Вот что интересно: в Роскильде (30 км от Копенгагена), как и в любом другом маленьком городе Дании, живут обыкновенные граждане. Я вижу их, когда – одурев от ночевок в журналистском кэмпинге на щедро набухшей от дождей земле – еду на фестивальном автобусе (65 крон, в один конец), на удачу, искать койку в столичном хостеле. В аккуратных буржуазных окнах граждан равнодушно светят абажуры. Граждане пьют на кухне чай и привычно, вот уже несколько десятков лет, жалуются друг другу на шум с южной окраины города. Но для ста тысяч молодых скандинавов Roskilde – это музыкальный фестиваль, который проходит в первые выходные июля.
Россиянам "неудобный" топоним ("д" произносится еле слышно; "е" редуцировано до мягкого эха послесловия – "Роскильде") может быть знаком по недавней рекламе одного пенного напитка, являющегося генеральным спонсором хэппенинга. Мол, есть Glastonbury в Англии, есть Roskilde в Дании – и есть, подумать только, Greenfest в России. Кстати, Роскильде действительно считается младшим скандинавским братом гигантского британского феста имени фермера Майкла Ивиса (Michael Eavis). Даже примета есть: какая погода на Гласто неделей загодя – такая будет и на Роскильде, к синоптику не ходи. И в этом году суеверие сбылось: оба фестиваля промочило дождями. Получался чуть более гуманный сиквел мрачного потопа на Roskilde в 2007 году: достаточно, чтобы обогатить датских фармацевтов и производителей "хантеров".
Впрочем, о музыке. Четырехдневный Роскильде, в отличие от большинства фестивалей с более-менее "монохромным" лайн-апом, выгодно отличает высокая степень диверсифицированности музыкальных стилей: от этно до металла, от камерных авангардистов до стадионных рокеров.
Tame Impala. Австралийский психоделический smooth: музыка похожа на укладку жирным гелем – вроде грамотно причесано, но прикасаться неприятно. В фестивальном буклете Tame Impala называют чуть не наследниками Cream, а то и Beatles, но на самом деле больше всего австралийцы похожи на политкорректную версию шведского ансамбля Dungen.
Frisk Frugt. Камерные концерты в этом году проходят в "клубном" помещении Gloria, застенчиво притулившемся между двумя "гигантами" - сценами Orange и Arena. Эта якобы новая площадка – довольно тесная и очень душная - на самом деле являет собой ремейк сцены Lounge, недолго просуществовавшей в рамках Roskilde. Копенгагенский коллектив Frisk Frugt, который "распечатывает" фестивальный плейлист новой сцены, выделяется выдающимся обилием… скажем так, ВСЕГО: участников, инструментов, музыкальных стилей. Собрать воедино этот пестрый афро-датский авант-фьюжн в рамках одной головы – не представляется возможным.
Lukestar. Типичные представители умилительного подвида "волшебных скандинавов". Репортера Звуков более всего изумляет то, что группа – не новая: мол, "последний раз этот норвежский коллектив играл на Roskilde 10 лет назад!" - объявляет ведущая. Мне же казалось, что подобную музыку, в отсутствие должного международного резонанса, прекращают сочинять сразу по окончании университетов. "Одно точно: никто так не счастлив выступать на этом фестивале, как мы!" - провозглашает человек-со-стеклянным-глазом, вокалист Трулс Хеггеро (Truls Heggero) как бы в ответ на мои сомнения. Этот норвежец – сам по себе трогательное недоразумение: пухлый мужичок, уютный, как диванная подушка, исторгает из обширной глотки… девичий фальцет. Рядом, в женской тунике, едва прикрывающей трусы, скачет гитарист. В конце на бис Lukestar исполняют "Flying Canoes" – хит с нового альбома "Taiga"; ну тут уж датчане нестройно подпевают трагичное "а-а-а-а" - и сами над собой смеются.
Chase & Status. Не успеваю зайти под тент сцены Cosmopol, как слышу безошибочное: драм’н’бас скорописью и истошный вопль “We’re Chase and fuckin’ Status!”. Эта вечеринка - как будто зомби из 90-х вылез и просит наше мясо. На сцене располагается, собственно, дуэт Chase & Status, восходящие годзиллы жанра, а также афро-конферансье, который "греет" публику незатейливыми императивами (“jump! Jump!”); на больших экранах мельтешат многочисленные вокалисты с альбома "No More Idols". Отсутствие живых голосов делает звук несколько плоским, но опьяневшую от туборга и вседозволенности толпу это не смущает. В какой-то момент нездоровый ажиотаж со стороны зрителей грозит опасной давкой: дуэту приходится остановиться и убеждать публику сделать шаг назад.
Мы такое уже проходили: в 2000 году на Roskilde во время давки на концерте Pearl Jam погибли 7 человек. С тех пор меры безопасности на фестивале заметно усилили (запрещен краудсерфинг, зрителям бесплатно раздают воду у каждой сцены).
Electric Wizard. Приятная замена американского металл-бэнда Dååth, который накануне фестиваля "вывалился" из лайн-апа. Британские ветераны Electric Wizard практикуют более интеллектуальную формацию тяжелой музыки: тягучий и обжигающий, как вулканическая лава, дум-металл. На гитаре у "Электро-колдунов" трудится стареющая брутальная блондинка Лиз Бакингэм (Liz Buckingham).
Bright Eyes. Конор Оберст (Conor Oberst), фронтмэн BE – человек с голосом юного Гребенщикова и внешними данными Джареда Лето – преисполнен высокомерия. По сравнению с выступлением на Roskilde в 2005 году, Оберст явно остепенился, если не обрюзг. Однако хулиганские эскапады ему не чужды. "А это песня про случайный секс. Уверен, у вас его полно в эти дни", - обращается Оберст к аудитории, та одобрительно гудит.
Nicolas Jaar. 21-летний американо-чилиец Николас Хаар играет опрятную музыку утомленных пенсионеров: немного джаза, неоклассики, беззубой электроники. Интровертный бэнд на подмоге.
Ólöf Arnalds. Каюсь, попутала: исландского мультиинструменталиста, флагмана неоклассики "для самых маленьких" Олафура Арнальдса (Ólafur Arnalds) с его соотечественницей и однофамилицей Олеф Арнальдс (Ólöf Arnalds). Отстояв очередь к сцене Gloria, вижу барышню с гитарой, которая исполняет… именно то, что вы ожидаете услышать от барышни с ее гитарой.
Beatsteaks. Прекрасный концерт. Beatsteaks – немецкая гоп-версия The Clash с вокалистом в панамке и в футболке стонер-металлической группы Torche, внешне отчаянно напоминающим Сергея Шнурова. Время от времени вокалисты, впрочем, ротируются: "Шнур" уступает авангард сцены то меланхоличному поп-романтику гитаристу, то осатаневшему металлисту-басисту. Сам с удовольствием ныряет в толпу - и возвращается чуть прихрамывая, отчего-то прихватив джинсы в области "причинного места". В какой-то момент Beatsteeks заставляет всех, даже волонтеров, охраняющих сцену и зрителей, присесть на корточки; затем народ в едином порыве, без команды и предварительного сговора, сигает вверх. Ощущения – мощнее, чем в рамках аналогичного трюка на концерте The Streets на той же сцене Arena в 2006 году.
Kylesa. Еще одни после Electric Wizard "супер-тяжеловесы", американцы Kylesa в этот рабочий полдень греют – вернее, обжигают – небольшое пространство перед сценой Pavilion. В группе, как известно, тоже имеется "демоническая блондинка", гитаристка-вокалиста Лора Плезантс (Laura Pleasants), которая поет – вернее, орет – на паритетных основах с другими участниками коллектива.
Matthew Dear Live Band. Исключительная отрада для глаз в этом неряшливом антураже Роскильде: роскошный мужчина в ослепительно белом классическом костюме. Месяцем ранее Мэтью "Дорогуша" в этом же облачении блистал на фестивале Primavera Sound в испанской Барселоне: тогда на сцене Pitchfork звук отстроили тяп-ляп – и разобрать музыкальную "подоплеку" красивой картинки не представлялось возможным. На этот раз все отлично слышно: сверкающая огранка техно-ритмов и поп-мелодии. Не то чтобы датчане выказывают безумную любовь к морриссиподобному дэнди, но Мэтью ощутимо, без жеманства, что называется, "прет": он сердечно благодарит "таких красивых людей" за свое выступление на Roskilde.
Kurt Vile & The Violators. Косматый хиппи, будто исторгнутый из самого сердца босяцкой Америки, в данный момент больше всего почему-то напоминает мне главного героя британского фильма "Velvet Goldmine", Брайана Слэйда (Brian Slade). В киноленте есть эпизод, когда Брайан на некоем фестивале сидит на сцене, немилосердно раскорячившись, и его жена, героиня Тони Колетт (Toni Collette) говорит: мол, он решил, что напоминает жабу. В Брайана летит дружное "бу", он без пяти минут мега-звезда. …Курта и его "насильников", впрочем, датчане принимают гипертрофированно бодро.
Weekend (не путать с отличным канадским проектом The Weeknd). Юнцы выглядят так, будто сейчас сыграют что-то вроде Vampire Weekend, но на самом деле сосредоточенно и неинтересно лепят аутентичный My Bloody Valentine.
Portishead. Определенно лучший концерт Роскильде’11. Голос Бэт Гиббонс (Beth Gibbons) за все эти годы не растерял ни хрусталика хрупкого волшебства: он пронзает кожу и царапает изнутри. “Give me a reason to love you”, - плачет Бэт хором со всеми девочками фестиваля ностальгические бристольские блюзы. Потом подходит к микрофону, как бы желая что-то сказать публике, заразительно смущается и отступает.
Anna Calvi. Конечно, ни одна поющая женщина в этот вечер больше не сможет произвести на меня впечатление. Любимица Ника Кейва и Брайана Ино выглядит предсказуемо: юная девушка, которая пытается зрелым голосом исполнять "взрослые" песни. Песни, впрочем, отличные: эдакая электро-Пиаф – перелицовка французского "воробушка" для нового поколения. Кавер-версия одной из композиций Эдит Пиаф в итоге также звучит.
