Группа Слот только что выпустила новый альбом «F5». Звуки.Ru поговорили с музыкантами о новой пластинке и о состоянии российской «альтернативной» сцены, лишившейся телевизионного рупора после того, как канал A-One тоже «перезагрузился».
Звуки.Ru: В заглавной песне альбома «F5» звучит слово «перезагрузка». Речь идет о некой творческой перезагрузке?
Игорь «Кэш» Лобанов: Не обязательно. Песня — она вообще о перезагрузке, которая необходима человеку в жизни регулярно и постоянно. Надо поспать — иначе через трое суток окочуришься. Надо иногда менять обстановку, работу, жену — у кого что, но мы так устроены, что надо что-то менять. Песня не о том, что мы как-то резко изменились. Мы и так меняемся естественным путем, кроме того, у нас и без того достаточно широкая творческая палитра. Мы не утруждаем себя тем, чтобы придерживаться какой-то концепции — творческие «рефреши» у нас и так есть.
Звуки.Ru: Тем не менее, вас относят к определенной тусовке.
Кэш: Скорее, да. Мы выступаем с этой тусовкой на одних фестах, знаем всех музыкантов, общаемся с ними с удовольствием. Нам нравятся Amatory, Stigmata, Animal Jazz. Как ни странно, понравился последний альбом Jane Air: мировоззрение там вообще не мое, но сделано наотмашь. Мне импонирует, что люди не стеснялись в выражении того, что они выражают.
Звуки.Ru: Раньше рупором такой музыки являлся телеканал A-One. После перезагрузки вас потеснили рэперы. Что вы думаете об этом ребрендинге?
Кэш: Канал был продан другим владельцам, и те решили, что «хип-хоп собирает», как сказал Вася Васин. Значит, он собирает и телеаудиторию, и рекламодателей, поэтому это нормальный бизнес-ход, на который нам нет смысла обижаться. Конечно, плохо, что сдулась единственная трибуна, с которой можно было пошуметь клипами. С другой стороны, можно сказать, что мы это предсказали: когда мы сняли клип >«Лего», нам отказал даже О2, сказали, что это слишком жестко. Ладно, мы отнесли на A-One и решили: а давайте следующий клип снимем такой, что даже этот канал бы не взял. Сняли «Kill Me Baby One More Time» — A-One отказался крутить. Мне кажется, это было лакмусовой бумажкой.
Звуки.Ru: Какие теперь остались площадки для самовыражения?
Кэш: Интернет. Имеет смысл снять клип хотя бы на одну песню с альбома и выложить в сеть: это вызывает какую-то реакцию, обсуждение. Сейчас мы сняли ролик >«Сумерки» и, видимо, этим ограничимся. Нести второй совершенно некуда.
Звуки.Ru: Вам достаточно имеющейся аудитории, или вы задумывались о ее расширении?
Кэш: Нас пытались об этом «задумывать»... Но про альбом «F5» нужно сказать, что мы сделали его так, как захотелось самим. Задач что-то расширить, углУбить... что там еще с неправильным ударением говорят?.. нАчать заново — не было. Просто наваяли, как хотели, не привлекая на этот раз никаких продюсеров. И довольны до усрачки. Надеемся, что хорошая пластинка если не расширит нашу аудиторию, то по крайней мере сохранит нынешнюю. Мы неплохо ездим: сейчас будет Прибалтика, потом средняя полоса, дальше Дальний Восток.
Нуки: Мне кажется, в альбоме все четко и по текстуальной, и по музыкальной составляющей. Особенно мне близки «Сумерки» и «R.I.P.».
Звуки.Ru: Вы выпустили физический релиз. Это чисто чтобы на концертах продавать, или вы надеетесь на коммерческую отдачу?
Кэш: Заработать мы не рассчитываем,- нет, ни в коем случае. Но тираж на CD — это сейчас показатель, что группа вообще чего-то стоит. Если издатель вкладывает деньги в тираж в то время, когда ничего не продается в принципе, когда умирает сам носитель, — это хороший знак. Я вот пытался пристроить интересных молодых музыкантов, носил пластинки в компании — но разговаривать с издателем о новой группе уже совершенно бессмысленно. Сразу следует отказ. Нам проще: у нас был даже не один вариант, и мы выбирали на коммерческой основе — где больше дадут денег. Так что по крайней мере производство тиража взяла на себя фирма «Союз Мьюзик», а заработок музыкантов — по-прежнему исключительно концертный.
Звуки.Ru: Исполнители, ставшие известными в интернете, с большим скрипом интегрируются в шоу-бизнес...
Кэш: Да мы сами в него не интегрированы. Мы смело можем называть себя альтернативной группой в том смысле, что не находимся в системе шоу-бизнеса. Нас-то еще хоть как-то знают, а новичкам не позавидуешь.
Звуки.Ru: В «F5» бонусом вложен ваш англоязычный диск «Break The Code», выпущенный в США. Как он понравился тамошней публике?
