Можно ли на слух различить качество ремастеринга, если ты - не профессиональный звукоинженер и слушаешь музыку на компактной аудосистеме? Звуки прослушали юбилейные переиздания альбомов Queen на Sound Sphere MCD900 от Philips и пришли к выводу: еще как можно!
В 2011 году прогрессивное человечество отмечает 40-летие творческой деятельности одной из самых богатых на хиты рок-групп. Потерявшие ровно половину состава, Queen не планируют сдавать позиции и отмечают юбилей кучей новых релизов. Сменив рекорд-компанию (теперь они выходят на Island Records), Брайан Мэй (Brian May) и Роджер Тейлор (Rogewr Taylor) первым делом занялись ремастированием и переизданием каталога. Новыми изданиями выпускаются все канонические альбомы Queen, а также два культовых сборника - "Greatest Hits" и "Greatest Hits II".
Включение компиляций в число ремастированных переизданий вполне объяснимо: Queen никогда не разделяли работу над "просто" альбомами, концертными записями и альбомами-сборниками. Когда в 1981 году группа начала работать над своей первой компиляцией, то музыканты взяли оригинальные пленки и сделали самый первый мастеринг, "подогнав" все 17 вещей под единый формат звучания - то есть, по сути, поработав над ним ровно так же, как и над обычным студийником.
Результат ошеломил: альбом стал самой продаваемой пластинкой в Великобритании за всю историю рекорд-индустрии. "Greatest Hits" получили 19 "платиновых" дисков: 11 в Великобритании и 8 в США. Поэтому когда в 1992 году было затеяно первое юбилейное переиздание всего каталога группы на CD, "Greatest Hits" автоматически вошел в число переиздаваемых записей. Был сделан первый цифровой ремастеринг оригинальных записей - и долгое время эта запись считалась эталонной.
Второе переиздание альбом выдержал в 2004 году в США, когда Hollywood Records выпустили расширенную версию альбома, приуроченную к американской премьере мюзикла "We Will Rock You" на музыку Queen. Пластинка "Greatest Hits: We Will Rock You" содержала три бонус-трека и несколько улучшила звучание: оригинальный альбом был снова ремастирован.
Но юбилейное переиздание 2011 года грозилось стать настоящей бомбой. Барабанщик Роджер Тейлор накануне выхода переиздания сообщил журналистам, что "на новых пластинках басы и барабаны будут звучать так, как вы даже представить себе не можете", а заодно добавил, что только теперь у нас есть уникальная возможность услышать "настоящих Queen, так как они и должны звучать". Оригинальные пленки были подняты из архива и вручены звукорежиссеру Бобу Людвигу (Bob Ludwig), от которого ждали маленького цифрового чуда. Теперь мы все можем это чудо оценить.
Для "тест-драйва" переизданных Queen, дабы соблюсти чистоту эксперимента, мы взяли первый цифровой ремастеринг, издание 2004 года и новую пластинку 2011 года. Помня о словах Тейлора касательно баса и барабанов, система для прослушивания была выбрана соответствующая: демократичная, и одновременно - продуманная. Дабы услышать всю "частотку" оригинальной и ремастированной записей, нужен аппарат, во-первых, со встроенным сабвуфером, а, во-вторых, с оптимальной системой сочетание высоких и низких частот. У Philips SoundSphere MCD900 с этим все отлично: у этого футуристически выглядящего музыкального центра, похожего на инопланетного пришельца, малые высокочастотники вынесены наружу, поэтому низкие частоты идут снизу и вокруг верхних частот. В результате мы получаем практически идеальную по полноте картину звука и достигаем нужного "эффекта присутствия". При наличии хорошей записи может показаться, что находишься на "живом" концерте - обычно это свойственно hi-end, и трудно заподозрить, что в глазастой малышке MCD900 таится столь мощный потенциал.
Начали отслушивать, естественно, с "Bohemian Rhapsody" - в ней, как известно, есть все: и многоголосие, и отличное гитарное соло, и великолепное фортепиано. Первым тестируется цифровой ремастеринг 1992 года, который, прямо скажем, не впечатляет. Вернее, так: он звучит максимально достойно по состоянию на начало 90-х годов прошлого века. Здесь практически нет шумов (что неудивительно), но звучание "усреднено", ничто не "выпирает", единственное "но" - дребезжание высоких частот в гитарном соло, "грязь", свойственная первичному миксу.
Ремастер 2004 года звучит куда более убедительно, но слышно, что его строили "от вокала": голос и фортепиано явно выдвинуты на первый план, барабаны звучат убедительно, бас несколько приглушен. Рок-часть несколько более "поднята" - там баланс средних частот существенно завышен по сравнению с оригиналом, в результате столь раздражавший нас треск ремастера 1992 года наконец-то пропал.
Но пластинка образца 2011 года перекрывает все возможные ожидания. Роджер Тейлор оказывается не просто прав. Он, скорее, не договорил: бас и барабаны звучат так, как будто Джон Дикон (John Deacon) поставил свой комбик непосредственно у вас над ухом, а с другого бока примостилась барабанная установка Тейлора. "Читается" каждая нотка, а уж как звучат тарелки - не передать: удивительный баланс всей частотки и, действительно, максимальный эффект присутствия. Мы, конечно, знаем, как хороша была вся четверка Queen - но теперь знания из эмпирических становятся практическими. Новый ремастер позволяет даже самому далекому от музыки человеку идеально слышать и выявлять в общем миксе партии всех инструментов.
Кто-то может упрекнуть Боба Людвига в том, что, в отличие от своих предшественников, он выстроил мастеринг от ритм-секции, но, наверное, именно это и придало записи необходимый "воздух". Но и этот прием мастеринга Людвиг явно использует не везде: вот, например, откровенно гитарную "Now I'm Here" он выстраивает именно от гитары, а в рокабилльной "Crazy Little Thing Called Love" снова выдвигает на передний план шагающий бас, который ведет не только ритмическую, но и одну из мелодических линий. Но настоящее сумасшествие - это "летающее фортепиано" в "Seven Seas Of Rhye". Клавишные проходы Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) не просто крутятся между каналами, они и двигаются по частотной лесенке, то поднимаясь на высоких, то падая в нижние одновременно с форсированной гитарой. Американские горки, не иначе!
Если учесть, что год только начался, и у нас впереди еще 14 студийных альбомов, удовольствие явно затянется, MCD900 придется потрудиться вовсю. Аудиофильский парадиз достигнут: мы слушаем любимую музыку на отличной аппаратуре. Вот только о совместных концертах Мэй и Тейлор пока не объявляли. Впрочем, и это поправимо: если закрыть глаза, то можно представить, что и музыканты где-то рядом. Эффект присутствия - никуда не денешься.
Но с особенным нетерпением мы ждем переизданий первых концертных DVD Queen. Ведь Sound Sphere MCD900 - это не только аудиосистема, но и кинотеатр: он в отличном качестве воспроизводит видео и любую графику. Для тех, кто хранит свои коллекции с беспорядочном виде, это - хорошее решение: медиаплеер с легкостью "ест" форматы DivX, DVD, MP3, AAC, FLAC, OGG и JPPG. А это значит, что, в каком бы виде ни состоялось переиздание концертного материала, мы увидим его в прекрасном качестве.
1986 – Стартовал первый московский андеграундный рок-фестиваль «Рок ёлка». Начало триумфа «Бригады С», «Николая Коперника» и «Вежливого отказа» »»
Melba LISTON (1926)
Chris THOMAS (1947)
John LEES (1948)
Fred WHITE (1955)
Trevor RABIN (1955)
Graham "Suggs" MCPHERSON (1961)
Lee AGNEW (1971)