Congotronics vs Rockers. Уникальный концерт с участием Konono №1 и Kasai Allstars с одной стороны (конготроника) и Deerhoof, Juana Malina, Wildbirds & Peacedrums и Skeletons (рокеры) – с другой. Похоже, руководят "супер-группой" Хуана Молина с левого края сцены – и вокалистка Wildbirds & Peacedrums с правого. Время от времени они отдают первенство афро-коллегам: у представителей жанра "конготроника" особенно выделяется дородная вокалистка, сопровождающая действо танцем живота. На заднем плане жмутся Deerhoof. Обилие людей на сцене выдает на гора органичное полуимпровизированное афро-инди. Дружеский поединок завершается ничьей.
Chris Cunningham. Культовый клипмейкер выступает на Роскильде в двух ипостасях: как DJ и как VJ. Если верить фестивальной программке, в звукоизвлечении ему также помогает
Daniel Adams-Ray. Восходящая поп-звезда шведской эстрады: не удивлюсь, если скоро увижу его на каком-нибудь "Евровидении" - в конце концов, он ничем не хуже The Ark. Болтливый и подвижный, Дэниэль исключительно нравится датчанам. На бис звучит "хит" "Gubben i lådan" (если верить гуглу, переводится как "Старик в окне"): песню дружно подхватывают все, и в апогее из воздушной пушки в лица людей летит конфетти. Момент славы.
Surfer Blood. Мучительное зрелище: пухлощекие мальчики застенчиво тискают гитары, выдавая банальный рочок. Вокалист вдобавок не в ладах с нотным станом: лажает напропалую.
Tu Fawning. Первый концерт турне, впервые в Дании – все слегка ломается, публика понимающе ждет. Tu Fawning – типичная "хипстерская" группа Primavera-формата. Каждый участник коллектива – немного мультиинструменталист. Так, блондинка-вокалистка-гитаристка время от времени садится за ударную установку; клавишница, изящная "консерваторская" барышня, берется за скрипку – таким образом, почти после каждой песни происходит ротация ролей. Под конец Tu Fawning вдруг крепнут и в то же время раскрепощаются – рассыпаются в "спасибах" перед очарованной аудиторией.
Afrocubism. Кубинские гитаристы, африканские перкуссионисты-вокалисты – органичный фьюжн двух культур собирает удивительное количество людей на второй по величине площадке Arena.
The Walkmen. Выступление запоминается более всего персоной вокалиста Гамильтона Лейтаузера (Hamilton Leithauser): человек в костюме коммивояжера, с лицом, выражающим надменную неприязнь, и голосом, полным странной британской страсти.
Julianna Barwick. Выступление Джулианны Барвик крайне напоминает концерт Джулии Кент (Julia Kent) все на той же Примавере: Джулия в Барселоне ваяла при помощи секвенсера целый оркестр из одной виолончели – на Роскильде Джулианна проделывает то же самое с собственным голосом. Такое ощущение, что эти девушки - не от мира сего, из разряда "разговаривающих с ангелами".
Big Boi. Ранее я уже предпринимала слабую попытку лицезреть – опять же на Примавере - выступление "половинки" OutKast. Не задалось, решила досмотреть на Roskilde. Однако изнурительные речитативы и конферансы (hands up!) быстро исчерпали мою толерантность к хип-хопу.
Gold Panda. Дзен-электроника, умиротворенная, минималистичная, - на душном танцполе. На сцене – типичные для жанра "человек и ноутбук". Когда Gold Panda играет композицию "You", с этим своим псевдо-китайским семплом, народ просветленно взрывается – и музыкант специально "держит" захватывающую тему еще минут 10.
Janelle Monáe. Бурлеск, карнавал для глаз и ушей. У Жанелль на голове дерзкий чуб; помимо Монэ и ее бэнда на сцене – подтанцовки и подпевки. Все – в монохромных одеждах: чопорность и хулиганство одновременно. Жанелль носится по сцене, как теннисный мячик, публика возбужденно ревет.
Kings of Leon. Заключительный акт сцены Orange; и, пожалуй, один из худших за те 7 лет, что я езжу на фестиваль. Относительно молодые монстры стадионного американского рока появляются без приветствий, машинально играют три песни, говорят “we’re Kings of Leon” (да ладно?) и продолжают наяривать в неизменном темпе.
В Роскильде вечереет; граждане ложатся спать – завтра понедельник. На вокзале светлокудрые юноши и девушки с грандиозными рюкзаками, к которым виртуозно прикручены палатки-спальники-пенки-резиновые сапоги, садятся в поезд до Копенгагена. В вагон заходит семья смуглых иммигрантов, они втискивают в узкий проход "первого класса" гигантские чемоданы, громко и взволнованно перекрикиваются с родственниками, оставшимися на перроне. "Тшш!" - недовольно шипят бледнолицые резиденты.
В этом году благотворительная программа фестиваля была посвящена бездомным и беженцам.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)