КОНЦЕРТ  Выше осени: электроника

Электроника на московских площадках осенью: куда стоит и куда не стоит ходить.

Клубное лето в Москве сильно сдвинуто в сторону начала года — исход публики из клубов и с концертных площадок начинается чуть ли не в середине апреля, как только теплеет на улице. Соответственно, и возвращается народ значительно раньше — в самом начале августа, если не в конце июля. Весь август на редких мероприятиях (не сезон как-никак) наблюдается неожиданный ажиотаж, и только в сентябре клубная жизнь наконец переходит в активную фазу, когда на несколько будних дней может попасться больше интересных мероприятий, чем на всё лето.

Открывается сентябрь продолжением летней истории, очередным мероприятием растянутого во времени фестиваля «Strelka Sound», где уже успели выступить Is Tropical и Ariel Pink и не выступить — Zola Jesus. Последний фигурант «стрелкозвука» — австралийская команда Midnight Juggernauts (1 сентября), играющая крайне характерный для летней площадки «Стрелки» танцевальный инди-поп с эпизодическими залётами в психоделию и неокраут. Идти на них стоит хотя бы потому, что это редкий случай послушать с комфортом что-нибудь модное. Такие группы в последнее время куда чаще привозят на ночные ивенты в «Солянку», а тут — вполне комфортабельная (пусть и столь же хипстерская) площадка и, главное, вечер. По крайней мере, можно быть уверенным в том, что публика будет способна стоять на ногах.


Еще один фестиваль, уже ставший традиционным, — MIGZ (4 сентября), тоже делает ставку на актуальную музыку. В лайнапе дня открытия (основная программа пока не разглашается) — уйма отечественных артистов в диапазоне от вонки до техно, а также парочка привозных групп. Датчане When Saints Go Machine в чем-то сходны именно с «Джагернаутами». Психоделии у датчан и краута поменьше, электропопа побольше, но идея в целом та же. Хедлайнер номер два, британо-германские лоуфайщики Hype Williams. Мрачно и заторможено, чем-то таким сипели, хрипели и скрежетали все летние фестивали 2011.


Традиционно неплохо осенью с небольшими, но дельными клубными вечеринками. В «16 тонн» в очередной раз приедут Plaid (с их первого визита в Россию прошло как раз десять лет). У группы, наконец, выходит новый альбом, который, судя по превью, будет поинтереснее парочки предыдущих (20 октября). Туда же в «Тонны» на этот раз переместился ежегодный мини-фестиваль «News from Helsinki» (13 октября). Хедлайнером здесь проходит неувядающий Джими Тенор (Jimi Tenor), который ныне куда чаще довольствуется вторыми ролями — то подыгрывает на саксе африканцам Kabu Kabu, то джемует с финским дабстепщиком Desto. Сольно Джими всё больше предпочитает джазушки без острых углов. В роли тёмных лошадок — фолк-панки Jaakko & Jay а также девичий коллектив The Wrecking Queens с бодрым диско-роком. Тем, кто любит потяжелее, но при этом не металл, а скорее пост-рок и мат-рок — прямая дорога в «Milk» на фестиваль «Astral» (17 сентября). Известное имя в лайпапе ровно одно — британцы Maybeshewill, но и остальные, судя по всему, картины не испортят.


По части музыки танцевальной, внимание привлекают два события. В рамках серии «Last Step» сыграет диджей-сет американец FaltyDL, клиент лейбла Planet Mu, отметившийся в этом году отличным фьюче-гэрридж альбомом (3 сентября). Вселяет оптимизм и выступление в «Мио» француза Арно Реботини (Arnaud Rebotini), некогда известного по проекту Black Strobe. Недавно Арно выпустил сольный альбом, где развивает всё ту же тему — мрачноватое электро, эйсид и чуточку ретро-электроники (9 сентября).

Без «танцев для масс» Москва тоже никак не могла обойтись. Чем больше говорится о закате эпохи диджеев-суперзвезд, тем чаще появляются в нашей стране и сами суперзвезды, постепенно выходящие в тираж, и крупные танцевальные фестивали-бренды. На том же «Сонаре» место superstar djs давно занято дабстепщиками, так что ничего кроме чёса по мировой периферии им, в общем, и не остаётся. Осенью к нам в очередной раз собираются Саша (Sasha, 23 октября) и Джон Дигвид (John Digweed, 17 сентября) (правда порознь), а также, с разницей меньше чем в неделю друг от друга, сладкая парочка из Франции — Давид Гетта (David Guetta, 1 октября) и Йоаким Горо (Joachim Garraud, 7 октября).

Выбившийся в поп-звезды Гетта сначала прославился как диск-жокей, а затем, разумеется, захотел оказаться по ту сторону баррикад, т.е. стать музыкантом, который не только играет чужие треки, но и поставляет в сеты к другим диджеям свои. Поскольку особенного музыкального опыта у Гетты не было, тот решил привлечь к делу «копродюсера», который формально вроде бы как работал «руками», а на деле сам и создавал большую часть музыки, которая выходила под именем Гетты. Человеком этим стал не кто иной как Йоаким Горо. Однако в конце нулевых тандем распался, Горо вышел из тени и теперь тоже пытается получить свои 15 минут славы.

Синти-поп в России тоже уже давно ходит в статусе музыки, принятой массами. Однако Alphaville слишком давно гремели хитами чтобы собрать площадку больше «Милка», а окологотические Beborn Beton, Blind Passenger и Distain!, все вместе играющие в «Story» (24 сентября) — все же слишком нишевые. С троицей вроде бы всё понятно — вокруг такой музыки у нас давно образовалась сплочённая тусовка, которая не пропускает ни одного мероприятия. Людей за пределами этого синтезаторно-готического гетто на такой концерт вряд ли заманишь, но и цели такой у организаторов нет. С Alphaville (11 ноября) всё куда сложнее — с одной стороны, вернувшиеся в бизнес старики, как правило, способны дать фору любым электропоп-хипстерам (взять хотя бы OMD или Human League). С другой, смотреть на них вблизи бывает просто страшно, да и поводов задуматься о собственном возрасте такие флешбеки дают как-то чересчур много.

Ход из разряда «что бы это значило» — появление в кафе «Кетама» самого Алекса Паттерсона (Alex Patterson), худрука коллектива The Orb (10 сентября). Хотя на афише и написано «The Orb vs High Frequencey Bandwidth», официальный рупор Паттерсона в Facebook гласит, что в Москве будут играть именно High Frequency Bandwidth. Что на самом деле не означает ничего плохого — HFB это тот же самый Паттерсон, компанию которому составляет его постоянный соавтор Дом Бикен (Dom Beken). Вместе они еще называются Transit Kings, а музыка их под разными названиями варьируется от эмбиента до абстрактного хип-хопа.


Любителям экспериментальной, если не сказать экстремальной музыки тоже будет куда сходить осенью. Во-первых, в «Точке» выступят воссоединившиеся Atari Teenage Riot (23 ноября) — едва ли не самая злая среди групп с электронными корнями, руководит которой Алек Эмпайр (Alec Empire). Ныне — вполне респектабельный персонаж, спродюсировавший один из альбомов Партика Вульфа (Patrick Wolf), а в девяностые — провокатор, левак-экстремист, праотец брейк-кора и босс лейбла Digital Hardcore Recordings. Где-то неподалеку по степени бескомпромиссности — концерт саксофониста Кена Вандермарка (Ken Vandermark) и ударника Пола Нильсена-Лава (Paal Nilssen-Love) в «Доме» (31 октября). К электронике дуэт не имеет решительно никакого отношения — американец и норвежец играют оголтелый фри-джаз и известны, например, как участники группы The Thing. Но почему-то кажется, что любителей электронной «шизы» на их концерте соберется не меньше, чем тех, кто обычно ходит на джазовые концерты.


Но самое значимое мероприятие осени по части электроники это, разумеется, приезд Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre, 18 октября). И неважно, что Жарр едет сюда уже в третий раз — программа-то каждый раз другая, при этом Москве уже в который раз с этим везет. За последние лет двадцать Жарр записал такое количество шлака, что это едва не перечеркнуло все его прошлые заслуги. Но всё, что он за это время создавал интересного, француз неизбежно привозил в Россию. Сначала это был «флешбековый» альбом «Oxygene 7-13», на основе которого строилось его шоу на Воробьевых горах в 1997-м, затем Жарр привез сюда оригинальный «Oxygene», который по случаю 30-летия пластинки, он решил полностью реконструировать в живом варианте, исполнив весь альбом на оригинальном наборе синтезаторов при поддержке еще трех клавишников. Теперь Жан Мишель так же камерно, без лазеров и пиротехники, но с музыкантами и винтажным «железом» исполняет подборку самых ярких хитов за всю карьеру. И лучшего электронного перформанса, кажется, не придумать.

29.08.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

КОНЦЕРТ - свежие публикации:

  • Анонс - Огонёк здорового человека, 26.12.2023
    Будет что посмотреть в новогоднюю ночь - 31 декабря в 23.00 в Youtube состоится премьера концерта "Мирные огоньки" »»
  • События - Запомните нас такими, 18.12.2023
    Музыканты, эмигрировавшие из России, ищут своё место под солнцем в новом фильме-концерте "Мы есть!" »»
  • Анонс - Мы есть! Мы живые!, 24.11.2023
    Запишите в свои календари - 12 декабря в Youtube премьера фильма-концерта "Мы есть!", объединившего российских музыкантов в эмиграции »»