Встречи с музыкантами в московском салоне Burmester стали давней и верной традицией Звуков. Всегда интересно послушать совсем новые пластинки вместе с теми, кто их записал и узнать, что же нового услышали сами музыканты после прослушивания собственных вещей на hi-end аппаратуре.
В этот раз мы встречаемся с легендарным саксофонистом Игорем Бутманом, который принес на прослушивание новый диск своего оркестра "Sheherazade’s tales", сюиту Н.А.Римского-Корсакова, аранжированную для джаз-оркестра известным композитором Николаем Левиновским. Что немаловажно - это "живой" альбом, записанный на концерте, поэтому прослушивание обещает быть весьма и весьма интересным: добиться высокого качества от живой записи куда сложнее, чем от студийной. Придя на прслушивание, Игорь выкладывает перед нами еще несколько своих пластинок - и мы понимаем, что одной "Шахарезадой" дело сегодня не ограничится...
Игорь: Я очень долго возился с этим альбомом, признаюсь честно. Сперва наш замечательный звукорежиссер Владимир Овчинников записал его на концерте, а затем альбом отправился на сведение и мастеринг к Джеймсу Фарберу (James Farber) в Нью-Йорк. Но первый вариант мне не понравился: где-то "выпирал" саксофон, где-то недостаточно звучал оркестр - я решил все переделать. Стали где-то что-то добавлять, где-то что-то дорабатывать. В итоге мы альбом пересводили фактически три раза, прежде чем я остался доволен результатом.
Начинаем прослушивание с "малой" системы - переходного звена от hi-fi к hi-end аппаратуре. В нее входят CD-плеер Plinius 101, интегральный усилитель Plinius Hautonga и колонки System Audio Explorer. И результат, как и говорил Игорь, впечатляет: в первой же вещи - "Очи Черные" - Оркестр вступает ровно и мощно, отлично звучат ударные, звук очень плотный,- но стандартная система, конечно, не позволяет насладиться звучанием в полной мере. Немного "дрожат" верха и несколько искусственно звучат барабаны. Мы решаем перейти к более "продвинутой" системе.
В нее входит целиком продукция фирмы Burmester: плеер Burmester 052, интегральный усилитель Burmester 051, сетевой кондиционер Burmester 038 и, конечно же, колонки Burmester B25. Чтобы проверить звучание системы, мы включаем саму лиричную композицию диска - оригинальную аранжировку романса "Ямщик, не гони лошадей". Звук становится гораздо "теплее", чем на предыдущей системе, но главное - здесь четко слышится "раскладка" солирующей партии и поддерживающих флейт, о которых говорил Игорь. Флейты плетут основной узор композиции, в то время как солирующие инструменты отвечают за мелодию. При этом баланс инструментов выведен очень точно и отображается с удивительной (и привычной для всей техники Burmester) мягкостью.
Игорь: Действительно, не зря столько работали над этой записью! На этой системе выигрышнее звучат духовые, лучше звучит флейта и в целом звук похож на "слоеный пирог": он раскладывается по частотам.
Но хочется приступить к основному блюду - собственно аранжированной Николем Левиновским сюите Н.А.Римского-Корсакова. Слушать ее мы будем уже на одной из топовых линеек Burmester. В этот комплект входят CD-плеер Burmester 061, предусилитель Burmester 011, два усилителя мощности Burmester 911 и колонки Burmester 961 mk3. И вот на этих мощностях пластинка звучит уже гораздо мощнее и атмосфернее. Возникает вокал Кэти Дженкинс, который звучит словно еще один инструмент, не выбиваясь из общего хора оркестра. Плотное звучание усиливается чистым звуком трубы Шона Джонса (Sean Jones), и именно сейчас мы и получаем настоящее удовольствие от того, что слышим.
Игорь: Это была моя идея - ввести в "Шехеразаду" вокал. При этом, слышите, - он звучит в общем миксе, не поднимаясь над ним? Открою секрет: эти партии мы дописали в студии: вроде бы, вокал незаметен, но он есть и создает очень правильную картину звука, создает настроение.
Звуки.Ru: А не кажется ли Вам, что обрабатывать классику - несколько избитый прием? И вообще - джазменов частенько обвиняют в ретроградстве и снобизме: мол, только авангардисты уходят вперед, а классический джаз - закоснел...
