Совсем недавно ведущий джазовый тромбонист нашей страны Максим Пиганов и музыканты его ансамбля «Тромбон-Шоу» представили вниманию публики проект под названием «Джаз из патефона». В основе материала новой программы - лучшие песни и мелодии из репертуара оркестра Леонида Утёсова, а сам проект приурочен к 115-летию со дня рождения этого легендарного советского певца, актера и бэндлидера. К участию в работе над программой был привлечен трубач и вокалист Константин Гевондян, руководитель ансамбля «Moscow Ragtime Band», ещё одного столичного коллектива, исполняющего старый довоенный джаз.
Премьерные концерты утёсовской программы вызвали у публики неподдельный интерес - судя по реакции слушателей, на нашей сцене чувствуется острый недостаток подобных ретроспектив. Очевидный успех проекта "Джаз из патефона" вкупе с выходом первого альбома ансамбля "Тромбон-Шоу" позволяет причислить эти работы в ряд наиболее ярких событий прошлого года в российском джазе. На конец февраля и начало марта 2011 г. музыкантами запланирован небольшой тур по московским клубам.
Предыстория
История «Тромбон-Шоу» началась весной 2007 г., когда Максим Пиганов подбил своих коллег по столичным оркестрам сформировать ансамбль, духовая секция которого состояла бы исключительно из тромбонов. Сложность этой задачи заключается в том, что тромбон обладает весьма ограниченным тембром, и достичь плотного звучания по всему диапазону группа тромбонов может, только применяя различные технические и аранжировочные ухищрения, причём при числе тромбонов не менее четырёх. В общем, чтобы делать подобные фокусы, недостаточно быть просто хорошим тромбонистом, такое под силу только самым лучшим из них. В роли крёстного отца коллектива выступил известный бендлидер, один из старейшин отечественного джаза Анатолий Кролл, не только подаривший название, но и первый поверивший в группу и регулярно приглашающий "тромбоны" на свои фестивали.
Состав ансамбля сложился сразу – квартет тромбонов, ритм-секция из фортепиано, контрабаса и ударных, плюс в ряде случаев вокалист. За три года существования ансамбль «Тромбон-Шоу» подготовил и показал несколько разных по стилю программ, работа над которыми шла одновременно. Главный конёк коллектива - это довоенные диксиленд и свинг, но при этом музыканты не «зациклены» исключительно на «ретро» и могут сыграть более близкую нам по времени музыку, например - ранний фьюжн 1970-ых гг.
«Тромбон-Шоу» регулярно и с неизменным успехом появляется на крупнейших джазовых фестивалях и клубных площадках нашей страны. В марте 2010 г. вышел в свет выпущенный силами музыкантов дебютный компакт-диск ансамбля, он называется «What a Wonderful World» и состоит из классических номеров эпохи свинга.
Джаз из патефона
Всё бы хорошо, если бы не одно «но» - в России спрос на такую музыку и в наши дни остаётся весьма и весьма ограниченным. И в этой связи у Максима Пиганова родилась отличная идея - составить следующую программу «Тромбон-Шоу» из мелодий и песен, имеющих для нашей страны статус, аналогичный тому, который на родине джаза имеет материал «книги песен». Такая программа, с одной стороны, интересна самим музыкантам, прекрасно знающим и любящим эти композиции, выросшим на них, а с другой – адресована самой что ни на есть широкой аудитории российских меломанов. Трудно придумать для этой цели более благодатного материала, чем репертуар оркестра Леонида Утёсова.
Народная пословица гласит: «Куй железо, пока горячо». Не прошло и нескольких месяцев после выхода в свет дебютного альбома, как музыканты «Тромбон-Шоу» принялись активно обкатывать на концертах новый материал. Весенняя премьера, правда, прошла на закрытом мероприятии в «Нефтегазклубе». Во второй раз утёсовский концерт был показан летом на традиционном «Джаз-пароходе», проводящемся ежегодно мероприятии. Там собирается весьма специальная публика, состоящая преимущественно из джазовых музыкантов, журналистов, критиков и меломанов со стажем, короче людей понимающих. Знатоки послушали и дали «добро».
Осенью состоялись ещё несколько концертов – в городской филармонии Калининграда, дважды в московских клубах – 1 октября в «Ритм-Блюз Кафе» (в том самом, где несколькими неделями спустя состоялась известная встреча президента Медведева с отечественными рок-музыкантами) и 25 ноября в джаз-клубе «Cool Train». 5 декабря был сыгран концерт в подмосковном Звенигороде, в помещении открывшегося в сентябре нового престижного концертного зала, которому присвоено имя Любови Орловой. Рассчитанный на 384 места современный зал построили к 855-летию Звенигорода и открыли 1 сентября 2010 г., ко дню города. На следующий день музыкантов тепло принимали в Дубовом зале ресторана Центрального дома литераторов (ЦДЛ).
