Джон Колтрейн, выдающийся джазовый музыкант.
Если вы не знаете, какой бы ещё саунд извлечь из своих гитарных примочек, если вам надоели стандартные пресеты синтезаторов, если ваша команда хочет выделиться на сцене среди других групп - вам помогут самодельные музыкальные инструменты. Делать музыку можно при помощи чего угодно, а сам процесс изготовления инструментов может стать частью шоу - это убедительно доказывает знаменитый немецкий Овощной оркестр. Его участники играют исключительно на съедобных предметах, которые после выступлеия съедают.
Безусловно, если вы разбираетесь в радиотехнике, то сможете самостоятельно собрать терменвокс или даже синтезатор. Но сегодня наша задача проще – рассмотреть несложные инструменты, которые можно смастерить из доступных материалов за один вечер или даже за несколько минут.
Первое, что приходит на ум в такой ситуации – это различные шумовые инструменты.
Перкуссия
Рассмотрим конструкцию барабана под названием "кахóн" (cajon). Родина этого инструмента – Перу. Кахон представляет собой деревянный ящик, на котором играют руками.
Боковые стенки можно изготовить из фанеры толщиной 10-20 мм, заднюю стенку с резонаторным отверстием – из более тонкой фанеры (2-5 мм). Торцевые (верхнюю и нижнюю) стенки обычно делают квадратными, но с размерами можно экспериментировать: например, выполнить соотношения граней в более выгодных акустических пропорциях (1 : 1,14 : 1,39; 1 : 1,28 : 1,54; 1 : 1,6 : 2,33; 1 : 1,62 : 2,62). Заготовку обычно склеивают столярным или эпоксидным клеем, но её можно собрать на болтах или саморезах. Под рабочую поверхность натягивают от двух до шести струн. Для увеличения жесткости конструкции внутрь можно вклеить тонкий вертикальный брусок.
Кахон, общая конструкция:
Струны можно натянуть вертикально сверху вниз или из угла в угол крест-накрест в виде буквы "Х". Они должны слегка касаться ударной поверхности. Для натяжения струн устанавливают колки от любого струнного инструмента – скрипки или гитары. Заднее резонаторное отверстие выполняют диаметром 10-12 см. Рабочая ударная поверхность – очень тонкая фанера или пластик, её по периметру закрепляют шурупами, но лучше, если по коротким сторонам шурупы будут чуть ослаблены. Если дребезга струн будет слишком много, то их можно приклеить к рабочей поверхности скотчем. При необходимости внутрь кахона на его дно можно положить кусок поролона или тряпку – так, как барабанщики заполняют свою "бочку», в этом случае можно получить более отчётливый и полный звук.
А вот перкуссия мелодическая, из семейства язычковых барабанов.
Язычковые барабаны (tongue drums) особенно популярны в Африке, на Карибских островах, в юго-восточной Азии и Китае. Пластинки вырезаются из любого твёрдого дерева – дуба, берёзы, клёна, вишни, яблони. Подсказка: из твёрдых пород дерева делают планки для натурального паркетного пола. В качестве основы под инструмент можно выполнить резонаторный ящик. Пластин может быть любое количество, их настройку выполняют по тюнеру, ослабляя болтовые крепления и выдвигая планки на нужную длину. Играют на подобном инструменте пальцами или палочками с круглыми наконечниками.
Духовые
Популярный инструмент, который можно сдеать из чего угодно – это окарина (ударение - на "и"). Его возраст около 12 тысяч лет, родина – острова Тихого океана. Морковная окарина создаётся буквально за 10 минут. Отходы производства уничтожаются здесь же. Извлечь на окарине можно лишь несколько нот:
И снова духовые, флейта-"конковка". Под разными названиями она с давних пор известна у западных славян. Мастер по изготовлению музыкальных инструментов Пол Маршалл (на видео) делает её за несколько минут из пластиковой трубки и двух деревянных вставок.
Флейта Пана.
Пан – лесное божество в древних мифах, сродни русскому лешему. В древности считалось, что Пан своей волшебной игрой на флейте заманивает людей в лесную чащу. Флейта Пана представляет собой ряд трубок, заглушенных с одного конца. Инструмент особенно популярен у индейцев Южной Америки, в Румынии и Молдавии. Изготовить его несложно из подходящих пластиковых трубок, но потребуются расчёты.
Диаметр трубки влияет на тембр: узкие трубки звучат резко и пронзительно, широкие – глубоко и мягко. Высота звука (нота) зависит от длины трубки и рассчитывается по формуле:
Теоретическая длина трубки (в метрах) = скорость звука (340 м\с) делённая на частоту звука (ноты) в Герцах.
Фактическая длина трубки должна быть чуть меньше, примерно 0.82 от теоретической (это связано с акустикой и природой звучащего столба воздуха). Обычно диаметр трубки подбирают как 1/10 от её длины, но возможны варианты -- от 1/7 до 1/14. Настраивают инструмент путём перемещения заглушки на нужное расстояние внутри трубки. Если вы хотите добиться "перуанского" звучания, на дно трубок можно поместить мелкие предметы (камешки, гайки, кусочки пластика или дерева), которые под воздействием воздуха будут добавлять дребезжащие призвуки. Южноамериканские флейты настраиваются в определённую тональность (подобно блюзовым губным гармошкам), румынские и молдавские (на фото) – диатонические, то есть способные воспроизводить все диезы-бемоли. Одна из самых знаменитых мелодий, "Одинокий пастух", исполняется именно на флейте Пана.
Логическое продолжение данной технологии – бутылки, наполненные водой на разный уровень. Собравшись дружной компанией, вы сможете исполнять на них достаточно сложные произведения.
В завершение темы ёмкостей и жидкостей – инструмент, состоящий из бокалов для вина и воды, звук извлекается мокрым пальцем.
Струнные.
Инструмент, аналогичный славянским гуслям, присутствует в культуре разных народов: греческая цитра, японский кото. Проще всего сделать карело-финские кантеле с несколькими металлическими гитарными струнами. Струн может быть больше, до 40-50 в концертном инструменте, для их натяжения можно установить гитарные колки – так будет удобнее настраивать инструмент, а индивидуальные порожки под каждую струну выполнить скользящими, как на японском кото. Основу инструмента можно сделать плоской из толстой фанеры или подходящей доски. Настраивают традиционные 5-струнные кантеле по-разному, обычно диатонически. Кантеле со звукоснимателем можно подключить к гитарным усилителям, педалям и процессорам, в этом случае вы получаете новую область для экспериментов со звуком.
Фабричный 10-струнный кантеле со звукоснимателями и техника игры (значком "х" на схемах отмечены заглушенные струны):
И, наконец, "однострунный контрабас" и однострунная гитара. Подобная конструкция была замечена у американских негров в начале ХХ века, хотя известна у разных народов. Инструмент предельно прост. К любой ёмкости, выполняющей роль резонатора, прикрепляется достаточно жёсткая палка. Свободный конец палки соединяется с ёмкостью-резонатором верёвкой таким образом, чтобы она могла менять натяжение. Исполнитель ногой придерживает резонатор, одной рукой регулирует натяжение верёвки-струны, а второй извлекает звук. Что это там у мужика вместо резонатора? Бочка от стиральной машины?..
В случае гитары все еще проще - есть даже умельцы, которые превращают в гитару... лопату или набор подручных инструментов.
Теперь вы знаете, как разнообразить звучание своей группы и привлечь внимание публики. Самое главное – избегать крайностей, чтобы в итоге не получилось нечто подобное:
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)