Во Франции 1 марта 2011 года стало не только первым днем весны, но еще и грандиозным праздником. В парижском Дворце Конгрессов состоялась вторая и заключительная часть церемонии вручения национальной премии Victoires de la Musique. Не обошлось без ковровой дорожки, торжественного объявления победителей и легкой дрожи в коленках. Отчасти помпезно, немного гламурно. Почти что Грэмми, а где-то даже Оскар. Французский мир узнал имена лучших исполнителей года, а также названия лучшего альбома и лучшего видеоклипа.
Но почему же вторая? Где и когда состоялась первая? И отчего их вообще две? Все вопросы к организатору нынешней церемонии – Тьерри Шассеню (Thierry Chassagne). Он обязательно ответит вам, что решено было изменить формат передачи в соответствии с пожеланиями сегодняшнего зрителя. Что вместо одной программы, которая шла бы 4 часа, а то и больше, было сделано два динамичных блока по два часа каждый. Что церемония в этом году стряхнула с себя вековую пыль и заметно помолодела. А дабы доказать свою мобильность, частично переехала в один из самых крупных, самых северных и самых европейских городов Франции, - Лилль. Бобро поржаловать! Местный концертный зал с гордым названием Zenith (таково стандартное название тамошних дворцов культуры, с футболом ничего общего) разместил в своих стенах участников церемонии и благодарных зрителей, среди которых оказались и мы.
Изначально предполагалось, что первая порция наград будет вручаться молодым артистам в категориях различных "открытий года". Что объясняло и переезд в другой город, и трансляцию не по каналу France 2, как обычно, а по France 4. Дескать, не выросли еще. Но впоследствии эти слухи были опровергнуты, а переезд получил иное символическое истолкование. Всему причиной стремление к новизне. В самом деле, если вглядеться в список категорий, представленных в первой части программы, вряд ли будет понятно, по какому критерию они все собраны здесь. Что общего между лучшим молодым артистом года, автором лучшего рок-альбома, лучшим исполнителем рэпа, танцевальной музыки, а также победителем в номинации world music (не секрет, что Франция богата представителями совсем разных культур)? Свежесть молодости, протест как основа рок-музыки, ориентация на иные культурные пространства. И правда, эту церемонию вряд ли кто осмелился бы назвать стариковской. Как свидетели всего происходившего 9 февраля 2011 года в Лилле, заявляем со всей ответственностью: северный ветер перемен пронесся в тот вечер над городом. И еще: весна во Франции наступила почти на месяц раньше задуманного срока. Музыкальная французская весна.
В самый последний момент организаторы объявили еще об одном сюрпризе. Хитрюги. Наверное, всё-таки волновались по поводу рейтингов и нашли наконец-то стопроцентную гарантию. Нет, речь не о приглашенных заморских звездах, пусть без них тоже не обошлось, и канадка Аврил Лавинь (Avril Lavigne) достойно отгремела со своим последним хитом. Во Франции есть и свои местные знаменитости, да еще какие. В этом году почетную премию Victoires de la Musique получали настоящие ветераны сцены – группа Indochine. Они выступают уже ровно 30 (тридцать!) лет, и каждый раз с успехом, превосходящим все ожидания. На своих концертах они собирают поклонников от пяти до пятидесяти лет, и это не преувеличение. Для солиста группы Николя Сиркиса (Nicola Sirkis) в этом ничего странного нет, да и может ли быть иначе, если ему самому пятьдесят только по паспорту, а в душе – вечная молодость.
В стране, где традиционно рок-музыка не в большом почете, феномен Indochine – счастливое исключение. Последний по времени альбом "Республика метеоров", посвященный вечным темам разлуки и смерти в историческом обрамлении Первой мировой войны, пользуется, как и другие альбомы коллектива, неизменным успехом публики. Турне в поддержку альбома - "Метеор Тур" - длилось два года и собрало свыше 800 000 человек, каждый концерт проходил с аншлагом. Наконец, 26 июня прошлого года группа выступила на легендарном победоносном парижском стадионе Stade de France. До нее ни одна французская группа не выступала там. Стоит ли упоминать, что стадион был забит до отказа. 80 000 зрителей. Стоит ли удивляться тому факту, что большинство собравшихся в зале Дворца Конгрессов были поклонниками именно Indochine. Группа открывали церемонию с песней "Electrastar" – не самой хитовой, но очень значимой. Николя написал ее в память о своем брате-близнеце Стефане (Stephane Sirkis), вместе с которым он основал группу, трагически погибшем 12 лет назад. "Я бы хотел тебя видеть вновь, а на славу мне плевать", - строки из песни Николя подкрепил символическим жестом во время вручения премии: преисполненный благодарности публике, он передал статуэтку в зал, где ее тут же поглотило людское море.
Как бы то ни было, но своим выступлением Indochine как будто бы задали тон всему вечеру: со сцены концертного зала в Лилле прозвучало немало песен, прославляющих свободу и независимость от общественного мнения. Как нарочно. Первым номером конкурсной программы значилось выступление певицы Zaz, восходящей французской звездочки, которую знают и у нас по веселому хиту "Je Veux" ("Я хочу"), который она исполнила и на сцене лилльского Зенита, к радости публики. В чем секрет популярности этой непритязательной песенки? Наверное, в том, что она прославляет искренность и жизнерадостность, умение быть самой собой. "Вы живые там, в зале?" - кричала Заз, и это значило: не растеряли вы еще способности жить пусть незатейливо, но открыто? Забегая вперед, отметим, что 1 марта "Je Veux" получила статус главной песни минувшего года.
