Во второй день интересная музыка начинается с четырех часов дня, поэтому утром можно погулять по уже хорошо знакомому Майнхеду и пощупать рукой холодное море. Погода, благо, располагает – на улице солнце и довольно комфортный "плюс". В Англии, кажется, абсолютно в каждой деревне есть что-то интересное по музыкальной части. Тут, зайдя в местную забегаловку выпить по чашечке кофейка с бейлисом, обнаруживаем афишу northern soul вечеринки (завтра здесь же с семи, вход свободный). А за полчаса, которые мы успеваем там провести, неведомый диджей играет нам Just Brothers "Sliced Tomatoes" – трек, из которого Fatboy Slim сделал свой "Rockafeller Skank".
На фестиваль возвращаемся ближе к вечеру. В пять на "синей арене" играет Black Devil Disco Club, а пока неизвестный науке диджей под маркой Bloc DJs развлекает публику отличным итало-диско. Поплясать под "Robot Is Systematic" и "Moskow Diskow" всегда приятно. В пять с небольшим на публике появляется сам Бернар Февр (Bernard Fevre). Солидный дядечка в толстенных очках одет в хипстерскую футболочку и вообще всячески старается молодиться. Публика встречает его радостным рёвом и тут же требует играть "Flower Power". "Потом!" - отмахивается Бернар. Статус героя, обретенный в возрасте "за полтос" ему, похоже, доставляет немало удовольствия – француз позирует фотографам и вообще выглядит звездой.
У Февра скоро выходит новый альбом с кучей приглашенных вокалистов, но он не спешит показывать публике свежак и играет в основном проверенные хиты. Играет неплохо – лаптоп, клавиши, микрофон, всё по-честному, да и звук в зале хорош на диво. Посмотреть на старичка пришел не только простой люд – справа от меня висят на ограждениях Люк Вайберт (Luke Vibert) и Энди Дженкинсон (Andy Jenkinson), им чуть позже играть, но времени даром они не теряют.
Следующим номером в Ableton Dome - мои любимцы AGT Rave Cru, рейвовый сайд-проект старых айдиэмщиков Digitonal. Снаружи шатра уже очередь, но выстоять её удается минуть за пять. Внутри, как и ожидается, рейв-угар. Дышать нечем, но количество людей позволяет чувствовать себя комфортно – можно и поплясать, и к сцене пробраться. На головах и на руках почти у всех – обручи из "флюрных палок", которые AGT раздают перед каждым сетом. Толпа цветастая и счастливая. В плейлисте у AGT – полный набор uk-hardcore классики, из которой те на лету собирают веселый мэшап. Мегамиксы, где каждый трек длится по 20-30 секунд, когда-то записывали в студии или кропотливо клеили из пленок, эти же парни делают то же самое на глазах у изумленной публики при помощи двух лэптопов и контроллеров. KLF, Green Velvet, Daft Punk, Bizarre Inc, Rozalla, A Guy Called Gerald, Altern8 – всё в дело сгодится. "Take me… aha… Take me… aha-aha".
В тесной диджейке помещается аж четыре человека. Энди Добсон (Andy Dobson) и Джошу Доэрти (Joshu Doherty) отвечают за музыку, еще двое (так же, как и эта парочка – толстый и тонкий) за видео, которое в шатре проецируется на стены и потолок. Получается прямо круговая кинопанорама.
Люк Вайберт несколько сбавляет темп, но остается в рамках ретро-тематики. Играет он свой любимый неторопливый эйсид, начав, разумеется, с трека "I Love Acid", в честь которого и назван весь этот двухдневный рейв-шоукейс. Эйсид и рейв в этом году "тема номера". Видимо поняв, что с современной танцевальной музыкой всё обстоит не лучшим образом, все принялись играть классические хиты времен "лета любви". К завтрашнему вечеру это еще успеет надоесть, но пока слушается как откровение. Не остается в стороне и Вайберт – наигравшись со своим кислотным даунтемпо, тот потихоньку разгоняется и, в конце концов, добирается до переделанной классики вроде "Voodoo Ray".
В восемь открывается главная арена. Рискнув не попасть потом на Ceephax, все же решаюсь покинуть Abletone Dome и посмотреть на Radioactive Man. Кит Теннисвуд (Keith Tenniswood) играет неплохое электро, но увы – это даже не "полулайв-полудиджейство", а просто сет из пластинок. Пропускать ради этого Дженкинсона-младшего, пожалуй, не стоит, поэтому бегом обратно. Очередь, конечно, есть, но движется быстро – в потном угаре народ долго не выдерживает, а внутри творится именно это.