Кэш: Он выпущен на Neurodisс, подразделении Universal, продается в магазинах в США и Канаде, на
Звуки.Ru: Это пока не вылилось в концертные приглашения?
Кэш: Пока нет. Разговоры были, но мы сразу обломали американцев, сказав, что сейчас никуда не поедем, потому что работаем над русским альбомом. Они нам не советовали это делать, предлагали выдержать паузу между пластинками. С другой стороны, как только здешний издатель изъявил желание вложить в российский релиз англоязычный диск, Neurodisс сразу согласился. Кстати, не уверен, что это решение правильное — мне второй диск там мешает. Хочется, чтобы мухи были отдельно от котлет. А так он выглядит каким-то чужеродным, да и кому он здесь нужен?
Звуки.Ru: Тексты для английского альбома — это переводы или самостоятельные произведения?
Кэш: Английскими текстами занимался Трэвис Лик (Travis Leake), и прямыми переводами это назвать нельзя, скорее адаптациями. Причем случаях в двух-трех адаптации даже и не получилось, поэтому несколько текстов написано заново.
Звуки.Ru: Для «Слота» тексты очень важны. В английских версиях их смысл не теряется?
Кэш: Вот я не уверен. Знаю, что идея донесена, но не знаю насчет фактуры. Я уверен в русской фактуре, я над ней очень много работаю. Это касается и фонетики, и лексики, и смысла. Моего английского недостаточно, чтобы оценить нюансы того, что понаписал Трэвис. Остается только надеяться, что это круто.
Звуки.Ru: Каким вы видите свое творческое будущее, развитие проекта?
Кэш: Будем продолжать заниматься этим делом, тем более что наша музыка нужна все большему количеству людей. Они пишут письма, я читаю и понимаю, что всё не зря. Из того, что мы еще не делали, хочется записать акустический альбом. У нас было несколько подобных концертных актов, которые показались мне некой полумерой: получилось то же самое, но с отключенным драйвом. А хочется настоящую акустическую программу, с привнесением других инструментов. Пока никак не соберемся, хотя очень этого хотим.
Звуки.Ru: Если сделать пару-тройку баллад, «Наше радио» может их взять...
Кэш: Может, но на этом альбоме мы решили баллад вообще не делать. Не захотели. Есть довольно «лайтовые» песни, и ладно.
Нуки: Дело в том, что на альбоме «Forever» у нас была сильная баллада «Зеркала», которую мы играем на концертах. Мы решили, что новая нам пока не нужна — куда мы ее воткнем в концертную программу?
Звуки.Ru: Пока нас не слышит Нуки... Насколько вы довольны вокалисткой?
Кэш: Очень. Это большое везение, что мы с ней работаем. Нам вообще всегда везло на вокалисток, но когда пришла Нуки, стало понятно, что лучшего желать трудно. Если не дай бог что, замену у нас не найдешь. На Западе умудряются менять крутых вокалистов на не менее крутых. Один ушел, думаешь — все, проект сдуется. Нет, смотришь — новый еще лучше. У нас не так. Я помню эти поиски... Александр Дронов из Валькирии жалуется, что у него уже архив музыки сложился, а петь некому. Не может найти вокалиста, причем не важно, мужской голос, женский — никакого нет.
Звуки.Ru: Ну, вот «Арии» удалось найти неплохую замену Беркуту.
Кэш: Это сложный вопрос, я же варился в этом процессе, написав три текста для их альбома «Феникс». Я попросил Володю Холстинина прислать первую студийную демку, чтобы послушать, может быть, фонетически что-то подправить. Послушал и думаю: «Как-то Беркут молодо запел». Холстинин мне: «А это и не Беркут!» Они же все в тайне держали. Михаил Житняков здорово поет: по тому, как льется вокал, как свободно летит — это шаг в сторону Кипелова. Вместе с тем, хочу заметить, что в Валерии Кипелове есть нечто очень индивидуальное. Житняков поет не хуже, местами даже круче, но индивидуальности я там не вижу. А это важно. Но у него очень хорошая вокальная середина, она высоко находится, он отлично чувствует себя в тенорной тесситуре. Когда мне Холстинин прислал рыбу на песню, которая потом стала «Симфонией огня», она была на английском и в исполнении Беркута. Мне очень понравился тот вариант, в итоговом по сравнении с ним что-то пропало. На компьютере та версия у меня осталась — звучит круто, по-фирменному, но никто его никогда не услышит.
Звуки.Ru: Нет ли ощущения, что манере Нуки не хватает эмоционального разнообразия?
Кэш: Ну, она прекрасно раскрылась как лирическая вокалистка в песне «Зеркала». Мне кажется, она универсальна, с широченным арсеналом. Где надо, по-нашему, «втопить», то есть заверещать — в этом она — номер 1. Лирика тоже хорошо получается, и это еще не предел. Она работает над собой постоянно. Раньше работала с преподавателем, на знаю, как сейчас.
