О том, как лихо в 2010 году продавалась рок-музыка (самой успешной пластинкой отчетного периода стал, кажется, сборник хитов Bon Jovi) и как 2011 год все исправит, сказано более чем достаточно – и все, в общем, по делу: такого наплыва потенциальных бестселлеров жанр не помнит давно. Но вот что любопытно: в то время как индустрия публично молится на новые пластинки многажды доказавших свою рыночную ценность рок-групп, рок-группам этим до продаж их альбомов нет, похоже, вообще никакого дела.
Убедившись в том, что былые причинно-следственные связи больше не работают, большие артисты дружно отказываются даже от такого вроде бы незаменимого промо-инструмента, как турне в поддержку альбома. Что они делают вместо этого? Radiohead - раздают сомнительного содержания газеты. R.E.M. – отдают новые песни на растерзание начинающим клипмейкерам типа Джеймса Франко (James Franco). Инициатива Foo Fighters на этом фоне – одновременно верх оригинальности и торжество ортодоксальности: заказав оскароносцу Джеймсу Моллу (James Moll) документальный фильм о своих 15 годах в роке, группа устроила ему серию шумных премьер по всему миру. А чтобы не походить при этом на забронзовевших ветеранов, добавила 45-минутный бонус – спутниковую трансляцию собственного концерта, в рамках которого Foos сыграли новую пластинку целиком, от первой до последней ноты.
Пластинка носит название “Wasting Light”, она у Foo Fighters седьмая и явно программная – по ряду пунктов. Во-первых, доигравшись до солд-аутов на “Уэмбли” и аж третьей премии “Грэмми” за лучший рок-альбом, Foos решили вернуться к корням, записавшись у Дэйва Грола (Dave Grohl) в гараже, причем на пленку. Во-вторых, рулить студийным процессом Грол позвал не абы кого, а продюсера “Nevermind” Бутча Вига (Butch Vig). В-третьих, после многолетнего отсутствия в штат Foos официально вернулся Пэт Смир (Pat Smear) – человек из лютой хардкор-панк-группы Germs, игравший, в числе прочего, на “Unplugged in New York” Nirvana. И, наконец, под занавес записи в студию заглянул Крист Новоселик (Krist Novoselic), сделавший “реюнион” главной группы 1990-х настолько легитимным, насколько это в принципе возможно.
Отметив ряд юбилеев (собственное 40-летие, 15-летие группы), поиграв в одном ансамбле с басистом Led Zeppelin и дважды став отцом, Грол, по-видимому, окончательно наладил отношения со своим прошлым – вопреки всяким ожиданиям, фильм “Foo Fighters: Back and Forth” начинается с темы Nirvana. В первые минуты фильма из уст Дэйва звучат даже такие некогда запретные фразы, как “Когда умер Курт” и “Кортни Лав, его жена”, - и если в эти самые минуты подобный старт кажется, мягко говоря, неочевидным, то через полтора часа никаких вопросов не останется: несмотря на строгую хронологию описываемых событий, симметрия в них обнаружится почти идеальная.
Обнаружится – или вспомнится - за эти полтора часа и многое другое. Как едва записавший дебютную демо-кассету Грол раздумывал над предложением Тома Петти (Tom Petty) влиться в постоянный состав его группы. Как на первых концертах Foo Fighters люди упрямо требовали “Marigold” (сочиненный и спетый Гролом би-сайд Nirvana) – неизменно оставаясь ни с чем. Как Дэйв и басист Нейт Мендел (Nate Mendel) с огорчением осознавали, что группе категорически не подходят их лучшие друзья – второй гитарист и первый ударник Foo Fighters соответственно.
Как однажды из Foos едва не ушел сам Мендел – но пока расстроенный Грол убирался в хлам, Нейт успел передумать. Как несколько лет спустя будущее группы поставил под сомнение сам Дэйв, увлекшийся сотрудничеством с Queens of the Stone Age, - но в решающий момент случился разговор на повышенных тонах, а еще через пару дней репертуар Foos пополнился их главным хитом. Как барабанщик Тейлор Хокинс (Taylor Hawkins) чуть не умер от передоза – и как он надеялся, что Foo Fighters останутся трио (“как The Police!”).