Ceephax обложен железом покруче, чем Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre). На одном квадратном метре он ухитрился разместить SH-101, TB-303, какую-то из TR и еще пару неопознанных коробок. Что особенно приятно, в этот раз Энди обошелся вообще без компьютера. Нынешнее выступление Ceephax – не эйсид-караоке как в 2009-м и не сеанс игры с публикой в лото, как в 2008-м, а просто концерт. Но не тот человек Дженкинсон, чтобы молча выйти и играть "программу". Разговаривает с публикой он, кажется, даже больше чем играет – обменивается с народом шуточками и комментирует происходящее: "Эта хрень не-ра-ботает! (гневно потрясая захандривший TB-303) Ща выкину ваще!". Чуть ли не каждый трек сопровождается вступительным спичем.
- О, я тут вам сейчас вот такой трек сыграю, новый совсем!
- Нефига! Играй "Castillian"
- Да ладно, вы не врубаете!
- "Castillian" давай играй, задолбал уже с этой херней!
Это, разумеется, не наглые фанаты, а какие-то приятели Энди. Он сегодня, к тому же, справляет день рождения. Версии треков звучат несколько "недопродюсированными" по сравнению с записью, но на то он и лайв! Зато с первого же звука слышно, что это не запись, да и запускать её при таком сетапе просто неоткуда. Дженкинсон много импровизирует – наигрывает каких-то полуслучайных мотивчиков, на ходу перебирает треки ("не, это фиговый трек… и это… вот это крутой, но я его только что играл!"), в общем, ведет себя совершенно раскованно. Публика этому безмерно рада, вот она, камерность, концерт для друзей в очень чудном, но милом преломлении.
Ceephax уступает место Марку Арчеру (Mark Archer), экс-участнику группы Altern8. Когда-то они бились за титул главной хардкор-группы Великобритании с Prodigy, но выйти за рамки этой узкой сцены так и не смогли, исчезнув с радаров вместе со всем британским хардкором. Лет пятнадцать Марк без особого успеха записывал клубную музыку, пока "олд скул", наконец, снова не вошел в моду. Сейчас Арчер влился в движение рейв-ренессанса, много диджеит, водит дружбу с AGT Rave Cru и Люком Вайбертом, в общем, чувствует себя вполне неплохо.
Играет Марк по-прежнему с винила, по старинке. Без маски и респиратора его не узнать, нынче он – лысый дядечка, с ног до головы одетый в "Адидас". Выглядел бы по-пролетарски, да лицо выдаёт, слишком благообразное и добродушное. Играет Арчер, разумеется, рейв-классику, только на этот раз брейкбиту предпочитает олд-скул техно. Начинает с Human Resource "Dominator", потом заводит A Homeboy, a Hippie and a Funki Dredd "Total Confusion" и далее в том же духе.
На главной арене, тем временем, настало время хедлайнеров. Здесь сегодня нон-стоп отличной музыки с девяти до трех ночи. Первым эстафету принимают Moderat, вчера игравшие порознь на арене поменьше. Модерат – редкие электронщики, которым удается производить впечатление настоящей концертной группы. Пусть "перформит" (играет на гитаре, клавишах и даже поёт) здесь один Саша Ринг (Sascha Ring), а остальные двое потряхивают головами за ноутбуками, но и этого вполне достаточно. Вдобавок, на сцене с ними есть и четвертый человек, отвечающий, судя по всему, за видео. Концерт – почти точное повторение московского выступления двухгодичной давности с той лишь разницей, что здесь все же покруче будет звук. В одной из пауз музыканты объявляют: "Да, кстати, это ведь последний концерт Moderat! Нам пора заниматься сольными пластинками". Не думаю, что Модерат разбегутся насовсем, а вот новый материал делать давно пора, сколько можно катать одну и ту же программу? У Аппарата с этим, судя по всему, порядок – на Сонар он уже заявлен со своим живым бэндом, и уже с новым материалом. А пока наслаждаемся "Seamonkey", "Porc", "Out of Sight", "Rusty Nails" и "Let Your Love Grow".
В дырке между выступлениями на главной арене успеваем забежать на King Midas Sound. У этой группы и без того очень странные представления о том, как надо звучать, а тут еще и красная арена мягко говоря не балует хорошей акустикой. King Midas Sound не играют, они грохочут. Мало того, что звук просто оглушительно громкий, так еще и Кевин Мартин (Kevin Martin) устраивает "даб" – постоянно выкручивает фидбек и звук заводящегося эха, усиленный динамиками, превращается в назойливый гул пылесоса. Шумовой заслон без особого успеха пытаются перекричать вокалисты, такой перформанс выходит довольно странным.
Ухожу на главную арену слушать Dopplereffekt, с которыми мне до этого момента катастрофически не везло – аж дважды заставал последние 10 минут их выступления. На этот раз прихожу к самому началу. Две неподвижные фигуры в масках стоят лицом друг к другу за синтезаторами на фоне экрана с видеоартом промышленного толка. Начинают американцы даже не с эмбиента, а с нереально красивой ретро-электроники в духе Tangerine Dream (треки, похоже, с альбома "Calabi Yau Space"). Пульсирующий бас, синтезаторные шумовые текстуры и космические "sweeping sounds", такое можно слушать часами.
