Вчера сирокко так сильно дул на стадионе, что я начал потеть на стуле. В перерыве, чтобы немножко охладиться, я вышел на балкон, где мои ноги утонули в пятисантиметровом снегу. Команда моего родного города, Палермо играла плохо, но солнце все равно подарило горожанам неожиданно ранний и теплый весенний день. Я закрыл ноутбук и задернул штору, надеясь, что так смогу выключить и метель. Это третья зима, которую я провожу в Москве - и могу с уверенностью заявить: для южного человека это невероятно трудно. Но в воскресенье даже вьюга не сумела задержать меня дома, потому что я уже давно ждал этого концерта.
Впервые я узнал о Сергее Калугине благодаря моему преподавателю, у которого я слушал курс русского рока. Особенно мне понравился альбом "Nigredo" и, на мой музыкальный вкус, он бесподобен по силе исполнения. Честно говоря, я пока еще понимаю не все из того, о чем поет Калугин. И, мне кажется, не только потому, что я иностранец... Юрия Наумова же до этого концерта я никогда не слышал, кроме некоторых видеозаписей в интернете.
Первыми перед многочисленной публикой в ЦДХ выступали Наумов и его неразлучная девятиструнная гитара, которая немного похожа на него и которой он управляет с такой легкостью, будто это - продолжение его собственного тела. Бард исполнил две блюзовые песни на русском языке, две баллады на английском и две инструментальные композиции. Последние произвели на меня самое сильное впечатление: пальцы Наумова едва трогают струны, а педаль эффектов для соло делает такие композиции, как "Ночь на Хайвее", гипнотическими. Инструментальные произведения мне напомнили творчество Брайана Мэя (Brian May), английские - фолк-баллады ранного Питэра Гебриэла (Peter Gabriel). Завершилось выступление Наумова не-блюзовой философской песней под названием "Театр Станиславского".
Если Наумов на сцене ведет себя сдержанно, то Калугин более склонен к открытому общению с публикой, которая во втором отделении приняла его очень тепло. Музыкант оценил это и великолепно отыграл песни, напоминающие мадригалы и романсы в стиле "Возвращения в Неаполь". Во второй части выступления Калугин отложил в сторону арпеджио и перешел к аккордам, исполняя технически более простые, зато более веселые и радостно принимаемые публикой композиции. К большому сожалению, бард не исполнил знаковых песен из любимого мной "Нигредо", ограничившись лирической балладой "Радость моя".
Третья часть концерта открылась рассказом Наумова об их знакомстве с Калугиным ровно 25 лет назад, на "стремном квартирнике", и о том, что они, перенимая эстафету у старших товарищей, попытаются восстановить или хотя бы намекнуть на атмосферу тех квартирников восьмидесятых годов. К вящему удивлению зрителей, вместо совместного исполнения реаранжированных по случаю композиций, блюзмены решили отдать должное двум своим любимым музыкантам: Майку Науменко и Гребенщикову. Объясняя такой выбор, Калугин сравнил себя и Наумова с шеф-поварами, в начале концерта демонстрирующими свое мастерство в роскошном ресторане, а в финале - принимающими гостей "у себя дома на кухне".
Знатоки считают, что Наумов исполнил песни Науменко, стараясь не уклоняться от оригинального варианта. Он ограничился вплетением в канву песен мощных и ярких соло. Публика слушала их, затаив дыхание. Мой друг Михаил привлек мое внимание к тому, что Калугин, с его сильным баритоном, напротив, перепел Гребенщикова весьма оригинально. Зрители громко и с удовольствием подхватывали за ним, и через некоторое время из зала даже доносилось: "Егора давайте! Башлачева давайте!". Но завершилась программа песней Гребенщикова "Десять стрел на десяти ветрах".
Первое отделение концерта оставило меня полностью удовлетворенным: я открыл для себя талант Наумова. Впечатление, которое оставил у меня Калугин, только подтвердило мое представление о том, что музыкант - мастер, оттачивающий свои произведения до мельчайших деталей. Третье отделение доставило нам, счастливым зрителям, удовольствие видеть двоих увлеченных друзей, как подростки играющих свои любимые песни. Публика и музыканты находились в удивительной гармонии, и в финале концерта мне уже казалось, что я по счастливой случайности встретился со старыми друзьями. Это необыкновенное чувство – ощущать себя частью такого грандиозного музыкального события!
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)