Что делать Slipknot без Пола Грэя (Paul Gray)? На этот поистине гамлетовский вопрос призван ответить их новый Memorial World Tour. Инициатива принадлежит перкуссионисту Шону Крэхану (Shawn Crahan) и барабанщику Джоуи Джордисону (Joey Jordison): мол, прокатимся - а там поглядим, чего мы стоим в усеченном составе - ощипанные, но непобежденные.
Не знаю, понимали ли, насколько важен для самой группы этот концерт, московские фаны Slipknot, но к началу шоу "Олимпийский" оказался... наполовину пуст. Недорогие места на балконе заполнили до отказа, а вот середина трибун зловеще пустовала. Организаторы, видимо, смекнули, что выглядеть сие зрелище со сцены будет весьма некошерно - и решили пересадить публику в буквальном смысле под шумок. Пока на сцене бесновалась разогревающая группа Amatory, всех зрителей балкона аккуратно пересадили на нижние трибуны, тем самым создав иллюзию полностью заполненной площадки, и дали сигнал к началу.
Сперва на сцену выносят манекен, одетый в красный комбинезон с цифрой "2" и такую знакомую маску с приплюснутым носом-пятачком. Манекен вместе с "леворукой" гитарой устанавливают слева от барабанной установки, там, где всегда стоял покойный Пол Грей. Так мертвый басист и простоит весь концерт, первым "выйдя" на сцену.
Лишь затем гаснет верхний свет, загораются факелы - и под зловещую тему "742617000027" оставшаяся восьмерка Slipknot выходит на сцену. Они одеты в свои самые первые, красные комбинезоны с белым штрих-кодом на спине, и маски у них - те самые, с первого альбома. Шон Крэхан вытаскивает Джордисона на плечах, Кори Тейлор (Corey Taylor) мрачно поводит склоненной головой. Но вот все занимают свои места, грохает пиротехника - и начинается буйство "(sic)".
"Мы не хотим грустить!" - обращается Тейлор к публике. - "Вы все знаете, что случилось, но наш концерт - это чествование, а не поминки!". Но, пожалуй, именно такие поминки по себе и хотел бы закатить покойник Грей - грохочут барабанные установки Джордисона, Крэхана и Криса Фенна (Chris Fenn), дико беснуется Сид Уилсон (Sid Wilson), в едином порыве ревет публика. Чистая Вальхалла родом из Айовы.
Сразу становится понятно, кто главный на этом празднике жизни. Именно отец-основатель Крэхан и рулит всем процессом. На первый взгляд адов клоун ничего особо не делает, только носится, как заведенный и периодически хреначит колотушкой в томы, да взлетает к потолку на механической платформе. Но пригляться-вслушаться - и поражаешься, сколь точно Шон дирижирует всем шоу. Именно он подает знаки всем участникам группы - куда бежать, где вступать с соло, кто выходит на авансцену, а кто стоит в тени. Именно Шон задает темп песен, выдавая первичный удар, либо делая на томах сбивку, что автоматически подхватывается Фенном и Джордисоном. Ну а ближе к середине концерта Крэхан отправляется инспектировать публику - прыгает в танцпартер и... бежит через все поле прямиком к трибунам. Минут десять побегав и пообнимавшись со всеми желающими, Шон вылезает обратно на сцену, а в публику сигает Уилсон, которого подхватывает толпа и начинает носить на руках. Смельчаки, ничего не скажешь!
Сет-лист базируется на "Iowa" - альбоме сложном и противоречивом, самом тяжелом в дискографии Slipknot, и в прямом и переносном смысле. "The Heretic Anthem", "Left Behind", "Disasterpiece" и коронная "People = Shit": это не просто хиты, это еще и дань уважения Грэю. Тейлор акцентирует внимание публики на смысле происходящего еще раз: "Этот концерт посвящается жизни и музыке Пола Дедрика Грея" - учитывая, что львиную долю музыкальных идей "Iowa" родил именно Грей, неудивительно, что этот альбом и был взят за основу мемориального тура.
Бас, конечно, присутвует в общем миксе - экс-гитарист группы Донни Стил (Donnie Steele) играет на бэкстейдже, ни разу не выйдя к публике. Может быть, потом, когда все утрясется и боль будет не столь острой и явной - Стил придумает себе маску, но сейчас совершенно обоснованно Slipknot решили его на сцену не выводить.
Из новых песен играют "Psychosocial", но и ее народ встречает не менее бодро, чем старые вещи, вовсю подпевая Тейлору. Джим Рут (Jim Root) и Мик Томсон (Mick Thomson) на пару выдают зубодробительные соло, а на финальной "Surfacing", опять же, по сигналу Крэхана, начинают поднимать и вращать барабанную установку Джордисона, так что тот в определенный момент вообще играет практически в вертикальном положении, ни разу не сбившись с ритма! Крэханскую платформу тем временем облепляют Фенн, Уилсон и электронщик Крейг Джонс (Craig Jones), так что сценическое действо начинает напоминать финал фильма "Вий" - много суеты и безумств инфернальных существ.
Но все ломает финал концерта. Когда музыканты уже уходят со сцены (Крэхан прихватывает с собой аппетитную рыженькую группи), из-за кулис под мелодию "'Til We Die" начинают выбираться техники, сворачивать аппарат. Но вдруг вместе с ними выбегает Джордисон, подлетает к манекену Грея и... крепко его обнимает. И в этом совершенно искреннем и человечном жесте - весь шумный мемориальный пафос концерта как ветром сдувает. Они играют это шоу честно и искренне. Им действительно очень плохо и тоскливо без умершего друга. Они действительно хотят понять, смогут ли продолжать дальше.
У них - получится.
Дата образования:
1 января 1992
1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари »»
1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов" »»
1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен »»
Andy WILLIAMS (1928)
Ralph MCTELL (1944)
Paul NICHOLAS (1945)
Ozzy OSBOURNE (1948)