Старт второго фестивального дня приходится несколько раз откладывать – преимущественно из-за жары, которая еще невыносимее, чем вчера, и не выдерживает конкуренции с кондиционируемой квартирой (несмотря на ранние сеты давно любимых мной Calexico, как минимум любопытных The Dø и прочих Black Lips). Послеобеденный план состоит в том, чтобы успеть на остров к началу выступления The Raveonettes, но и в него в последний момент вносятся коррективы: с разницей в несколько минут сборная Великобритании по футболу залезает в дополнительное время олимпийского четвертьфинала, а The Raveonettes подтверждают осенний сольник в Монреале.
Родоначальники футбола, как обычно, позорятся в серии пенальти, но о своем решении я в итоге не жалею: выясняется, что логистические неувязки сократили сет The Raveonettes до жалких восьми песен. В общем, как вы уже поняли, фестивальная география – подобно барселонской “Примавере” или парижскому Rock en Seine, Osheaga находится не у черта на рогах, а вполне себе в черте города – вмешивается в персональную логистику массой соблазнов и искушений. Первым, на кого они не распространяются, становится, в конце концов, A$AP Rocky – подающий большие надежды рэпер из Гарлема, собирающий вокруг “зеленой” сцены значительную долю сегодняшней целевой аудитории (хедлайнер дня – человек, ранее известный как Снуп Догг).
Судя по общему количеству зрителей, хип-хоп на Osheaga оказывается в целом менее востребованным, чем танцы (что немудрено – после прошлогоднего Эминема (Eminem) пойти на повышение, прямо скажем, непросто), но по выступлению A$AP Rocky этого не скажешь: на ура идут и его матерные рэп-частушки, и столь же непечатный интерактив с залом. На одной из главных сцен тем временем сражаются за зрителя инди-рокеры Brand New. Битва за меня проиграна, однако, еще до ее начала – дальнейшее расписание вечера не предполагает тайм-аутов, поэтому у меня примерно двадцать минут, чтобы купить майку с обложкой “Psychochandy” (да, мимо ЦА я снова промахиваюсь).
Первый приятный сюрприз Osheaga – выступление Garbage, аудитория которых подчеркнуто скромна и верна. Ширли Мэнсон (Shirley Manson) выступает с программным заявлением: “Если вы знаете, кто мы, то мы – Garbage. Если не знаете – что ж, мы Garbage и для вас тоже. Если ненавидите – идите на х…, мы по-прежнему Garbage”, после чего трогательно благодарит квебекских поклонников группы за письма и твиты (предыдущий концерт Garbage в здешних краях состоялся восемь лет назад), посвящая им песню “Why Do You Love Me”. Сиюминутное подозрение, что Ширли перегибает с сентиментальностью, улетучивается, когда в середине этой самой песни она валится на сцену и начинает имитировать оргазм, а одна из поклонниц и впрямь передает ей – через двух охранников – письмо.
Важно и то, что слова артистка уверенно подтверждала делом. Garbage по-прежнему не самый выдающийся на свете концертный состав, но “Queer”, “Cherry Lips” и особенно “#1 Crush” прозвучали превосходно, а уж к Ширли и вовсе не может быть претензий: она прыгала и скакала, шептала и кричала, извинялась за необходимость “перейти с французского на шотландский” и передавала привет Снупу: “нам всем дико интересно, что еще он придумает”. Мне в принципе тоже – но, учитывая корни Ширли, было бы уместнее, передай она привет The Jesus & Mary Chain. К счастью, это вроде бы моя единственная моя претензия к группе Garbage (к которой я, если уж на то пошло, всегда был абсолютно равнодушен) по итогам ее часового сета с “Vow”, “Push It” и “Only Happy When It Rains” на правах ностальгического дижестива.
