчас музыка "ДДТ". Лично моей любимой программой остается "Черный пес Петербург". Не отдельно взятая песня, а программа - по цельности, по драматургической концепции, по самим песням, которые в нее вошли. На мой взгляд она лучшая, хотя "Мир номер ноль" мне тоже нравится. Кроме того, еще несколько песен с "Метели августа", которые я успел послушать, потому что сидя в Германии я особо там ничего не слушал. Мне прислали парочку песен с криком, не сделаю ли я ремиксы. Я ответил, что без санкции "ДДТ" я не могу делать ремиксы, это бы было не "комильфо".

Звуки: - Мне показалось, что на "Метели августа" песня "Ночь Людмила" очень соответствует стилистике 60-х.

Андрей Муратов: - К сожалению, я ее пока не слышал ни разу. А стилистикой 60-х я занимался в течение двух лет с группой "Дубы-Колдуны", продюсером коих я являлся.

Звуки: - Что же погубило этот проект?

Андрей Муратов: - Это же была "оттопырка"! Мы "оттопыривались", развлекались, а когда надоело - перестали это делать. Это не был коммерческий проект с целью зарабатывания денег, или проект с целью стать популярными.

С чего вообще все это началось? Когда музыканты групп "Алиса", "ДДТ", "НЭП" и других напиваются вместе, они же не поют "Что такое осень" или "Мы вместе"! Это было бы глупо. Они поют старые советские песни, обнажая тем самым свое "гнилое нутро".

Звуки: - Но ведь с тех пор возникли проекты типа "Боцман и Бродяга", "Митьковские песни".

Андрей Муратов: - Все успешные или неуспешные римэйки и камбэки различных советских ВИА, как то - "Веселые ребята", "Самоцветы" и т. д. - появились значительно позже, чем возникла группа "Дубы-Колдуны". "Дубы" были первыми! И мне нравилось то, что они делали. Когда хотелось с чудовищным "фуззом" исполнить произведение "У нас молодых", это так и исполнялось, хотя в оригинальной аранжировке ничего такого не было. Никакой аутентичности не соблюдалось. Единственное, что соблюдался принцип: когда люди напиваются, они поют песни. Музыканты, выпивая, тоже поют песни, может быть, только немножечко лучше, чем все остальные люди, и при этом могут что-нибудь и сыграть. Это был проект чистой "оттяжки", чистейшей воды удовольствие для себя самого. Когда надоело играть, мы просто перестали это делать. А держаться за это, играть концерты. Нет, была масса предложений! Я даже сделал два клипа. Один из них - с Ирой Хакамадой в главной роли, такой смешной мультик к выборам. Другой для "Serge Reynolds Tobacco" в качестве спонсора, на песню "Там, где клен шумит". Ее исполняют Гаркуша, Настя Полева, братья Самойловы, Шахрин, Галанин, Славка Бутусов - помимо "Дубов". Получилось очень прикольно! Не знаю, насколько был большой эфир у этого клипа, поскольку уже не дожил до проката здесь. Думаю, что сейчас его можно показать в этом звездном составе, поскольку никакой рекламой он уже не является, а неким художественным артефактом остался.

Звуки: - Недавно на концерте памяти Толика Крупнова я наблюдала некое объединение рок-музыкантов, за исключением Кинчева, аналог которому был по-моему только на акции "Все это рок-н-ролл" в 92-м году. Долго ли еще эти люди смогут быть вместе?

Андрей Муратов: - На самом деле - они вместе! Я совершенно случайно три дня назад оказался в Минске, потому что меня не пустили в Латвию по поводу немного отклеившейся фотографии в паспорте. Я собирался сначала ехать в Ригу, а потом уже в Москву. Пришлось вернуться в Минск, где я увидел на столбе афишу: "Алиса", Гарик Сукачев и "Неприкасаемые", "Агата Кристи", какая-то белорусская группа и "Текиладжаззз". К сожалению, кроме Кости и "Текилы" я никого не увидел, "Агата" на сцене была в это время, поэтому с братьями "Винни-Пухами" "поздоровкаться" не удалось. Моя жена очень любит "Агату Кристи", мне не очень нравится их музыка, зато они классные парни!

Возвращаясь к вопросу, скажу, что на "крупновском" концерте я не был, а на "Все это рок-н-ролл" присутствовал. Но я в принципе не люблю подобного рода мероприятия, которые "демонстрируют", что мы вместе. Само ощущение, что мы вместе, не требует уже никаких доказательств. Вдобавок все концерты "Памяти", начиная с "башлачевских", "цоевских" и т. п., мне вообще не нравятся. Я очень любил и уважал Толика Крупнова, но не уверен, что я захотел бы участвовать в подобном концерте.

Грубо говоря, это выглядит следующим образом. Я, например, записал 40 альбомов, играл с массой команд. И если я сегодня помру, возможно, завтра кто-нибудь захочет сделать концерт моей памяти. Так вот, я бы не хотел, чтобы кто-то делал подобный концерт. Хотя люди бы, наверное, участвовали в нем из самых лучших побуждений. Для меня это неким образом "пляски на могилах". Поэтому я понимаю Кинчева, который отказался из каких-то своих соображений. Юра из своих - согласился. Помню, у меня было тягостное впечатление от двух "цоевских" мемориалов - в Питере и Москве. Питерский был сделан Марианной Цой, которую я очень люблю и хорошо к ней отношусь. В Москве был сделан Айзеншписом, которого я не очень люблю. Но мне не понравились оба.

Может, есть и правильные мемориалы. Например, которые устраиваются в день рождения Майка Науменко. Только они не должны быть в Москве - это нонсенс! Я же помню его "Blues de Moscou":

Здесь нас никто не любит, а мы не любим их.
Все кончится в метро, а мы не из таких.
А мы берем "мотор", хотя в кармане "голяк".
Мы пьем свой портвейн и пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку, ненавижу Арбат.
Еще "по одной" - и пора назад!

Мои ощущения похожи. У меня огромное количество друзей в Москве, но я не люблю сам город. Это очень многие питерцы ощущают, и очень многие москвичи испытывают подобные ощущения по отношению к Питеру. Просто энергетика этих двух городов несовместима! Я с удовольствием приезжаю в Москву на два-три дня, чтобы увидеть друзей, и быстро-быстро уезжаю, пока энергетика города не начала оказывать на меня свое негативное влияние. А кому-то такая только и нужна. Для кого-то она хороша, для меня - плоха.

03.05.2000, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Андрей МУРАТОВ - свежие публикации:

Андрей МУРАТОВ