3-го и 4-го февраля в Москве, в уютном «Доме» и огромном Дворце на Яузе, прошли два концерта, объединенные названием Leo Records Fest. Посвящены они были, как следует из названия, независимому английскому лейблу, созданному нашим бывшим соотечественником, джазовым человеком и радиоведущим Лео Фейгиным. Благодаря этому замечательному человеку, русские музыканты оказались вписаны в мировой контекст, а западные любители необычной музыки узнали о существовании трио ГТЧ, Курехина, Шилклопера и многих других,- вплоть до новейшей звезды российского джаза, саксофониста Алексея Круглова. Именно Алексей и взял на себе все хлопоты по организации во Москве и Питере фестиваля легендарного лейбла. Лео живьем оказался в России всего лишь второй раз за последние двадцать лет, и говорить с ним перед началом длиннющего концерта в битком забитом «Доме» оказалось трудно – слишком много людей хотели с ним поздороваться и обняться. Но на несколько вопросов «Звуков» он всё-таки ответил.
Звуки.Ru: - Лео, Вы попали в Великобританию в 1973-м году. И начали выпускать диски под лейблом Leo Records в 1979-м. Глядя из нынешнего времени, мы понимаем, что это время расцвета британского арт-рока во всех его проявлениях: от Led Zeppelin до Procol Harum, от Pink Floyd до...
Лео Фейгин: - King Crimson.
Звуки.Ru: - Вот-вот. При таком невероятном разнообразии музыки английской - почему Вы решили издавать странную, никому не известную русскую музыку?
Лео Фейгин: - Это была какая-то чудовищная внутренняя потребность. Когда моя первая жена, ныне покойная, узнала, что я собираюсь начать лейбл и ехать в Нью-Йорк записывать Амину Клодин Майерс, – она пошла к участковому врачу: она подумала, что я сошел с ума. Просто, наверно, у меня было очень много сил и энергии, а BBC, где я работал, не использовало эту энергию на все сто процентов. К тому времени я познакомился с британской новоджазовой сценой, и она показалась мне очень интересной. И решающий фактор — что мои друзья Ефим Барбан и, позже, Александр Кан, писали мне, что появилось потрясающее трио Ганелин-Тарасов-Чекасин. Получив от них первую ленту, я, конечно, показывал ее разным людям. В частности, я проиграл ее Манфреду Айхеру (Manfred Eicher – создатель и руководитель ECM Records - МВ) и его «правой руке» Стиву Лейку (Steve Lake) на фестивале в Мёрси. Мы сидели в машине, они прослушали и сказали, что это невозможно: не может быть, что это играет трио! Слишком много инструментов — и рояль, и контрабас, и бассет, и гитара, и флейта, и саксофон, и ударные, и перкуссия...
Звуки.Ru: - «Новая музыка» и «новый джаз»: что у них общего, чем они отличаются?
Лео: - Это явление трудно определить одним названием. Но если дать несколько названий, то общее представление может возникнуть. Новый джаз, фри-джаз, новая музыка, открытая музыка — всё вместе это уже дает какое-то представление. Это музыка, в которой можно всё! И которая не ограничена ничем. Джаз, например, ограничен тональностью, ритмом, квадратами. Трудно в этих рамках создать что-то оригинальное.
Звуки.Ru: - Некоторым удается.
Лео: - Некоторым удается. Но редко. А девяносто, девяносто пять процентов играют замечательную музыку, но это же все эстрада... они делают это каждый день изо дня в день. Отличительная черта новой музыки – ее оригинальность. В этой новой идеоме можно создавать еще что-то оригинальное, а я считаю, что оригинальность — это и есть самый верный критерий искусства. Конечно, за 50 лет в «новой музыке» уже появились свои клише, но я уверен, что ее возможности далеко не исчерпаны.
Звуки.Ru: - А может ли эта новая музыка быть профессиональной?
Лео: - Конечно. Почему нет?
Звуки.Ru: - В смысле – можно ли на нее жить?
Лео: - Сейчас уже наверное можно. Сейчас некоторые западные музыканты с большим успехом это делают. Например, Жоэль Леандр (Joelle Leandre), которую я издаю, может давать сто концертов в год. И за многие концерты она получает по меньшей мере тысячу евро. То же самое — Эван Паркер (Evan Parker). Фестивали, плюс диски, которые он выпускает, плюс радиопрограммы. Все вместе собирается во вполне приличный заработок.
Звуки.Ru: - Вы говорили, что оцифрованная музыка, «музыка в Интернете», убила независимых музыкантов.
Лео: - Да!
Звуки.Ru: - При этом, например, поп-музыканты, да и рок-музыканты часто говорят, что рассматривают выложенные в Сеть треки как бесплатное промо, а живут они с живых шоу. Насколько применимо это к новой музыке?
Лео: - Я получаю массу музыки по интернету. Но я не могу ее слушать на компьютере. Или возьмите Энтони Брэкстона (Anthony Braxton), у которого масса записанных пластинок - на моем лейбле и на множестве других. Разве можно держать их все в виртуальном виде? Это же просто оскорбление! Нужно же их обязательно издавать на каком-то физическом носителе!
Звуки.Ru: - Leo Records начиналась на виниловых дисках. Потом, вместе со всеми, компания перешла на выпуск CD. Не собираетесь ли Вы двигаться дальше и переходить на онлайнововые продажи?
Лео: - Нет. Мне уже тяжело начинать все заново. Кроме того, слушателям новой музыки это не очень нужно. Ведь пластинка — это произведение искусства. Фотография, аннотация. То, что называется memorabilia.
Звуки.Ru: - Получается, что поклонники новой музыки не в восторге от новых технологий?
Лео: - Получается, что так.
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)