Следующим – и тоже весомым – сюрпризом стало без малого хедлайнерское шоу канадки Файст (Feist), незаметно выросшей из большой певицы в большую рок-звезду. Выйдя на сцену в солнцезащитных очках, с умелым девичьим трио на бэк-вокале и мускулистыми аранжировками хорошо знакомых песен, лучшая из выпускниц инди-рокового университета Broken Social Scene напоминала Кэт Пауэр (Cat Power) еще больше, чем на прошлогоднем альбоме “Metals”. С той существенной разницей, что Кэт Пауэр столь внушительными аудиториями управлять не привыкла – а у Файст все в этот вечер получалось так легко, что казалось, будто последние четыре года она провела не в творческом отпуске, а осваивая арены со стадионами.
Не совсем у нее получился разве что традиционный урок пения (на раздачу им вокальных ролей франкофоны, англофоны и гости столицы Квебека отреагировали нестройным мычанием) – помимо прочего, это впервые показалось пережитком ее инди-прошлого. Вспомнив его еще лишь однажды (причем узнаваемой “Mushaboom” делали исключительно слова), на протяжении всего остального сета Файст успешно чередовала песни с “The Reminder” и “Metals”, говорила что-то про исполнение заветных желаний, принимала в подарок пальму, в связи с чем сравнивала “Ошихагу” с “Коачеллой” (не в пользу последней – в Монреале, мол, лучше кормят), и, наконец, исполнила “Sea Lion Woman”, остроумно передав эстафетную палочку сертифицированному хедлайнеру.
А вот чем он, Снуп Лайон (Snoop Lion), отличается от себя образца, допустим, двухлетней давности, когда в лайн-апе Osheaga фигурировал Снуп Догг, мне выяснить не удалось - как, возможно, заметили особенно бдительные читатели, для меня основную фестивальную ценность представляли шотландские шумовики The Jesus & Mary Chain. (Кому интересно: коллеги пишут, что Снуп – беспрецедентный для Osheaga случай – задержал начало своего сета почти на час, действительно отвлекался на что-то реггиподобное и однажды возопил что-то типа “Славься, Джа!” – но и включить в свой сет фрагмент шлягера Кейти Перри не постеснялся.)
Дошагав до “зеленой” сцены, я совсем скоро понял, что предположительно чувствовали год назад поклонники Элвиса Костелло (Elvis Costello), хедлайнерский сет которого собрал пару сотен зрителей: что-то среднее между легкой обидой и большим облегчением. Выступление The Jesus & Mary Chain оказалось праздником для своих – а тех, кто ждал и дождался этого концерта, заняв удобное место у сцены, не могли смутить ни далекий от идеала звук (который эта группа, мягко говоря, умеет себе подчинить), ни бестолковый свет, ни фальстарт “Happy When It Rains”. Гитарный унисон J&MC избавлял от посторонних мыслей, от глубины басов дрожали внутренности, а, сыграв более или менее всю обязательную программу (от “Some Candy Talking” до “Far Gone and Out”), шотландцы дооформили выдающийся хет-трик сюрпризов этого вечера.
И, конечно, это снова была девушка: мою любимую песню “Just Like Honey” из моего любимого фильма “Трудности перевода” The Jesus & Mary Chain помогла исполнить сама миссис Дон Дрейпер, монреальская актриса Джессика Паре (Jessica Paré) из лучшего на ТВ сериала “Безумцы”. Она подпела еще и в “Sometimes Always”, и хотя Паре – не вполне Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson), которая исполняла схожие – декоративные – функции на фестивале Coachella пятилетней давности, поет Джессика лучше (одна “Zou Bisou, Bisou” стоит всей дискографии Скарлетт), ну и вообще – кто бы, что называется, мог подумать. (Строго говоря, много кто: действующий бойфренд Паре солирует в панк-группе Asexuals, выступавшей на Osheaga днем позже, - но дефицит зрителей указывал на обратное.) Так или иначе, к финальной “Reverence” с неизящной, но доходчивой цитатой из The Stooges второй фестивальный день оправдал - и превзошел - мои ожидания аж трижды.
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)