DOT.  Точка сборки: Port-Royal

В преддверии осеннего турне по России лидер Port-Royal Аттилио Буцционе представляет записанный для Звуков подкаст из своей любимой музыки.

Итальянские электронщики Port-Royal — из тех групп, у которых с Россией складываются особенные отношения. Лидер группы Аттилио Буцционе (Attilio Bruzzone) еще в университете увлёкся российской философией и впервые приехал сюда, можно сказать, по собственной инициативе. С тех пор Port-Royal здесь полюбили, их концерты в разных российских городах регулярно собирают аншлаги, сами музыканты охотно записываются с российскими электронщиками, а в названиях их треков фигурируют город Магнитогорск и таинственные персонажи по имени Аня и Жека. При этом, в отличие от многих музыкантов, «прописавшихся» в наших широтах, Port-Royal — отнюдь не только восточноевроспейский феномен. Их карьера постоянно идёт по нарастающей — они издают свои альбомы на мощном американском IDM-лейбле n5MD, записывают ремиксы для Ladytron и Felix Da Housecat, сотрудничают с Ульрихом Шнауссом (Ulrich Schnauss) и Manual.

В преддверии осеннего турне по России, Аттилио представляет специально записанный для Звуков подкаст из своей любимой музыки.

01. Solvent «A Panel Of Experts»
«A Panel Of Experts» — трек из начала прошлого десятилетия, он вошел в лучший альбом Solvent под названием «Solvent City» (лейбл Morr Music, 2001-й год). Что мне всегда нравилось в этом треке, так это ощущение лёгкой меланхолии, присущее исключительно жителям мегаполиса. Это чувство можно буквально вдыхать когда слушаешь эту вещь. Ностальгия по неизвестному прошлому буквально захлёстывает — как будто ты танцуешь где-то на дискотеке в восьмидесятые, а на самом деле просто лежишь на диване в наушниках, где громко играет эта вещь.

02. Herrmann & Kleine «Her Tune»
Еще одна вещь из начала нулевых. Берлинский дуэт Herrman & Kleine, и опять лейбл Morr Music. Это тоже мелодичная электроника, но уже без ностальгических аллюзий. Трек отлично раскрывает дух той музыки, что тогда называлась IDM. Ужасно жаль, что они записали всего один альбом «Our Noise» (2002), а потом распались. Но всё хорошее быстро заканчивается, это всем известный факт. Ну и в чем-то они правы, быстро закруглиться, не успев всем надоесть — тоже хороший ход.

03. Magnétophone «Frankholmes’ Drive»
Британский дуэт Magnetophone записал два альбома, после чего, кажется, прекратил существование. Их первый диск называется «I Guess Sometimes I need To Be Reminded Of How Much You Love Me» (лейбл 4AD, 2000 год) и это в своём роде шедевр, к сожалению не оцененный по достоинству. «Frankholmes’ Drive» — не просто моя самая любимая вещь оттуда, но и один из лучших на мой вкус электронных треков всех времён. Агрессивный, навязчивый электронный бит, плюс простая, но очень яркая меланхоличная мелодия складываются в крещендо, которое накрывает тебя с головой.

04. Nathan Fake «You Are Here»
Я абсолютно не фанат Натана Фейка. Более того, этот парень кажется мне сильно переоцененной фигурой. Но эта вещь по-настоящему крутая, классический пример того, какой была мелодичная электроника в нулевые. Трек вошел в альбом «Drowning In A Sea Of Love» (Border Community, 2006).

05. Fizzarum «Phut Of Plex»
Вот мы опять вернулись к началу десятилетия. Fizzarum — российский дуэт, который развил лучшие идеи Autechre девяностых и перенес их в контекст IDM нулевых. Эта был очень важный процесс для электронной музыки в целом, но группа эта сейчас не слишком хорошо известна. Они выпустили прекрасный альбом «Monochrome Plural» (с треком «Phut Of Plex») на лейбле Domino, а также пару синглов на City Centre Offices а потом куда-то исчезли. Впрочем они появлялись на нашем ремикс-альбоме «Flares» (который вышел в 2008-м на Resonant) с отличным ремиксом на «Jeka». Как бы то ни было, за один альбом «Monochrome Plural» их можно включить в список самых значительных электронных проектов последних пятнадцати лет!

06. Port-Royal «Deca-dance»
О своей собственной музыке говорить всегда очень сложно, поэтому я просто расскажу о том, как мы записали эту вещь и какие эмоции в этот момент испытывали. Запись шла где-то с конца 2005-го по весну 2006-го. Процесс давался нам тяжело и мы перепробовали массу версий прежде, чем появилась та, что вошла в альбом «Afraid To Dance». Первоначально, мы хотели назвать эту вещь «Frozen Dance» — мы представляли людей, танцующих под эту вещь где-нибудь в Сибири на практически пустом танцполе. Но потом мы осознали, что называние с музыкой не очень сочетается и мы решили поиграть со словом «decadence» («декаданс»), оставив там в конце «dance», т.е. «танец».

