Раскинувшемуся в ста двадцати километрах к северу от Москвы древнему поселку Дубна статус города в середине пятидесятых был придан с вполне определённой целью — сделать его центром ядерных исследований. Здесь, как говорится, ковался ядерный щит СССР. (Он же — ядерный меч.) Ну и заодно, конечно, пытались приручить «мирный атом». Дело важное и нужное, и московские власти, партийные и академические, сквозь пальцы смотрели на то, что новоявленные дубненские интеллектуалы выстраивают свою жизнь по отчетливо американским кампусным лекалам — очень много зелени, коттеджные улицы, и велосипед как основное средство передвижения — велосипедные стоянки у дубненских магазинов были оборудованы еще тогда, когда в других городах о них слыхом не слыхивали. Не последней частью этого кампусного образа жизни было и отчетливое свободомыслие: Высоцкий, Окуджава, Евтушенко, Ахмадуллина и прочие кумиры шестидесятых-семидесятых обожали устраивать концерты и творческие вечера в ОИЯИ, для отзывчивых и все понимающих «доцентов с кандидатами».
В девяностые годы, понятное дело, либеральные физики разъехались в либеральные страны, и вообще стало не до концертов, но в двухтысячные, к счастью, период полураспада закончился. Дубна получила статус наукограда (whatever it means, как говорят настоящие либералы), Центр ядерных исследований воспрял, на улицах со звучными названиями вроде «Академика Понтекорво» появились не только новые многоквартирные дома, но и настоящие таунхаусы. А главное — снова наросла музыкальная жизнь. Обо всех ее проявлениях, например, о том, что сейчас происходит с известной некогда дубненской рок-группой «Алиби», мы расскажем как-нибудь в другой раз, а сейчас сосредоточимся на главном: на фестивале «МузЭнерго» который будет проходить в городе на Волге в формате «оупенэйра» уже четвертое лето подряд.
Вообще-то проект «МузЭнерго» — это не только летний оупенэйр, но еще и «зальные» фестивали, на которые устроители приглашают — причем не только в Дубну, и в Москву, но и такие близлежащие города, такие как Кимры и Кинешма, независимых музыкантов из России и Европы, и с их учетом предстоящий фестиваль уже вообще 11-й. И за это время, как с законной гордостью подчеркивают устроители, на «МузЭнерго» успели выступить порядка 500 артистов из 23 стран. Но в формате оупенэйра он четвертый. И состоит, попросту говоря, из трех основных частей.
— Парад марширующих диксилендов. Стартует в 14.00 от городской набережной. Нарядное и парадное мероприятие, имеющее прямое отношение к отмечаемому в тот же день Дню города и адресованное в первую очередь самым широким слоям местных жителей.
— Собственно оупенэйр в городском парке. Стартует в 15.00, длится, расслабленно и, внимание, бесплатно, примерно до девяти вечера. Совмещен с ярмаркой ремесел, продажей всяких этнических, экологических и просто рукодельных товаров, поглощением дачной еды и безалкогольных напитков (продажа спиртных напитков на фестивале запрещена!) и прочими забавами на свежем воздухе. Ориентирован на местную продвинутую аудиторию и специально приезжающих из Москвы (и других сопредельных земель) любителей музыки на свежем воздухе.
— «Джазовый пароход». Отчаливает в 21.30, за три часа доходит по Волге до Кимр и возвращается обратно. История «взрослая» и ощутимо платная: 2000 рублей. На борту — приветственный бокал вина, бар, изумительные волжские панорамы справа и слева по борту, а главное — джем-сейшен с участием всех музыкантов, принимающих участие в фестивале.
Здесь самое время сказать о принимающих участие. Поскольку вдохновителями, промоутерами (от слова «мотор») и организаторами фестиваля с самого начала выступает пара (вы правильно подумали — «пара» во всех смыслах) джазовых людей — джазовая певица Татьяна Балакирская и импресарио, сотрудник журнала Джаз.Ру Юрий Льноградский, основа у фестиваля, безусловно, джазовая.
Ключевой фигурой программы выступает одна из самых ярких новоджазовых звезд Европы — валторнист Аркадий Шилклопер, известный не только тем, что променял спокойное и престижное место в оркестровой яме Большого театра на хлопотливые вольные хлеба джазового музыканта (хотя слово «джазового» здесь условно: его валторна звучит, например, в «Спи, солдат» «АукцЫона»), но и тем, что один из немногих умудряется выдувать свинг из пятиметрового альпийского рога. На сей раз Аркадий выступит с двумя уважаемыми мейнстировыми джазменами — контрабасистом Игорем Иванушкиным («Второе приближение») и ударником Артемом Федотовым (Сергей Манукян, «Круглый бенд» и т.д.), а главное — со своим давнишним партнером по первому составу «ТриО» Сергея Летова, тубистом Аркадием Кириченко, который, переехав в Америку, стал гораздо больше внимания уделять вокальному скэту и экстатическому корневому блюзу. Протяжные мощные звуки альпийского рога и вдохновенные негрские речитативы — такого великая русская река Волга еще не слышала!
Но называть фестиваль «МузЭнерго» джазовым было бы совершенно неправильно. Все заявленные на главной сцене исполнители имеют отношение к джазу, но в той или иной степени от него удаляются в сторону этники и авангарда. Или наоборот, в той или иной степени к нему приближаются с этих сторон.
Так, в программе заявлен израильско-американский гитарист Ори Дакари со своим квартетом. Биография его по молодости кратка, но красноречива: родился в Кфар-Сабе, учился в Бостоне, выпустил диск у Джона Зорна (John Zorn) на Tzadik Records. Музыка соответствует — переплетение ближневосточной истомы с даунтаунным напором.
Кроме него, заявлен ансамбль, ведомый другим гитаристом, только на сей раз с другого конца ойкумены — из Эстонии, и носящим звучное эстонское имя Oleg Pissarenko. Как и подобает настоящим европейцам, квартет исполняет интеллектуальный минимализм. Впрочем, от эстонца по фамилии Писаренко всего можно ждать...
Швейцарцы Imperial Tiger Orchestra — полная противоположность сдержанным эстонцам. Шесть этих развеселых франкоязычных музыкантов экспериментируют с аутентичными африканскими «мелодиями и ритмами». И эффект при этом возникает странный: то, что в 70-е годы в Эфиопии воспринималось как попсовый любовный шлягер или благопристойный предсказуемый фольклор, под пальцами современных европейцев становится мрачным авангардом, а то и вообще эсид-джазом.
Будут на сцене фестиваля и москвичи — квартет московского джазового гитариста (опять гитариста!) и педагога Юрия Щёткина под названием Brush up! (вы уловили игру слов?). В квартете, кроме самого Юрия, выступают скрипач, басист и ударник. Из чего из одного уже можно заключить, что Brush up! играет фьюжн, а проще говоря, смесь всего на свете — джаза, рока, академической музыки. И играет качественно и весело.
И наконец, ещё один участник -- проект бас-гитариста с труднонаписуемым именем Indro Hardjodikoro. Индро сотварищи прибудет на берега Волги непосредственно из своей родной Индонезии, но музыка их совсем не так экзотична, как можно было бы подумать: это крепкий и качественный джаз-фьюжн с тактичными вкраплениями этники.
Про хэдлайнера мы уже говорили, а теперь настало время объяснить, почему я уже несколько раз употребил выражение «главная сцена». Разумеется, потому, что в этом году было решено соорудить в некотором отдалении, но в том же прибрежном парке, еще и малую сцену. И полностью отдать ее ловцам позитивных вайбов, мечтающим припасть к великому Джа. Проще говоря — группам, играющим регги. Их пять — из Москвы, Казани и Вологды, и, честно говоря, их названия мало что скажут и мне, и вам. Проще пройтись по ссылкам и послушать самостоятельно. Благо, сайт «МузЭнеро» сделан очень грамотно и информативно.
А мне остается сделать только две вещи. Во-первых, сказать, что добираться до концертной поляны Дубны едва ли не удобнее, чем до «Крокуса» или до Тушина: два часа в комфортабельном поезде-экспрессе с Савеловского вокзала — и вы прямо на месте, без всяких пробок и пересадок. (Все подробности, опять-таки, на сайте). Можно, конечно, добраться и на автомобиле, но, откровенно говоря, не советую: можно жестоко застрять у МКАДа и туда, и особенно обратно. Но для тех, кто не представляет себе путешествия без автомобиля, организаторы подготовили Яндекс-карту, на которой заботливо указали возможные места парковок. А также — ресторанов и прочих полезностей.
А во-вторых — напомнить фразу из песни уже упомянутой группы «Алиби», врезавшуюся мне в память с незапамятных времен:
мы любим джаз, мы любим рок
мы любим все, что поперек!
Эта фраза вполне достойна того, чтобы стать девизом фестиваля.
P.S. от организаторов: Квартирный вопрос.
Дубна — город очень маленький, гостиниц здесь всего две. И обе оказались централизованным образом наглухо забронированы под приезд спортсменов: в тех же числах, что и «МузЭнерго», в Дубне пройдет Чемпионат мира по водным лыжам.
Варианты расселения в окрестностях:
— Талдом (24 км от Дубны);
— Конаково (22 км от Дубны);
— Вербилки (37 км от Дубны).
А ещё можно попробовать кинуть клич в довольно обширной группе «МузЭнерго» вКонтакте. У фестиваля много доброжелательных и адекватных друзей, и, возможно, кто-то из них согласится дать вам ночлег.
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)