Бобби Макферрин (Bobby McFerrin) и Чик Кория (Chick Corea) впервые выступят в России дуэтом! Не буду утомлять длинными предисловиями и биографическими данными артистов. Подробности и дискографии – в энциклопедиях. И пусть Россия – не самая передовая страна в отношении джаза, последствия влияния группы "Ласковый май" никто не отменял, но и здесь давно знают музыкантов, о которых идет речь. А посему минуя перечисление бесконечных премий, цитаты авторитетных мужей, и списки эпохальных альбомов для доказательства значимости наших героев, сразу переходим к сухому остатку. Маэстро Чик Кория (наряду еще с несколькими небожителями) – один из лучших джазовых пианистов и композиторов современности, а Бобби Макферрин – уникальный исполнитель, с легкостью необыкновенной перевернувший в сознании миллионов людей представление не только о вокале джазе, но и о самих возможностях человеческого голоса. А теперь выдохнем и просто вспомним некоторые точки соприкосновения Чика и Бобби во времени и пространстве.
Судьба неоднократно сводила музыкантов. В 90-ом году Бобби и Чик дали 6 совместных концертов. Фрагменты этих нескольких блестящих выступлений и составили первый альбом звездного дуэта "Play", вышедший в 1992-ом году. Феноменальная игра Чика, головокружительные вокальные прыжки Бобби от фальцета к басу, контраст постоянно меняющихся настроений, идеальное взаимопонимание и искрометный юмор обоих музыкантов привели публику в восторг. Любопытно, что к образу весельчака Бобби (хочешь-не хочешь оптимистичная мантра "Don't Worry, Be Happy" - хит до сих пор), устраивающего на своих шоу провокации со зрителями, все уже как-то привыкли, а вот включившийся на нескольких номерах в музыкальную клоунаду Чик Кориа многих удивил.
В 1996-ом Чик и Бобби с Камерным оркестром города Сент-Пол (Saint Paul Chamber Orchestra) записали вызвавший горячие споры альбом "The Mozart Sessions", на котором довольно вольно обошлись с 2 концертами (23-им и 20-ым) для фортепиано с оркестром австрийского композитора-классика. Мнения ценителей разделились. Одни восхищались тем, что для тандема Кориа-Макферин нет стилистических границ, и он открыл в знакомой музыке новые горизонты, другие - пуристы, признавая мастерство виртуозов, все же подвергли их критике. Они консервативно пеняли исполнителям на то, что, якобы, уместней было бы оставить наследие Моцарта в покое и импровизировать, используя более предназначенный для подобных намерений собственный материал.
Что и произошло в 2002-ом году. На альбоме Макферрина "Beyond Words" джаз, фьюжн, world music, филигранные вокализы Бобби, и клавишные эскапады Чика слились (строго в соответствии с названием диска) в единое гармоничное целое без слов и вне слов.
Год спустя Бобби наряду с джазменами экстра-класса - Гэри Бертоном (Gary Burton), Майклом Брекером (Michael Brecker), Джоном Патитуччи (John Patitucci), Теренсом Бланшаром (Terence Blanchard) и другими - принял участие в масштабном праздновании 60-летнего юбилея Чика в прославленном нью-йоркском клубе Blue Note. Три композиции именинника и Макферрина открыли, посвященный знаменательному событию солидный двойник Чика "Rendezvous in New York. Но отложим летописи...
Чтобы ни исполняли музыканты, главное, - распространяющиеся вокруг дуэта творческие вибрации и магнетизм, спонтанность реакций, ощущение жизни, непрерывного диалога, интенсивного обмена идеями.
"Чик - потрясающий импровизатор! Даже если мы с ним играли какую-то тему раньше, в следующий раз она будет звучать совершенно иначе. Никогда не знаешь заранее, что мы еще откроем в этой композиции. Ежесекундный поиск: – Эй, посмотри, что я нашел! - И тут же в ответ.– Да? А я нашел вот это!" – описывает процесс созидания Макферрин.
Добавим, что благодаря вершинам звукоиммитации сам себе оркестр Макферрин участвует в "поисках" не только в роли вокалиста, но и, заменяя на выбор любого недостающего музыканта: барабанщика, контрабасиста или трубача.
Публике же остается, переживая сильное эмоциональное облучение ослепительным талантом дуэта, следить за полетами фантазии по клавишам и октавам в волнующее и выходящее за рамки обыденности...
Это и называют искусством.
14 июня, БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург
15 июня, Концертный зал им. П.И.Чайковского, Москва
1992 – В этот день в 1992 году состоялся один из самых громких скандалов в карьере Шинейд О’Коннор. Исполняя песню Боба Марли "War" в прямом эфире тв-шоу «Saturday Night Live», ирландская певица порвала портет Иоанна Павла II со словами "Сражайтесь с настоящим врагом!" »»
Joe ALLISON (1924)
Albert COLLINS (1932)
Steve REICH (1936)
Eddie COCHRAN (1938)
Lindsey BUCKINGHAM (1948)
Stevie Ray VAUGHAN (1954)
Tommy LEE (1962)
Вадим САМОЙЛОВ (1964)
Евгений ФЕДОРОВ (1965)
Gwen STEFANI (1969)