Игорь: Это все потому, что музыкальную литературу не учили! Я сам, когда помоложе был, тоже думал - а зачем она вообще нужна?! Это сейчас-то я понимаю, как это важно - понимать манеру композитора, знать, какой была музыка в то или иное время... Зато сейчас все так и рвутся в импровизаторы и авангардисты. А музыкант - это не только исполнитель. Это и тот, кто понимает и знает музыку! Вот, посмотрите, как играет Джонс! Этому парню двадцать шесть лет, а вы слышите, как он чувствует мелодию, но при этом - вставляет в нее собственное прочтение?! Он живет этой музыкой и понимает ее. Вот чего мне порой не хватает в наших музыкантах, к сожалению.
Завершаем мы наше путешествие по линейкам топовых hi-end систем на уже давно знакомой нашим читателям системе Burmester. В нее входят CD-плеер Burmester 089, два усилителя Burmester Power Amp 911 MK3, колонки Burmester Loudspeaker B100, предварительный усилитель Burmester 808 MK5 и сетевой кондиционер Burmester 948. А вот тут все прелести оркестра начинают звучать наиболее ясно: мы слышим буквально каждый оттенок звука - и флейты, и ту самую партию голоса, которая звучит как отдельный инструмент, дополняя общую картину. Кажется, что присутствуешь на концерте - будто сами музыканты материализовались в помещении во время прослушивании, даже слышно, кто из них где стоит. Но вот насколько точным это звучание считает сам Игорь?
Звуки.Ru: Вот Вы говорите о том, что аранжировщик, как правило, слышит в голове "идеальный оркестр". А это вообще возможно - собрать идеальный оркестр?
Игорь: Смотря где.
Звуки.Ru: Допустим, у нас в стране.
Игорь: У нас в стране можно такой оркестр выдрессировать. Отрепетировать. Сыграть людей между собой. Это возможно - в процессе репетиций реально достичь почти идеального звука. А вот за рубежом - совсем другая история. Посмотрите, например, на концерты серии All Stars...
Звуки.Ru: Но это же в значительной степени шоу...
Игорь: Это, конечно, шоу. Но это шоу делают музыканты, которые никогда не играли вместе, а тут пришли, встали на сцену - и моментально "включились" в произведение. И при этом слушатель не теряет мелодию, никто из музыкантов не лезет сразу в импровизацию, нет! Он подчеркивает мелодическую линию, он понимает, что такое "квадрат", в конце концов! (смеется) Я, кстати, за это и в своем оркестре борюсь постоянно: молодые музыканты часто отходят от текста мелодии. Может быть, это амбиции, не знаю, но я часто говорю ребятам: "Да не бойся ты, не ломай мелодию, доиграй спокойно квадрат, а потом уже импровизируй". Вот, давайте послушаем, как с нами играл Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) на альбоме "Moscow @ 3 A.M.". Это - пластинка 2009 года и она мне очень дорога.
Мы ставим пластинку - и уже с первой композиции "Russian Passion" становятся понятны эмоции Игоря Бутмана. Труба Марсалиса звучит очень аккуратно, мягко вступая во второй половине композиции - и здесь мне слышны все достоинства линейки Burmester: идеальный баланс частот и ясность подчеркивания артикуляции музыкальных фраз. Каждая нота аранжировки слыгшится отчетливо, нет никаких "переборов" ни по частотам, ни по тембрам. Но Игорь не намерен останавливаться на достигнутом - и предлагает прослушать еще одну запись.
Игорь: А давайте еще поставим пластинку "The Eternal Triangle" - она записана в 2003 году, и тоже сыграна биг-бэндом. Но отличие ее - в мастеринге. Пластинку "Moscow @ 3 A.M." мастерили на студии Avatar, а вот этот диск - на моей любимой Sterling Sound. И я думаю, что мы услышим отличия. Попробуем?
Конечно, попробуем! Начинает звучать композиция "French Connection" - и разница в звучании становится очевидной. Эта пластинка звучит гораздо острее и звонче, и дело не в повышенных средних и верхних частотах, а в некоем внутреннем настроении. Музыка "The Eternal Triangle" чуть более динамична, можно даже сказать - она не медитативна, а весела и задорна. И здесь система Burmester тоже показывает себя с самой лучшей стороны: она не просто подчеркивает звучание, но и на басах звучит очень важная "подушка", за счет которой и верхние частоты не выпирают, и создается ощущение объема, столь важное для комфортного прослушивания.
Но хочется послушать еще и более камерные записи - тем более, что Игорь недавно издал альбом "Blues For 4" с музыкой Андрея Кондакова. Им-то мы и решили завершить сеанс прослушивания.
Игорь: Это - довольно старая запись. Мы сделали ее еще в 1996 году. Записывались в Нью-Йорке, на Tiki Studio - это, конечно, не Avatar и уж тем более не Sterling Sound. Она гораздо меньше и скромнее - но на тот момент она нас устраивала, и по техническому оснащению, и по финансовым условиям прежде всего. И, если совсем честно, мы тогда толком и других-то студий не знали, выбирали из того, что подходило по условиям и цене.
Звуки.Ru: А почему столь давнюю запись Вы решили издать только сейчас?
Игорь: Условия выпуска не устраивали. Отдавать кому-либо авторские права - какой в этом смысл? А лейбла тогда еще не было. Зато сейчас заработал Butman Music, и мы можем выпускать все так, как мы хотим, не волноваться по поводу дистрибуции, не волноваться по поводу скорости работы. То есть мы отвечаем за продукт от и до - поэтому я и радею за качество.
Звуки.Ru: А не было у Вас соблазна ремастировать старую запись?
Игорь: Открою секрет - мы ее и ремастировали. Немного. Чуть-чуть, самую капельку (смеется). Потому что капитально все переделывать не имело смысла. Во-первых, мы давно делали эту запись, все уже толком подзабыли, что и как тогда звучало. Так что ремастер здесь некоторым образом приблизительный, скажем так - мы причесали звук.
Надо сказать, что звучит при этом "причесанный звук" как нельзя более живо. Разве что барабаны звучат как-то тихо и даже немного осторожно - система Burmester не сглаживает, но и не выпячивает звука. Интересуюсь, с чем же связана такая осторожность барабанщика?
Игорь: Это тоже довольно забавная история. Дело в том, что Ленни Уайт (Lenny White), который играл на этой пластинке, не взял на запись собственные барабаны. Решили, что можно записать на тех, что стояли в студии, а они Ленни не очень подошли и по качеству, и по удобству игры. Поэтому он и играет здесь немного... гхм... неожиданно (улыбается)! Собственно, именно поэтому мне и нравится эта запись - она живая и в ней чувствуется настроение всех, кто ее записывал.
Звуки.Ru: И все-таки, вот сейчас, когда мы слышим практически каждый вздох музыкантов - скажите честно, Вы слышите какие-то огрехи записи, которые Вам бы хотелось исправить?
Игорь: Нет. И меня это очень радует. Я слышал огрехи, когда продюсировал эту запись - и мы на стадии сведения и мастеринга эти огрехи исправляли. И теперь я понимаю - у нас получилось. Я доволен тем, как звучит пластинка. Надеюсь, что и слушатель тоже будет доволен. А что касается систем - то вы заметили, что мы, переходя от одной к другой, все увеличиваем звук от прослушивания к прослушиванию? А в итоге - мне, как музыканту, комфортно слушать и при возрастании громкости. Уши не устают и слух не режет! (смеется) А это говорит лишь об одном - перед нами высококачественные системы, которые полностью раскрывают музыку. Я получил огромное удовольствие!
В заключение напоминаем нашим читателям, что они сами могут насладиться звучанием всех описанных нами продуктов - для этого нужно записаться на прослушивание в московским салоне Burmester. Приходите, слушайте и наслаждайтесь великолепным звуком!
1948 – Родился Алан Парсонс, английский звукоинженер и создатель Alan Parsons Project. Он работал с Pink Floyd, The Beatles, Полом Маккартни и многими другими »»
1967 – Образована группа Jethro Tull. Ее создателями стали флейтист Йен Андерсон и басист Гленн Корник. Группа названа в честь Джетро Талла - агротехника, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков »»