Первое и главное нововведение Osheaga – три фестивальных дня вместо двух – казалось обманным маневром с момента его обнародования. Шестилетняя история “Ошихаги” не жалуется на калибр хедлайнеров – Coldplay, Arcade Fire, Smashing Pumpkins, The Killers - но никогда раньше отдельно взятый фестиваль не был настолько подчинен одному громкому имени – согласившегося на пятничный сет Эминема (Eminem).
Штука в том, что у вернувшегося в музыкальный бизнес, но не спешащего заряжать полноценные турне Эма этим летом – всего четыре концерта в Северной Америке, причем монреальский – второй после хедлайнерского сета на Bonnaroo. Об этом крупным шрифтом сообщали фирменные майки Эминема, разошедшиеся на фестивале совершенно немыслимым тиражом еще до того, как я до него доехал. Словом, последняя пятница июля была не столько первым днем Osheaga, сколько днем, когда в Монреаль вернулся главный белый рэпер всех времен – а к его долгожданному сольнику зачем-то пристегнули пятичасовой саппорт-билл.
Сольник Эминема оказался мероприятием с отягчающими обстоятельствами. Во-первых, на него пришли очень много людей – новый фестивальный рекорд достиг отметки в 38 тысяч зрителей. Во-вторых, очень большой процент этих людей составили те, ради кого в местном блоге выдумали политкорректные формулировки типа “um, you know, that impolite term for Caucasians who are WAY into hip-hop” – короче, гопники, которых я в этот вечер увидел больше, чем за предыдущие пять лет жизни в Монреале. И, в-третьих, большинству из пришедших не было вообще никакого дела до кого-либо, кроме Эминема – особенно после того, как выступление Kid Cudi отменилось из-за болезни рэпера.
Первое серьезное имя в лайн-апе – Broken Social Scene, канадская инди-коммуна, три года назад отыгравшая один из лучших сетов в фестивальной истории. Увы, в этот раз катарсисов не обещает ни палящее, несмотря на довольно поздний час, солнце, ни сами BSS, сместившие концертный акцент с лучших песен на вещи с прошлогодней – образцово заурядной - пластинки “Forgiveness Rock Record”. Играющая в расширенном, с пятиголовой духовой секцией, составе группа старается, осыпает незаслуженными комплиментами неблагодарную публику, но к своей лучшей форме даже не приближается – не то время, не те звук и свет, не та аудитория. Не тот, в общем, антураж.
На экологически дружелюбной “зеленой” сцене тем временем начинается сет Джозефа Артура (Joseh Arthur) – в меру одаренного и крайне плодовитого барда, некогда ставшего первым американцем в каталоге Real World Питера Гэбриела (Peter Gabriel). За спиной у него – собственноручно расписанный минуту назад холст (среди партнеров Osheaga – постоянно устраивающий благотворительные аукционы фонд War Child), а в сет-листе – песни разных лет, исполняемые под гитару и, страшно сказать, “минусовую” фонограмму (это выясняется, когда Артур расстается с инструментом и начинает петь, рисуя). Последней, под дружный рев немногочисленных поклонников, звучит баллада “Honey and the Moon” из х/ф “Американский пирог-3”.
Сет Артура оказывается лучше, чем выступление Broken Social Scene, но и тех, и другого в два притопа и три прихлопа убирает Джанель Монэ (Janelle Monáe) – восходящая суперзвезда примерно полудюжины музыкальных жанров. Правда, если BSS промахнулись временным слотом, то Монэ – фестивалем: на месячной давности Festival International de Jazz de Montreal, устроившем бурные овации куда менее даровитым Эсперанце Сполдинг (Esperanza Spalding) и Никки Янофски (Nikki Yanofski), Джанель бы как минимум канонизировали.
Так или иначе, колоссального таланта артистка отыграла титанический часовой сет, ограничившийся при этом семью или восемью песнями – кое-чему научившись, играя на разогреве у Принса (
Эминем, как и следовало ожидать, был страшно крутой, но одна фундаментальная проблема адекватному восприятию его сета, как ни крути, мешала: слиться в едином порыве с его аудиторией не получилось бы, даже смешав спонсорский ром со спонсорским пивом – и приложившись к одному из сотен ходившим по рукам косяков. “Кто из вас не ругался с предками? А теперь все вместе: Fuck you, mum! Fuck you, dad!” – ну что на такое ответишь? Go fuck yourself разве что. Или, скажем, “did you motherfuckers love motherfucking Nate Dogg?” Ну, если честно, при всем уважении к покойному, не очень – и что теперь?
К тому же, Эминем отчасти подтвердил предположение, не раз возникавшее на всевозможных телевизионных церемониях – живой эмси из него, в общем, не ахти какой, и на собственном концерте король рэпа был не столько певцом или там шоуменом, сколько эдаким Морриконе – титулованным дирижером на празднике имени себя. Тем более что половину слов за Эма пели 38 тысяч зрителей, а еще треть – семплированные специальные гости типа Стивена Тайлера (Steven Tyler) или Рианны (Rihanna).
С другой стороны, со своей основной задачей – поставить аудиторию на уши – Эминем справился еще до выхода на сцену, одобрив кокетливые титры “В 2005 году Эминем отменил европейское турне и лег в больницу, вызвав волну слухов о своем уходе на пенсию. В 2011 году он возвращается в Монреаль, чтобы все вы стали свидетелями его RECOVERY”. Песням с прошлогоднего (правда неплохого) альбома “Recovery” и совсем нового (похуже) диска “Hell: The Sequel” (в майке Bad Meets Evil Эм провел большую часть шоу) – особенно синглам “Lighters”, “Love the Way You Lie”, “Not Afraid”- повезло, к слову, больше других. Они исполнялись более или менее целиком, в то время как хиты старые – “My Name Is”, “The Real Slim Shady”, “Sing for a Moment”, даже “Stan” и “Cleanin’ Out My Closet” – звучали преимущественно фрагментами и в формате попурри (исключением стала, кажется, лишь “The Way I Am”).
В общем, в какой-то момент я пообещал себе дождаться “Lose Yourself” и немедленно уйти (своевременно смыться с Osheaga очень важно – в центр города возвращает только метро, полуночная очередь на вход в которое может растянуться на час-другой) – ну и, разумеется, “Lose Yourself” была последней. О том, что я ее дождался, я, впрочем, не пожалел – какими бы благоглупостями ни занимался Эминем на протяжении предыдущих полутора часов, свою главную песню он проорал так, что последние сомнения в мудрости фестивального оргкомитета развеялись с ее последними аккордами. В конце концов, это редкая песня Эминема, к содержанию которой нет вопросов ни у гопника, ни у коллекционера концертных катарсисов.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)