За сравнительно небольшой срок в России перебывали все сколько-нибудь значимые представители скандинавской волны — кто-то приезжал сюда на правах ветеранов и безусловного культа, кто-то, напротив, как абсолютные новички и яркое открытие. Но случай датчан Efterklang особый: с формальной стороны музыканты прибывают нам далеко не впервые, но, если их предыдущие визиты носили случайный и отчасти преждевременный характер, то теперь они приезжают в самом расцвете сил.
Сегодня Efterklang находятся в самом фарватере скандинавской инди-сцены — собственно, по их записям можно легко составить представление о том, что из себя эта сцена и представляет: квартет лихо и сноровисто соединяет фолк, чамбер-поп и электронные пассажи, звучит патетично, но вместе с тем нескучно, апеллирует к самым светлым эмоциям и при этом не скатывается в пошлую сказочную приторность, за которую в свое время ушлые блоггеры скопом заклеймили всю молодую северную поросль. Западные деятели оценили возможности Efterklang по достоинству – теперь они выпускаются на престижном лейбле 4AD, а их бесконечное мировое турне, затронувшее и США, подойдет к концу только после российских мини-гастролей. В Россию музыканты привозят свой последний альбом "Magic Chairs", который, несмотря на всю филигранность студийной работы, крайне убедительно звучит вживую. Звуки.RU поговорили с вокалистом Efterklang Каспером Клаузеном (Casper Clausen) о сочетании музыки и видео, влиянии Einsturzende Neubauten, работе с оркестром и русских музыкантах.
Звуки.RU: Как я понимаю, скоро Efterlklang исполнится 10 лет. Вы как-то собираетесь отметить юбилей?
Каспер Клаузен: О, мы никогда не думали об этом. Тем более, что мы всегда испытывали трудности с установлением того исходного момента, который можно назвать "началом Efterklang", ведь первую пластинку мы выпустили только в 2003 году. Так что, наш юбилей плавающий — но, полагаю, что нечто особое мы обязательно подготовим.
Звуки.RU: А что происходило до 2003 года?
Каспер: Первое и основное — это переезд с острова Альс, где мы жили прежде, в Копенгаген, что очень сильно сказалось на дальнейшей судьбе группы. До выхода первой EP мы очень много экспериментировали, искали себя — мы покупали разные инструменты и студийное оборудование, примеряли на них свое видение музыки, словом, мы пытались понять, чего мы сами хотим.
Звуки.RU: Как обстоят дела с вашим лейблом Rumraket?
Каспер: По-крайней мере он функционирует, мы выпустили специальное издание "Magic Chairs" в Дании, ну и пару других релизов — но, конечно, Rumraket далеко не так активен, как хотелось бы. Это связано с тем, что мы все делаем своими руками, а лейблом заправляет наш басист Расмус Стольберг (Rasmus Stolberg), поэтому он постоянно занят. Но мы и не рассчитывали, что будем заниматься рекорд-бизнесом, для нас это скорее свой карманный лейбл, где мы можем выпускать свои записи и записи своих друзей — не более.
Звуки.RU: Как формировался звук Efterklang? И меняется ли он сейчас?
Каспер: Нам тяжело ответить на этот вопрос, поскольку мы сами не очень хорошо понимаем, что же такое Efterklang. Мы каждый день пытаемся ответить на этот вопрос и ответ как бы постоянно убегает от нас, мы постигаем то, какими мы были и тут же меняемся в неожиданную для самих себя сторону. Поэтому наш звук разнится от альбома к альбому — у нас нет какой-то секретной формулы музыки, чтобы ее повторять раз за разом.
Звуки.RU: Я наткнулся на вашем сайте на новость, в которой говорится, о поразительном сходстве одной вашей пьесы и заставки из рекламного ролика на бразильском телевидении. Что вы испытывали, когда вам сообщили об этом — с одной стороны, это же должно быть и приятно, все-таки, если вашу музыку копируют, значит она действительно хороша, с другой — ну да, какой-то негатив здесь тоже вполне объясним.
Каспер: Честно говоря, первой реакцией все же было удивление. Да, неожиданно услышать вещь, которая почти в точности повторяет твое сочинение — это было даже в какой-то степени обидным, что оно не до конца идентично, сходство то полное, то постепенно уменьшается, чтобы опять повторить оригинал буквально. Конечно, мы считаем неправильным, что нас никто не спросил об этом. Мы бы вряд ли стали препятствовать использованию нашей музыки в каких-нибудь личных целях, мы не видим в этом ничего плохого — но вот так, без спросу, да еще и в коммерческой рекламе... нет, это недопустимо.
Звуки.RU: Кого бы выбрали как самых влиятельных и заметных музыкантов прошедшего десятилетия?