Но, пожалуй, самые запоминающиеся эпизоды фильма сгруппированы в его последней 20-минутке. Сначала Грол чуть не плачет, наблюдая за реакцией 85-тысячного “Уэмбли” на “Best of You”, и тут же задается вопросом типа “Что делать после такого?”. Где вопрос, там и ответ: в следующей сцене папаша Грол подогревает своей маленькой дочери молоко. А потом другая его дочь, постарше, тянет папу за майку – пойдем, мол, в бассейн, - на что Дэйв вынужден оправдываться: прости, малыш, у меня тут Боб Моулд (Bob Mould) из Hüsker Dü в соседней комнате, ждет, пока я текст песни допишу.
И, конечно, появление Новоселика – оно происходит, когда его уже совсем не ждут, и заодно с песней “I Should Have Known” расставляет все точки над i. Записанный при участии Моулда, Новоселика, Смира и Вига, “Wasting Light” – самый прямолинейный и вольнолюбивый, самый мускулистый и нахрапистый, ну и, простите великодушно, самый честный альбом Foo Fighters, впервые в истории плюнувших на все условности и компромиссы. Показателен даже стикер, украшающий первый тираж CD: помимо 11 новых песен, группа адресует поклонникам подарок (в каждый диск вложен кусочек аналоговой мастер-пленки) и просьбу (“слушайте этот альбом на максимальной громкости”).
Доказывая слово делом, ровно через пять минут после окончания “Back and Forth” Foo Fighters появляются на экранах вновь – в студии, впятером и, само собой, на максимальной громкости. Концертная премьера “Wasting Light” (записанная, как выяснилось, неделю назад в Лос-Анджелесе) проносится, как и пластинка, на одном дыхании, заостряя внимание на все тех же завидных highlights: “Bridge Burning”, “Dear Rosemary”, “Arlandria”, уже упомянутая “I Should Have Known”. Конечно, немного не хватало интерактива – хотя Дэйв исправно корчил рожи и тряс шевелюрой в камеру, а один из зрителей в какой-то момент попросил у экрана “Everlong”. Но, в общем и целом, на соотношение “цена / качество” не жаловался, по-моему, никто.
Справедливости ради, добрую половину аншлага обеспечили победители конкурсов на местной радиостанции (ее диджей хвастался перед показом знакомством с Гролом – и подтвердил всеобщее подозрение о том, что парня милее в рок-н-ролле не сыскать), но и тех, кто за билет заплатил, хватало – особенно если учесть, что в зале неподалеку в это время играли Pixies. Ну и стоит, наверное, добавить, что на автора этих строк избранный Foo Fighters промо-инструмент подействовал безотказно – от незамедлительной, в мегасторе через дорогу, покупки “Wasting Light” меня остановило лишь то, что я уже заказал пластинку на “Амазоне”. И то еще, что в кармане лежал айпод с ее нелегально – sorry, guys - скачанной копией.
Foo Fighters - американская альтернативная рок-группа, название которой - сленг американских летчиков второй мировой войны, и обозначает оно "НЛО-истребители".
Подробности из жизни:
Группу Foo Fighters собрал экс-барабанщик легендарной американской группы Nirvana Дэйв Грол (David Grohl). Годом образования состава считается 1995 - именно тогда Грол набрал музыкантов, выпустил лицензированный дебютный альбом и провел первый концерт.
Но в действительности, еще будучи музыкантом Nirvana, Дэйв брал с собой в гастроли гитару и записывал песни. Переодически он бронировал время в студии и записывал демо, о чем свидетельствует его кассета с песнями «Pocketwatch», выпущенная под псевдонимом Late! в 1992 году.
Когда 8 апеля 1994 года Курта Кобейна (Curt Cobain) нашли мертвым в его доме в Сиэттле и великая грандж-формация распалась, Гролу тут же начала поступать масса заманчивых предложений сотрудничества от различных серьезных команд. Он почти согласился присоединиться в качестве барабанщика к коллективу Tom Petty and the Heartbreakers, но потом все-таки отказался, предпочтя запереться в студии и записать накопившейся материал.
«Я должен был просто…
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)