«Так как в рамках этого цикла мы будем исполнять композиции, которые в своё время крутились на патефонных пластинках, то мы так его и назвали: «Джаз из патефона», - рассказывает Максим Пиганов. - «Первая программа цикла состоит преимущественно из вещей оркестра Леонида Утёсова, но только на Утёсове мы замыкаться не собираемся. Дальше мы хотим поработать над какими-то мелодиями Цфасфана, Скоморовского и т.д.
Я перелопатил очень большое количество песен оркестра Утёсова. Поскольку мы - «люди из джаза», то из всего обширного творческого наследия оркестра Утёсова я старался выбрать прежде всего такие вещи, как «Бомбардировщики» или «Барон фон дер Пшик» - потому что это хоть и адаптированные, но всё же джазовые стандарты. И в то же время я умышленно не брал в работу простые частушки и куплеты наподобие «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Хотя некоторые из куплетов, те, в которые мне удалось вставить некоторые импровизационные моменты, мы всё же сделали, например, «Патефончик».
Главная задача, которую я ставил перед собой перед началом работы над программой – это не пытаться максимально приблизиться к оригинальному исполнению, но постараться передать утёсовское настроение, его энергетику. Когда прошлой весной мы презентовали эту программу, то отзывы старшего поколения были примерно такими: «Ребята, вы, конечно, играете не так, как играл оркестр Утёсова, но атмосфера передана верно». И это было как раз то, чего мы, собственно, и добивались – передать ощущение, вкус, аромат музыки тех времен, конечно, с поправкой на наши теперешние представления о ней».
«Я изначально понимал, что с таким материалом без вокалиста не обойтись» - продолжает свой рассказ Максим Пиганов. - «Потому что это настолько известные песни, что их надо будет петь, люди захотят услышать голос. При этом я всё равно хотел большую часть композиций сделать без вокала, чтобы народ не забывал, что мы всё-таки инструменталисты. Некоторые вещи, например «Легко на сердце от песни веселой» мы так и исполняем без слов. Но в итоге, как я сейчас вижу, эта программа оказалась от джаза несколько дальше, чем я предполагал, она всё-таки больше ушла в песни.
Честно говоря, я долго не мог определиться с вокалистом. Потому что Утёсов для отечественной музыки – явление уникальное. Несколько лет назад в Доме композиторов готовился вечер, посвященный памяти ещё одного значительного бендлидера старого советского джаза – пианиста Александра Цфасмана. И возникла проблема – никто из нынешних джазовых пианистов не решался играть его композиции. И как сейчас не найти пианиста, играющего как Цфасман, точно также - где мы найдём вокалиста, который бы пел хотя бы приближённо как Утёсов, или в стиле Утёсова, или сохраняя дух Утёсова?
В итоге выбор пал на Костю Гевондяна. Потому что я подумал, что именно Костя может спеть это с той долей юмора и иронией, которая была столь присущей одесситу Утёсову. И, конечно, не использовать тот факт, что Костя - трубач, специализирующийся как раз на раннем джазе, было бы просто преступлением. Так в музыке «Тромбон-Шоу» на одну программу появился духовой инструмент, отличный от тромбона. У меня была идея ввести в состав ещё какой-нибудь инструмент, характерный для оркестра Утёсова, например, сделать вариант со скрипкой или кларнетом, но я вовремя одумался – если уж мне этих музыкантов не так просто собрать, то что же будет, если наберется целый оркестр…
Безусловно, Костя – прежде всего трубач, а уже во вторую очередь - вокалист. А когда в коллективе поёт не отдельный вокалист, а музыкант, то к его вокальным способностям несколько другое отношение, чем когда он только вокалист. Костя талантлив как шоумен, на него приятно смотреть со сцены. Он очень позитивен, понятие «харизма» относится к нему в полной мере. Лучше всего и эмоционально близко к Утёсову у Кости получаются именно сатирические песни. Вот, например, на репетиции песни «Барон фон дер Пшик» Костя дурачился как мог, коверкая слова с немецким акцентом. И я говорю: Костя, вот так ещё теперь и пой, мы тебе ещё кайзеровский шлем найдём (смёётся).
Кроме того, Костя адекватно воспринимает критику, старается прислушиваться к разумным советам и работать над своим материалом. Так, в номере «Сердце, тебе не хочется покоя», который никак не давался ему по вокалу, Костя в итоге спел на концерте в самый обычный мегафон, и всё сразу встало на свои места. Голос Кости звучит как будто с патефонной пластинки, создавая своеобразный эффект присутствия другой эпохи».
Про секцию тромбонов.