Каспер: Сложный вопрос... Их так много, так сложно выбрать одного. Когда мы начинали, в самом начале двухтысячных, на вершине нашего личного топа были Radiohead и, я понимаю сейчас, что не только нашего — они были главной группой на тот момент для тысяч других коллективов. Было интересно строить свою историю по мотивам истории Radiohead, я имею в виду не конкретные поступки даже, а ту невероятную кривую, по которой они взлетели вверх и забрали всю независимую музыку с собой, их умение меняться и оставаться самими собой. Также на нас произвели огромное впечатление Einsturzende Neubauten, им тоже удавалось крайне интересно и органично меняться со временем. Ну и так далее — я-то могу перечислять бесконечно, но эти две группы, пожалуй, оказали на нас наибольшее влияние, а уж говорить за остальных я не берусь.
Звуки.RU: Двухтысячные также можно охарактеризовать, как время необычайного подъема и расцвета скандинавских групп — причем, стоит заметить, что у большинства коллективов из этого региона, в томи числе у Efterklang, есть что-то общее, что-то, что стало своего рода "торговой маркой" Скандинавии — воздушный, безмятежный звук, своего рода инфантильность в музыке. Или вы так не считаете?
Каспер: Да, определенно, что-то такое есть — я, правда, затрудняюсь ответить, кто здесь был первым, мне кажется, что исландцы... Но вместе с тем, не стоит забывать, что Скандинавия — это родина блэк-металла, различных шумовых и тяжелометаллических девиаций и просто самой экстремальной музыки на свете. Может быть, мы просто любим впадать в крайности? (Смеется) Но нам самим сложно судить о себе, я думаю, что со стороны такие вещи должны быть понятнее. Я нахожу скандинавскую независимую сцену очень пестрой — но, если какие-то тенденции и становятся мейнстримом, то это скорее по вине стереотипов, чем из-за объективных причин. Но в чем вы правы, так это в том, что даже не звучание стало определяющим для скандинавской музыки как таковой, а особая атмосфера, как вы говорите? Детская? Ну да, можно и так сказать.
Звуки.RU: В прошлом году у вас вышел концертный альбом "Performing Parades", записанный с Датским национальным камерным оркестром — что вы можете сказать об опыте совместной работы с таким большим коллективом? Есть шанс, что мы услышим "Performing Magic Chairs" в будущем?
Каспер: Это было потрясающе. Когда ты слышишь, как оркестр исполняет твою музыку, в твоей душе происходит что-то невообразимое. Мне было интересно перевернуть ситуацию с записью "Parades": эту пластинку мы записывали потреково, зачастую дистанционно, а потом уже готовые партии сводились в общей композиции — в случае с "Performing Parades", все было наоборот, мы отыграли весь альбом целиком, заново переживая момент его создания. Я не сомневаюсь, что в когда-нибудь мы опять воспользуемся услугами оркестра, уж очень довольны мы остались результатом.
Звуки.RU: Вы любите сочетать видео и музыку — это даже стало фирменной чертой группы. Вы не задумывались над тем, чтобы как-то развить это направление в сторону далекую от обычного живого представления, скажем, сделать видеоинсталляцию с музыкой Efterklang?
Каспер: Мы определенно заинтересованы в визуализации музыки — это отдельный и очень большой вопрос, но сейчас мы постепенно отходим от прямолинейных сочетаний видео и аудио, особенно в ходе концертов. В середине двухтысячных мы возлагали очень большие надежды на видео — у нас был свой VJ, мы заранее заготавливали множество набросков, которые он потом использовал во время выступлений, но за последние пару лет мы не дали ни одного такого концерта. Нам по-прежнему важны наши видеоклипы, оформление альбомов — мы стараемся сосредотачивать свое внимание на таких вещах.
Звуки.RU: А о современной русской музыке вы слышали что-нибудь?
Каспер: Да, конечно. Ну вот "Новые Композиторы", например — мы познакомились с ними в Санкт-Петербурге, замечательные музыканты! На самом деле, многие из нас уже были в Санкт-Петербурге как минимум три раза, за это время мы успели многое узнать о русской культуре и многое увидеть своими глазами. Правда, я сейчас не могу вспомнить названия всех коллективов, которые мы слышали, но вот мне запомнился Эдуард Артемьев, в его музыке есть что-то очень близкое мне. Собственно, из-за него мы, фактически, и поехали первый раз в Россию.
Efterklang
Санкт-Петербург, клуб "Шум"
2 декабря
Efterklang и On-the-Go
Москва, Клуб Б-2
3 декабря 22.00
1949 – Родились близнецы Гибб. Под руководством старшего брата Барри они основали легендарную поп-группу Bee Gees »»
2002 – Скончался Джо Страммер, лидер-вокалист британской панк-формации The Clash »»
Alvin ROBINSON (1937)
Robin GIBB (1949)
Maurice GIBB (1949)
Frank GAMBALE (1958)
John PATITUCCI (1959)
Marcel "Schmier" SCHIRMER (1966)
Andy WALLACE (1970)