В выступлении Dopplereffekt, конечно, многовато театра – хоть оба и играют на синтезаторах, их явно больше заботит круто выглядеть, девушка большую часть времени работает живой статуей, неподвижно стоя в позе "руки по швам". Но на музыку жаловаться грех. В этот раз на "Блоке" почти отсутствует какой-либо "чилл", на всех аренах играет нечто быстрое, громкое и агрессивное, так что на этом фоне (да в общем и сам по себе) этот космос звучит как откровение. Примерно к середине выступления, Dopplereffekt включают монотонный электро-ритм, но сохраняют то же отстраненно-холодное настроение. В середине последнего трека обе фигуры молча уходят, оставив музыку доигрывать саму по себе.
Снова пауза. Успеваем забежать на красную арену и посмотреть на Alva Noto. Карстен Николай (Carsten Nicolai) неожиданно выдает нечто ритмичное и даже танцевапльное, этакое электро, обглоданное до костей. Но наш герой сегодня не он. В полночь на главной арене играет Four Tet. Послушать Кирана Хебдена (Kieran Hebden) собралась весьма внушительная толпа, к сцене не подобраться. Остается наблюдать издалека, благо технически у Кирана довольно простой лайв, смотреть особенно не на что. После амбиентного интро Хебден играет "There's Love In You" и дальше идёт по своему последнему альбому. Играет неплохо, но на фоне остальных участников смотрится как-то бледновато, к тому же вчистую проигрывает своему давнишнему выступлению в "Икре". Нынче Four Tet стал каким-то монотонным и усыпляющим, да и реверансы в сторону танцевальной музыки едва ли украсили его новые вещи. К концу Киран несколько разошелся, но середина его сета – патентованное снотворное. Вот и первое разочарование.
Продолжаем челночить между главной и красной аренами. В Red:Bloc играет Джимми Эдгар (Jimmy Edgar). По сравнению с пятью годами ранее, когда я видел его лайв на "Сонаре" он тоже слегка сдвинулся в сторону техно, но сохранил главное – как сказали бы наши черные братья, he still got the funk. Да и прямая бочка частенько сменяется на рваное и динамичное олд-скул электро. За последние лет пятнадцать в этом жанре едва ли произошли какие-то изменения, но законсервированность электро не портит, скорее наоборот, добавляет здорового консерватизма. Лайв неплох – Джимми крутит ручки, приплясывает в такт и прихлебывает из бутылки прозрачную жидкость. Отнюдь не воду.
В 1.30 на главной арене Aphex Twin и на него, судя по всему, отправился весь фестиваль. На вход в Centre:Bloc стоит очередь адовой длины. Такое ощущение, что посмотреть на Ричарда Джеймса (Richard James) вдруг решили все пять тысяч зрителей фестиваля, а арена вмещает лишь около трёх. Движется очередь до ужаса медленно, уходить из зала никто не хочет. Видимо эксцентричный британец сменил гнев на милость и вместо очередной террористической атаки (в прошлый раз Ричард устроил сомнительный джем с нойзовиком Флорианом Хекером (Florian Hecker)) решил поиграть зрителям музыки.
Попасть внутрь удаётся лишь к середине полуторачасового сета, но усилия того стоили. Давки внутри нет, проблемы с отоплением решены, невменяшек и вовсе не видно целый день, и главное – в кои-то веки Афекс играет IDM! Отец жанра встречает нас дрилл-н-бассовым ремиксом на свой древний хит "Blue Calx", вот уж чего не чаял услышать. Следующие двадцать минут всё развивается в таком же ключе. Рич играет удивительно красивые и мелодичные треки, положенные на скоростной похрустывающий бит. Иногда это напоминает его старые боевики типа "Polynomial C", чаще – инструментальные хиты от Apparat. Весь этот материал мне незнаком, но поскольку Афекс играет привычный для "Блока-2011" полулайв-полусет, о происхождении этой замечательной музыки вывод сделать невозможно. То ли это что-нибудь из хваленых шести неизданных альбомов, то ли за красотой стоят новообретенные клиенты Rephlex Records. Публика довольна – в паре шагов от нас самозабвенно потрясает шевелюрой Киран Хебден, а в очереди чуть раньше был замечен Энди Добсон. Кажется, сюда стремятся не только зрители, но и все участники.
Радость и счастье продолжаются минут двадцать пять, после чего Ричард решает положить идиллии конец. Мелодичный IDM сменяется дабстепом, тот в свою очередь минут через пять уступает место зубодробительному брейк-кору, а закончить сет Афекс решает пятью минутами оглушительного шума (привет, My Bloody Valentine). Помнится, в эпоху винила за этим чудаком водилось под финал диджеить наждачную бумагу, видимо этот звук призван символизировать то же действо.
Последняя остановка на сегодня – красная арена, здесь программу завершает Venetian Snares. Аарон Фанк (Aaron Funk) всё так же волосат, а его бит – всё так же быстр. Канадец рубит пулеметный брейк-кор, щедро нашпигованный визглявыми эйсидными рифами. Неплохо, но не для трех утра.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)