Ленинградский рок-клуб с некоторым опозданием (первый концерт на улице Рубинштейна 13, на самом деле, состоялся 7 марта 1981 года) отпраздновал тридцатый день рождения, больше похожий на поминки. В обстановке всеобщей ностальгии, под косыми цифрами ХХХ, немолодые люди, очень разные – странные и хитрые, смирившиеся и бунтующие, гениальные и не совсем, живые и покойные – встретились в монументальном Дворце спорта «Юбилейный». Скорее всего, в последний раз в таком формате: ДС, говорят, хотят полностью перестроить под нужды ХК «СКА»… да и музыкальный критик Андрей Бурлака правильно заметил со сцены, что 40-летия рок-клуба, мол, может уже не случиться.
Рок-клуба, которого, впрочем, и так нет. В перерывах между выступлениями зрителям показывают архивные фото- и видео-съемки. Одна из таких интермедией завершается конфузливой демонстрацией свежереконструированного детского музыкального театра «Зазеркалье», который теперь занимает здание на Рубинштейна. И в этом есть своя неизбежная логика развития бытия: были клокочущие неумытые юноши с «козами», теперь тут – приличные дети. В конце концов, о том, что «рок-н-ролл мертв», БГ спел уже через год-два после рождения рок-клуба.
Структура и хронология лайн-апа в «Юбилейном» 5 ноября своеобразны: видимо, расписание приводили в согласие с графиками самолетов-поездов хэдлайнеров, а состав… ну извините, кто дожил. Поэтому и получилось так, что первым номером в забитом под завязку зале играла «Алиса», а последний (какой-то совсем потусторонний) аккорд для полупустой аудитории извлекла группа «Мифы».
Константин Евгеньевич Кинчев, седой и честный, скачет по сцене – и малолетки в зале жгут файеры. Все как встарь. «Алиса» давно стала мумифицированным комиксом на саму себя. В меру политкорректным – вернее, чурающимся скользких тенденций: вон, Кинчева на «Русский марш» звали (не иначе как припомнив историю с «косой челкой»?), а он не пошел. Змеиный гипнотизм «Алиса» каким-то образом не растеряла за десятилетия: новое поколение «бандерлогов» внимает человеку с ясными глазами. Многим 52-летний Кинчев в дедушки годится. А все о прежнем: «Мое поколение» да «Красное на черном». И новые песни звучат. Сорокалетние офис-менеджеры в зале смущенно морщатся: почто вы к нам с вашим языческим православием?
Объявили Федора Чистякова с группой. Вышел, спел «Человек и кошка», также про улицу Ленина (которая, к слову, недалеко от «Юбилейного»), ну и «Инвалида нулевой группы». Надо так надо, мол.
А потом появляется экс-«лицедей», клоун Леонид Лейкин, говорит про город дураков – и невнятно резюмирует: «АВИА!» (ударение на второй слог). «Чего? «Ария»?» - мальчик с девочкой переглядываются, берутся за руки и ретируются из зала. Строго говоря, зря: «АВИА» - комсомольский абсурд, «окна РОСТА», «новая волна» и театр Derevo – демонстрируют лучшее выступление на фестивале. Выписанный из своих Германий Антон Адасинский, а также его гумункулы-ученики (являющие так называемую «физкультурную группу»), сопровождают ритмичное безумие Николая Гусева-Алексея Рахова.
Логичным образом далее последовал НОМ, «Неформальное объединение молодежи» без, собственно, молодежи, - группа, атипичная для подобных мероприятий. Начали жестко и жестоко, в рамках «Автомира» послав всех «на х*й». Но почти сразу и закончили: после второй же песни сурово ушли восвояси без следа.
Далее со свердловским приветом дородная, мягкая Настя Полева (сто лет проживающая в Петербурге) поет «Белых волков» и «Голоса» как трибьют тридцатилетию; трепетно уступает сцену Борису Борисовичу Гребенщикову. БГ в широкомасштабной белой рубахе похож на Элвиса в нелучшие годы. Звучат меланхоличные «8200», «Небо становится ближе» - а под «Железнодорожную воду» на сцену украдкой выходят некоторые прошлые и будущие участники концерта во главе с Олегом Гаркушей. Интернет-пользователи одной из соцсетей по мотивам выступления успели выразить недовольство в соответствующей группе: «Гребень вообще зря пришел и банду эту с собой приволок, я конечно понимаю что он часть истории, но надо было и исполнять историю а не эту муть». Не согласна.
Электронные часы в ДС «Юбилейный» неделю назад перешли на зимнее время и теперь показывают на час меньше, чем есть: крайне неконформистское поведение с их стороны. Гребенщикова, некогда якшавшегося с президентом Медведевым, сменяет дуплет оппозиционеров. Сначала Михаил Борзыкин - искренний участник «Маршей несогласных»: в рамках «Телевизора» читает отповедь «православным чекистам», на большом экране – кадры с Путиным топорно склеены с Брежневым; потом, конечно же, «Твой папа – фашист» и, наконец, песня про самого крупного налогоплательщика Петербурга «Газпромбайтер» - тут борзый певец, опять же, напяливает желтую маску с лицом премьер-министра, зал ликует. Потом Юра «Музыкант» Шевчук, который просит представлять его исключительно как «ДДТ», честно рубит старое: «Не стреляй», «Хиппаны» - наконец, посвящение Петербургу, песня «Весна», социально-экзистенциальный вальсок, один из лучших, наверное, в творчестве Юрия Юлиановича.
Еще один специальный гость Александр Чернецкий (с группой «Разные люди»), родом из Харькова, но тоже давно «здешний», спел главную поминальную песню вечера «Пусть сегодня никто не умрет» - про Цоя, Башлачева, Майка и Янку. Нам потом на экране продемонстрируют внушительный список рок-покойников, станет не по себе.
Группа «Аукцыон» («Заведующий», «Моя любовь», «Фа-фа») разбавляет кондовые мелодии и ритмы предшественников рафинированными почти-фри-джазовыми экзерсисами – будто являя не фестивальное выступление, а избранный фрагмент полноценного концерта. По окончании некий джинсовый спонсор вручает шоумену Олегу Гаркуше скидочный сертификат в магазин – первый и, к счастью, последний реверанс капитализму. «Опа, а ничего не предвещало», - расстроенно делится со мной переживаниями один из подвыпивших соседей по танцполу.
Группа «Пикник» исполняет консервативный фестивальный набор про шаманов, египтян и фиолетово-черный. Они вообще-то, по одной из версий, - ровесники рок-клуба: месяц назад тоже праздновали 30-летие большим концертом. В довершение легендарные «Мифы», воплощая тезис покойного Ильи Кормильцева про музыку, которая «будет вечной», играют «Черную субботу» и «Бей колокол».
На этой нафталинной ноте фестиваль завершается. Не было заявленной группы «Пилот», и черт, как говорится, с ней. Вот что: где-то ближе ко второй половине концерта нам продемонстрировали видео-записи шестого фестиваля рок-клуба в 1988 году. Играющие в музыку люди скачут с голыми жопами по сцене, раскрашенные, худые – красивые и настоящие. С дурным звуком, вкусом, влиянием - без очевидного будущего. Это раз. Второе: кадры с эстонского фестиваля Punk Laulupidu, где несколько тысяч человек поют «Маму Анархию» группы «Кино» - это уже минувшим летом. Наверное, два этих мероприятия были более вдохновляющими. В таком случае концерт в «Юбилейном» - по праву на третьем месте. Как заявил один из зрителей, толкаясь на выходе из зала: «Твердая четверка. С плюсом».
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)