Слушая музыку Олафура Арналдса (Olafur Arnalds), её автора представляешь кем угодно, но только не симпатичным и слегка застенчивым юношей. Олафур сочиняет чинную и величественную неоклассику, будто бы вобравшую в себя всю скорбь этого мира. Меж тем, автору этих опусов едва стукнуло двадцать пять. В образ отличника из консерватории исландец тоже вписывается с трудом – как и полагается северянину, в юности Олафур играл в металлических группах, и предпочитал тратить время не на изучение Чайковского и Баха, а на упражнения за барабанами в тесноте репетиционных баз.
К классике Олафур пришел через музыку к кинофильмам (прав, похоже, был Стивен Фрай, писавший в «Неполной и окончательной истории классической музыки» о том, что искать современных классиков стоит главным образом в киноиндустрии). «Лет с пятнадцати я мечтал сочинять музыку для кино», - рассказывает Арналдс. - «Я увлекся саундтреками еще в музыкальной школе, и после этого стал слушать классику и осознал, что она мне очень нравится».
Арналдс – настоящий мультиинструменталист, играет на фортепиано, скрипке, гитаре, ударных и даже банджо, так что, сочиняя партии разных инструментов, он запросто может представить себя в шкуре почти каждого исполнителя. Однако своим основным инструментом Олафур без колебаний называет фортепиано. «Это единственный, ну или по крайней мере один из очень немногих инструментов, где музыку не только слышишь, но и видишь, меня очень привлекает эта визуализация. Я могу сочинять, не имея перед собой инструмента, я просто вижу все партии у себя в голове, мысленно играя их на клавиатуре».
Шаг от фортепиано к синтезаторам Арналдс тоже сделал без труда. В его опусах появляются и амбиентные текстуры, и даже хрустящий бит, характерный для старого доброго IDM. Не пренебрегает он и гитарами, в общем, от совсем уж традиционной классики его отделяет многое. «Я всегда стремился сочинять классическую музыку, которая будет понятна нормальному слушателю», - объясняет такой подход исландец. - «При слове классика сейчас молодые ребята затыкают уши, представляя себе музыку, которую слушают их бабушки и дедушки. Мне же хочется взять лучшее из классики и донести это до молодых людей, подав на современный, доступный лад».
Особенно усердствовать в том, чтобы понравится молодежи Олафуру не приходится, неоклассика нынче жанр модный. Сегодня Арналдс – один из ключевых персонажей британского лейбла Erased Tapes, куда также подписаны Нильс Фрам (Nils Frahm), Петер Бродерик (Peter Broderick) и A Winged Victory For The Sullen. В турне по Соединенным Штатам его берут с собой сами Sigur Ros, да и мечту юности Олафур уже успел осуществить. Помимо «номерных» альбомов в его дискографии есть три саундтрека к кинофильмам, а также музыка к балетной постановке.
Scandinavian Wave: Ólafur Arnalds + Einar Stray
Москва, малый зал клуба Milk
17 марта 19:00
Дата рождения:
3 ноября 1986
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)