«В силу специфики ансамбля к тромбонистам предъявляются особые требования. Нам нужен только тромбонист, умеющий играть не только в оркестровой группе, но и способный играть соло, а это вообще редкость. Кроме того, их всех нужно приучить к джазовым штрихам, чтобы они чувствовали друг друга в группе, потому что в оркестрах, к сожалению, у нас не особо обращают на это внимание. В оркестре партии тромбонов зачастую дублируются в других группах. Например, партию третьего тромбона дублирует второй тенор-саксофон, или же третья труба, и так далее. Поэтому если по тем или иным причинам тромбонист не сыграл, то это не так заметно, потому что этот голос прозвучал в других группах. А здесь все четыре тромбониста наружу – один голос пропал, и сразу аккорда нет. Поэтому все должны сыграть, как один. Как я уже говорил, в нашей музыке наиболее важна сыгранность квартета тромбонов. И ничего так не мешает, как чехарда с тромбонистами.
И это ещё не всё. Напомню, что когда Леонид Утёсов организовал в Ленинграде в 1928 г. свой оркестр, то он назвал жанр, в котором выступал его оркестр, театральным джазом, или теа-джазом, тем самым уравнивая в правах музыкальную и театральную составляющую творчества оркестра. Мы, конечно, не придумывали, как в оркестре Утёсова, под каждого музыканта своего характерного персонажа, но с тромбонистами так сложилось само собой. Ведут себя на сцене музыканты "Тромбон-Шоу" по-разному, что тоже добавляет в шоу дополнительные визуальные нюансы. В нашей программе существуют текстовые связки между песнями, часть которых мы заготовили с Костей заранее, а часть рождается спонтанно по ходу концерта.
Так вот, мои музыканты также должны быть хоть немного, но актёрами. Им нужно научиться улыбаться, как-то поднимать тромбоны вправо или влево, и т.д. Для оркестровых людей это часто оказывается довольно сложной задачей. В оркестрах ведь как бывает – почти неподвижно сидит целая масса людей, и только солист производит какое-либо движение, и всё. C этой же проблемой столкнулся и сам Утёсов, о чём он пишет в своей автобиографии. Но мы стараемся работать над зрелищностью наших выступлений. Думаю, когда программа будет доведена до автоматизма, мы сможем чувствовать себя в отношении театральности более свободно. Потому что, как известно, лёгкий жанр – он на самом деле самый тяжёлый. Чем проще для зрителя это выглядит на сцене, тем больше труда, больше пота, тем большая подготовка этому предшествует.
Ядро секции тромбонов c самого основания ансамбля составляют Рашид Кулеев, Сергей Серов, Дмитрий Толпегов и я, Максим Пиганов. Все мы также играем в других коллективах: Рашид и я – в оркестре имени Лундстрема, Дмитрий Толпегов и Сергей Серов – в команде «Файер-шоу». Когда кто-то из основной четверки сыграть не может, я приглашаю других музыкантов. Иногда с нами играет бас-тромбонист Михаил Жижин, также музыкант оркестра имени Лундстрема. И совсем недавно я стал привлекать к концертам своего ученика, студента второго курса РАМ им. Гнесиных Антона Гимазетдинова. Я считаю, что это очень способный парень, но пока боюсь перехваливать (смеется). Антон участвует в студенческом оркестре Анатолия Кролла и в новом, только-только появившемся «Большом Джазовом Оркестре» под управлением молодого трубача Петра Востокова.
Я ещё ничего не сказал о нашей ритм-секции. В ней чаще всего задействованы опытные музыканты – контрабасист Сергей Проскурин, барабанщики Фёдор Андреев или Ильдар Нафигов, а также пианист Евгений Гречищев. Здесь также бывают подмены, но тут всё же проще. В начале сентября мы записали демо-версии песен утёсовской программы в студии. Некоторые треки из этой записи мне понравились, но не более того. Где-то возникли трудности с аранжировками, где-то с подачей материала, где-то с вокалом. Зато, внимательно послушав нашу запись, я значительно переделал аранжировки, и мне кажется, что сейчас всё стало звучать гораздо лучше».
**
Когда музыканты приступят к чистовой записи утёсовского альбома, пока неизвестно. Сейчас в ближайших планах Максима запись второго альбома «The Trombon Show», который по своей структуре будет во многом повторять удачный дебют. Так что пока послушать программу утёсовских песен «Джаз из патефона» возможно только на живых выступлениях коллектива. В списке концертов значатся и клубы с демократическими ценами, и респектабельные заведения. Обратите внимание - на первый концерт тура в клубе "Cool Train" вход свободный!
17 февраля 2011 г., 21:00 джаз-клуб "Cool Train" (3-й этаж клуба B2).
5 марта 2011 г., 20:00 клуб "Радио-Сити"
11 марта 2011 г., 23:30 клуб "Союз Композиторов"
12 марта 2011 г., клуб "Дума"
9 апреля 2011 г., Центральный Дом Архитектора
Дата образования:
1 января 2007
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)