В номинации "Лучший рок-альбом года" вместе со многими другими хорошими исполнителями фигурировал Филипп Катрин (Philippe Katerine). Его последний хит "La Banane" (в переводе не нуждается) едва ли можно причислить к рок-музыке. Должно быть, в самой провокационности его устремлений устроители премии разглядели нечто рОковое. Музыканта часто называют, хоть и с некоторой уступкой, "новым Сержем Генсбуром", - правда в том, что Катрин, как и великий шансонье, не боится удивлять публику. Не боится он при этом казаться смешным. Но этот эпатаж – легкий, наивный, как в детском саду: "Дайте мне доесть банан голышом на пляже", - то бишь не желаю шагать в одном строю со всеми, да здравствует отступничество. Клип на песню добротный, малобюджетный, но зато с юмором у мсье всё в порядке, и бананы приличного размера, и намеки на ню присутствуют. За эту мелкую локальную, но всё же сатиру господин Катрин получил премию в номинации "Лучший видеоклип". Лицам до 18 лет просмотр не рекомендован.
Юное дарование, сценическое открытие года по имени Бен Дядя Соула (Ben l’Oncle Soul, что по-французски звучит как "дядька-зануда"), также не побоялось продемонстрировать себя во всей красе минималистического китча. Стилизованный под персонажа хорошо известной марки (помните рекламу про соусы Uncle Ben’s или уже забыли?), в неизменной жилетке, очках и бабочке, похожий и на Стиви Уандера, и на ретро-исполнителя из 60-х годов, Бенжамен Дютерд чуть поприбеднялся в своей визитной карточке: "Я не гениален, как Леонардо, я не умею шутить, как Чарли Чаплин, я – это просто соулмен, я – это просто я, со всеми своими сумасбродствами". Снова желание быть самим собой, быть непохожим на других. И снова комический образ – не помеха победе в номинации, особенно если статуэтку вручает Аврил Лавин!
Наделала шуму и номинация "Приз зрительских симпатий открытию года". Никто не ставил на дуэт Lilly Wood and The Prick (sic!), а зря. Темные лошадки минувшего сезона, не обласканный вниманием традиционных СМИ интернет-проект, они и сами едва ли верили в свою победу. Уж чересчур они выбиваются из привычных стандартов со своими необычными и слегка нелепыми костюмами, а также маленькими традициями вроде коллективного маскарада. Как это выглядело? Перед выступлением дуэта всем зрителям раздали разноцветные сине-красно-голубые маски и попросили надеть во время исполнения песни, отчего зал на несколько минут превратился в китайский сад бабочек. Жаль только одного – что поют эти французы на английском языке.
И в номинации urban music зрителей ждало откровение. Хотя вполне заслуженно премию в этой области получил известнейший исполнитель конголезского происхождения Абд Аль Малик, все были очарованы выступлением марсельца Сопрано (Soprano). Он поведал нам о своей мечте – разорвать границы пространства и времени, чтобы встретиться в Медине с пророком Магометом, присутствовать при Рождестве Христовом и погулять лунной походкой вместе с Майклом Джексоном. Наверное, музыка способна совершать такие чудеса, потому что мы поверили в это на миг – пока номер не завершился словами: "Но, увы, мы можем жить одним лишь настоящим".
Весна и свобода, и жизнь кажется вечной. Именно это чувство испытали мы в конце вечера, когда на сцене снова оказались Indochine и подарили нам получасовой мини-концерт. Так совпало, что это выступление оказалось последним в рамках их нынешней программы, и потому особенно теплым и душевным. Несколько самых известных песен, среди которых и "Trois nuits par semaine", и "L’Aventurier". Воистину, традиционная церемония "Музыкальных побед" в этом году вышла за рамки традиций. Может быть, сам характер песен и исполнителей подсказал этот новый и удачный формат. Трудно сказать, насколько отличалась от этой церемонии парижская серия. Очевидцы признают, что она была несколько более скучной и привычной. Может быть, в следующем году Victoires de la Musique целиком пройдут в Лилле? Хочется верить! И хочется завершить рассказ о премии какими-то совершенно детскими словами. Вперед, навстречу новым приключениям!
Что касается второй серии французских Музыкальных побед, то главным триумфатором дня стал рок-музыкант, бывший солист группы Louise Attaque Гаэтан Руссель (Gaëtan Roussel). Его альбом "Ginger" был назван лучшим альбомом года, а сам музыкант – лучшим исполнителем. Лучшей певицей была признана франко-израильская исполнительница Яэль Наим (Yael Naim), а приз за лучшее живое выступление поделили между собой Матье Шедид и Эдди Митчелл. Лучшим шансонье года стал Бернар Лавилье (Bernard Lavilliers), а лучшей "заморской" певицей назвали Хинди Захру (Hindi Zahra).
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)