Нуки: Не, вообще забиваю (смеется). Мне кажется, у меня произошел качественный скачок, когда я записывала альбом «Две войны». Это был первый сильный студийный опыт. Когда слышишь себя со стороны, видишь косяки и можешь сразу делать выводы. Потом стало очень много студийной и концертной практики — так что на распевания с преподавателем нету времени, да, честно говоря, и надобности. В нашей музыке уживается много жанров — Slot вполне удовлетворяет мое стремление к поискам чего-то нового. Так что мне в группе хватает пространства для раскрытия себя, хотя и в фичерингах я тоже участвую с удовольствием. Может, когда-нибудь и сольный экшн замучу.
Звуки.Ru: Как вы выбираете кавера для исполнения?
Кэш: Актуальный вопрос, кстати. 29 января мы будем в «Б2» играть концерт каверов. Мы уже делали такой концерт, и оказалось, что спрос есть. Песни выбираем обычно в жутких баталиях. Два основных фактора: чтобы всем нравилось и чтобы мы могли сыграть ее как-то по-своему. На последнем нашем альбоме «Рок-н-ролл мертв» «Аквариума» получилась прям, как надо. А скоро на TV Jam покажут трибьют Beatles, для которого мы переделали в хлам «Eleanor Rigby». То же было с «Арией»: когда мы переделали «Улицу роз», на их сайте количество гневных комментариев перевалило за 60 тысяч — это успех, я считаю. Версия с участием Беркута, включенная в «F5», на альбоме немного не пришей кобыле хвост — но пусть будет, где еще теперь услышишь «Улицу роз» в исполнении Беркута?
Звуки.Ru: Кирилл Немоляев сейчас какое-то участие в вашей работе принимает?
Кэш: Нет, сейчас мы сами себя продюсируем. Очень довольны — прежде всего, тем, что психологически сумели справиться сами с собой, не съесть друг друга в творческих порывах. Предыдущие два альбома нам в этом очень сильно помогал Кирилл Всеволодович. Раньше ведь как было: если начинаем искрить — пора к дяденьке, дяденька решит и успокоит. Большое достижение группы — что мы остались живы- здоровы без вмешательства Немоляева.
Звуки.Ru: Как появилась песня про Брейвика?
Кэш: Я так доволен этим произведением! Удалось высказаться ярко в жанре гротескного политического памфлета. Оказывается, в тихой Норвегии тоже водятся брейвики, сложно было пройти мимо этого события и не отреагировать. Скорее всего, он просто псих, но там кто его знает.
Звуки.Ru: События внутрироссийской политики не вызывают у тебя желания написать песню?
Кэш: Один раз мы чуть не написали вещь про Манежку. Но в нашем жанре это немного сложно. Вот Нойзу хорошо. Если бы я был рэпером, в полный рост высказывался бы, хоть каждый день. А в нашем жанре, мне кажется, будет некое несоответствие, если Нуки начнет петь про политику.
Звуки.Ru: Мысли об эмиграции не возникали?
Кэш: Я бы эмигрировал легко, была бы интересная движуха. Во мне нет почвеннического патриотизма, я болею за симпатичных теннисисток, а не за русских. Я, конечно, горжусь какими-то нашими достижениями, но с тех же успехом аплодирую достижениям всего человечества. Так что я бы поехал туда поработать — правда, с моей должностью текстовика я сразу там окажусь полным импотентом.
Звуки.Ru: Спасибо за интервью.
Кэш: Спасибо. Кстати, хочу сказать, что логотип Звуков.Ru у меня как у человека, оформившего много дисков, — самый любимый. Вот это существо с дудкой на носу радует меня неизменно.
Нуки: А мне нравится логотип РЖД.
Группа СЛОТ – одна из ведущих рок-команд на российской сцене, музыкальная направленность которой варьируется от тяжелого электронного рока до рокапопса.
Подробности из жизни:
Группа СЛОТ – одна из ведущих рок-команд на российской сцене, музыкальная направленность которой варьируется от тяжелого электронного рока до рокапопса.
Началом существования группы можно считать 2002 год, когда Игорь «Кэш» Лобанов (MC) познакомился с гитаристом Денисом «Дэн» Хромых. Первой вокалисткой стала известная певица Теона Дольникова, главная героиня мюзиклов «Метро» и «Нотр-Дам Де Пари». Дебютное выступление состоялось в клубе «Точка» на фестивале «TWIST FEST-2», после чего ныне покойные журналы PLAY и NME окрестили СЛОТ коллективом, способным «вывести альтернативу в мейнстрим».
Заявить о себе на всю страну группе удалось благодаря блокбастеру «Бумер»: хиты «Клон» и «Только бы прикалывало» вошли в саундтрек к фильму, став первыми официальными релизами. В результате, в 2003 году СЛОТ получает контракт от лейбла «Мистерия Звука», на котором выходит их…
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)