Это еще один наш кивок в сторону восточной Европы, которую мы очень любим. Образ, связанный для нас с этим треком — огромный восточноевропейский клуб, полный застенчивых людей, которые танцуют как роботы, двигаясь почти механически. Танцевальный драйв, который есть в первой части трека, потом сменяется долгой и печальной эмбиент-частью, которая как бы рассказывает о том, как продолжалась эта ночь после вечеринки. Эта часть устроена как лабиринт — со всех сторон на слушателя льются партии инструментов, живущие каждая сама по себе. Это создает чувство одиночества и дезориентации. А в конце как бы происходит возрождение, выход на свет из тёмного лабиринта. Финальная часть трека, та что с вокалом, символизирует возвращение из этого «трипа» к повседневной жизни, с какой-то рутиной, страхами и надеждой на перемены к лучшему.

Некоторые наши слушатели описывали «Deca-Dance» и еще несколько похожих на него треков как пост-диско, диско-гейз и так далее. Мне вообще не слишком нравится манера наклеивать ярлыки на музыку, поэтому я не буду спорить с этими определениями. Могу сказать, что нашей целью было сделать этим треком скромный вклад в копилку танцевальной музыки начала девяностых (условно назовём её «техно»), которая потом куда-то испарилась, уступив место уже более серьезной электронике. Тем приятнее, что чем-то подобным занимается, например, The Field, и сейчас танцевальный бит в четыре четверти уже перестал быть чем-то недопустимым и даже постыдным в IDM-тусовке.

07. Bowery Electric «Soul City»
Самый старый трек в моём подкасте это реликвия из прошлого века, из 1999 года, если точнее. Это роскошный даунтемпо-номер, который идеально подходит чтобы ехать на машине ночью в одиночестве. Причем эта вещь удивительным образом годится и в качестве саундтрека к расставанию с любимым человеком и, наоборот, описывает новые отношения, которые только что завязались. Такая вот странная двойственность, надежда и отчаяние. Эта вещь вошла в ставший последним альбом Bowery Electric’s «Lush Life» (Beggars Banquet, 1999). А про группу надо добавить, что Bowery Electric — ветераны лейбла Kranky, где издавались, например, еще и Labradford. Ну это так, чтобы упомянуть еще одну отличную команду.

08. The Field «Everday»
В последнее время это имя отлично известно всем, кто увлекается электроникой. У The Field очень хорошо узнаваемая манера сэмплирования, он сочетает фрагменты чужих треков так, что получается даже не коллаж, а именно его собственная, уникальная композиция. Этот трек с его дебютного альбома «From Here We Go Sublime» (Kompakt, 2007) как раз отлично иллюстрирует эту необычную технологию. На быстрый пульсирующий бит наложены микроскопические мелодические кусочки, и все это вместе образует музыкальную текстуру, полную неожиданных гармонических ходов. А вещь, которая объединяет The Field с Port-Royal это использование сэмплов женского голоса в качестве музыкального инструмента, играющего свою собственную партию. По-моему именно такая музыка должна звучать в танцевальных клубах.

09. Daft Punk «Veridis Quo»
Это самый лучший, на мой вкус, трек знаменитой группы, и вошел он в альбом «Dicsovery» (Virgin, 2001). Daft Punk никогда не входили в число моих любимцев, что никак не мешает мне наслаждаться ретро-звучанием этой вещи. В голове почему-то рождается образ дешевой дискотеки на пароме, который плывет по Дунаю. Уж не знаю почему, но я не могу отделаться от этой ассоциации с тех пор, как впервые услышал эту вещь.

10. Ulrich Schnauss «Suddenly The Trees Are Giving Way»
Около десяти лет назад, немецкий парень по имени Ульрих Шнаусс смешал электронику с шугейзом, в результате чего родился совершенно новый жанр, главным в котором были пульсирующий бас и привязчивые, но при этом сложные, тщательно прописанные мелодии. Это открытие принесло Шнауссу популярность и сделало его одним из самых интересных, по крайней мере на мой взгляд, электронщиков последних лет. Этот трек вошел в бонус-диск к американскому изданию его дебютного альбома «Far Away Passing By» (оригинал вышел на City Centre Offices в 2001, а переиздание — на Domino в 2005). Это отличный трек и, в отличие от его «официальных хитов», не так хорошо известный. Отличный пример того, как Ульрих работает с простыми мелодиями.

11. Figurine «Way To Good»
Firgurine и синти-поп это для меня синонимы. Простая и, при этом, очень выразительная поп-электроника лучше всего удавалась именно им, ну еще Solvent и Lowfish. Вещь, которую я выбрал с их лучшей пластинки («The Heartfelt LP», Monika 2001) отлично иллюстрирует те качества, за которые я эту группу люблю и до сих пор с удовольствием слушаю: тёплый и глубокий мужской вокал, танцевальный ритм, приятные синтезаторные мелодии, женские «подпевки» — что называется, и сердцу, и ногам.

12. Xela «Afraid Of Monsters»
Для завершения подкаста я выбрал этот сумрачный и печальный трек от Xela. Эта вещь открывает его лучший по сей день альбом «For Frosty Mornings And Summer Nights» (Neo Ouija, 2003). Этот печальный эмбиент, разбавленный глитчевыми барабанами (еще один тренд в электронике нулевых) идеально подходит для того, чтобы учиться, или просто релаксировать, размышлять о чем-то и строить планы.

Российский тур Port-Royal:

30.09.2011: Санкт-Петербург @ Fish Fabrique Nouvelle
01.10.2011: Новосибирск @ Lebowski Bar
05.10.2011: Екатеринбург @ New Bar
06.10.2011: Киров @ Галерея прогресса
07.10.2011: Москва @ Клуб «Дума»
08.10.2011: Рязань @ Дом культуры

27.09.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DOT. - свежие публикации: