ФЕСТИВАЛЬ  FIJM 2011: кроме звезд

В Монреале набирает обороты 32-й джазовый фестиваль. Полдюжины из 800 концертов глазами одного из 2,5 миллионов зрителей, специального корреспондента Звуков Сергея Степанова – в первой части традиционного репортажа с FIJM.

Проходя на моих глазах пятое лето подряд, Festival International de Jazz de Montreal успел нарисоваться не только в Книге рекордов Гиннеса (на правах самого масштабного джазового фестиваля на свете), но и в лонг-листе лучших концертов, свидетелем которых был я. Немедленно вспоминаются душещипательный, куда эффектнее, чем в рамках реюниона The Cranberries, камбэк Долорес О’Риордан (Dolores O’Riordan) в 2007 году, трехчасовой марафон великих песен в исполнении Леонарда Коэна (Leonard Cohen) в 2008-м или триумф еще одного уроженца Монреаля Патрика Уотсона (Patrick Watson) в 2009-м.

Самое, в общем, время подобрать губы и признать, что фестиваль без явных highlights – это нормально; великих песен и долгожданных камбэков на всех не напасешься. Тем более что ради одного из хедлайнеров FIJM 2011, Роберта Планта (Robert Plant) с Band of Joy, я всего полгода назад ездил в Торонто, 150-долларовые билеты на оба шоу второго, Принса (Prince), разошлись быстрее бесплатной газировки, а все остальные – будь то Sade, Pink Martini или Тони Беннетт (Tony Bennett) – меня не интересовали совсем. Иными словами, с подчеркнутой неброскостью собственных планов на фестиваль я смирился задолго до его начала.

Тем более, что вообще ничего интересного в расписании FIJM не найдет лишь тот, кто очень плохо в него смотрит. Скажем, первый же сет, который в фестивальном квартале мельком зацепил я, оказался выступлением новоорлеанских духовиков Soul Rebels Brass Band, замеченных на саундтреке к лучшему сериалу, имеющемуся сейчас на американском ТВ, - “Тримей” от создателя “Прослушки” Дэвида Саймона (David Simon). Духовики играли ожидаемо круто, продудев на прощание “Remember the Time” Майкла Джексона (Michael Jackson) и пообещав вернуться через час – два сета одной группы за вечер тут не редкость.

На других бесплатных сценах было не так весело. Французы Les Doigts de l’Homme формально отдавали дань памяти Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), а фактически лабали в проевшей плешь стилистике саундтрека к “Трио из Бельвилля”. Тем временем с площадки под вывеской Groove гремел испаноязычный хип-хоп в исполнении Boogat – местной группировки, в первой же услышанной мной песне умудрившейся зарифмовать “Монреаль”, “фестиваль”, “мундиаль” и чуть ли не “латераль”. Хвала небесам, до клубного шоу существенно более одаренного рифмоплета – канадца Бака 65 (Buck 65) – оставались считанные минуты.

Отсчитав недавно 20 лет со дня своего дебюта в хип-хопе и женившись на давней подруге Эмили (продававшей записи мужа на входе в Club Soda), Бак вышел на сцену в элегантном белом костюме, к которому, кажется, не очень привык: рубашка все время вылезала из брюк, а галстук напоминал к середине шоу любимую игрушку молодого ротвейлера. Обойдясь привычным инструментарием – лэптопом и вертушкой, - рэпер компенсировал отсутствие музыкантов убойной харизмой если не голливудской звезды, то как минимум приличного стендап-комика: травил байки, корчил рожи и изображал то крунера, то зомби, то секс-гиганта.

Помогали Баку две приглашенные вокалистки – брюнетка с французским именем (однажды) и блондинка на костылях (“упала с велосипеда”, - объяснила она, прежде чем зависнуть на сцене на добрых полчаса). В общем и целом, к шоу было не придраться: исполнялись, в числе прочего, кавер-версия коэновской “Who By Fire” и бастард-поп-зарисовки на тему шлягеров Bronski Beat и The Velvet Underground, а также две трети нового – хорошего – альбома “20 Odd Years”. Лучшее, впрочем, было припасено на бис – спев “Blood of a Young Wolf” со своей главной пластинки шестилетней давности, Бак напомнил, что Джонни Кэш (Johnny Cash) ему мил не меньше, чем Beastie Boys.

Пока местная пресса переваривала богатый на события фестивальный старт (Плант открыл программу FIJM 2011 исполнением “Black Dog”, бесплатное шоу неких Ben l’Oncle Soul собрало стотысячную толпу, Принс закончил петь в начале четвертого утра), наш старый приятель Марк Рибо (Marc Ribot) отыграл три концерта с тремя различными программами. Я выбрал третью, “Caged Funk”, рекламировавшуюся как фанк-трибьют Джону Кейджу (John Cage) и оказавшуюся порядочной пыткой. Гитаристы Рибо и Марко Каппелли (Marco Cappelli) в сопровождении полноценного ансамбля из четырех негров (включая, не поверите, диджея) импровизировали по мотивам сочинений Кейджа, демонстрируя при этом втрое больший энтузиазм, чем их аудитория.

От прошлогодней авантюры Лу Рида (Lou Reed) со товарищи выступление Рибо отличалось разве что ценами на билеты и вместимостью зала (в новеньком, аккуратном и компактном Theatre Jean-Duceppe я был впервые), ну и отсутствием завышенных ожиданий. Слушать веселые и находчивые комментарии Рибо (“следующий номер несколько музыкантов сыграют по нотам, а один – мимо; угадайте, кто им окажется”) было, по правде, куда интереснее, чем собственно музыку – но освистывать Марка никто не посмел, и на бис он, в отличие от Рида, вышел.

Тема “Тримей” меж тем была еще не закрыта – на следующий вечер в “Метрополис” пожаловал Тромбон Шорти (Trombone Shorty), сыгравший самого себя аж в четырех эпизодах сериала и уже игравший в Монреале год назад, в рамках гала-концерта под дорогой сердцу всякого новоорлеанца вывеской Mardi Gras. За отведенный ему час Шорти покорил далекий от аншлага, но дружелюбный зал – в основном жаря титульным инструментом, местами что-то напевая, а иногда давая блеснуть и другим музыкантам своего бенда Orleans Avenue. Под занавес сета прозвучала ни много ни мало “Let’s Get It On” Марвина Гея (Marvin Gaye), но запомнился Шорти не ею – а накачанными, под стать собственным мускулам, фанк-роковыми номерами, которых не постеснялся бы и хедлайнер дабл-билла, легендарный Бутси Коллинз (Bootsy Collins).

Во второй части репортажа с Festival International de Jazz de Montreal – Мэриэнн Фейтфулл, The Dears и авторы песни №146 из составленной журналом Rolling Stone полутысячи величайших сочинений всех времен и народов.

02.07.2011, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: