Помнится, посетив очередной фестиваль и вычеркнув большую порцию артистов из списка "обязательно увидеть живьем", я задумался над вопросом – остались ли вообще из ныне гастролирующих артистов те, на которых можно не задумываясь рвануть в другую страну, даже не на фестиваль, а просто на сольник. Такие, разумеется, нашлись, и одно из первых мест в этом списке заняла Иможен Хип (Imogen Heap). Та, в свою очередь, дала весомый повод – во-первых, наметила на ноябрь концерт в Royal Albert Hall, во-вторых, обмолвилась, что злоупотреблять гастролями не будет. Мол, одно с ними расстройство, да и денег они не приносят (вопрос "чем зарабатывать" для Иможен решается альтернативным способом, её песни регулярно лицензируются в кино). Сказано – сделано, билеты куплены за полгода, виза получена, а всё дальнейшее расписание переездов подстроено именно под это мероприятие.
Первое впечатление это, конечно, сам Royal Albert Hall. Уж насколько непривычно это видеть в сверхдемократичном Лондоне (буквально накануне мы ходили на эмбиент-вечеринку в Долстоне, и это было похоже на слегка вымытый "проект ОГИ"), но в плане пафоса и визуальных спецэффектов большой театр просто курит в углу. Интерьеры в красно-золотом, сумасшедшие светильники, лепнина, орган и… люди с ирокезами в майках Ramones. Классику здесь играют явно чаще, чем "рок энд поп", но и современной музыкой на этой площадке совсем не гнушаются. Пока народ расслабленно выпивает в баре, в зале тихо играет подборка музыки типа Apparat и Fever Ray, не иначе как выбор самой Иможен. Когда вся публика наконец поднимается в зал, свободные кресла исчезают как факт - все билеты распроданы.
Концерт сегодня обещается в двух отделениях, первое – получасовой саундтрек к фильму "Love The Earth", где Иможен выступает в роли композитора и дирижера. "У нас тут типа классический концерт, поэтому аплодируйте в конце, а не по ходу, ладно?". На сцене – оркестр и хор (человек, наверное, шестьдесят) и сама Имми за дирижерским пультом, на экране – короткие зарисовки о природе, вполне подошедшие бы каналу "Discovery". Что-то осмысленное о самой музыке сказать трудно – голливудская неоклассика в традициях Джона Уильямса (John Williams) хорошо слушается только вместе с голливудским же кино, здесь же есть ощущение, что музыка сама по себе, а картинки сами по себе. Пара пьес есть очень неплохих, но в целом действо не безусловное. Устав смотреть на птичек и рыбок, перевожу взгляд на хор и вижу нечто странное. Среди чинно сидящих дядь и тёть виднеется человек, совершающий странные телодвижения. Ба, да это же битбоксер! Выведен совсем тихо, но различить вполне можно. Видал я много чудного, но классический концерт с битбоксером наблюдаю впервые.
В конце Иможен срывает овации и уходит отдыхать. За это время оркестр со сцены уходит, уступая место более современному "бэнду", а хор заметно редеет. Из бара на концерт народ приглашается звонками – всё как у взрослых. Амбиентное вступление с абстрактными вокализами в конце концов оборачивается песней "The Walk" – не успел опомниться, как на мою голову обрушивается самая любимая вещь. В группе у Имми барабанщик, басист, клавишник, иногда к ним присоединяется струнная секция или какие-то уж совсем экзотические инструменты. Сама Иможен не только поёт, но еще и исполняет роль ведущий клавишницы – со всех сторон обставлена железками (в роли стойки выступает бутафорский прозрачный рояль), и частенько уходит от роли "фронтвуман", утыкаясь в свои синтезаторы. Смотрится это абсолютно органично. На голове у неё гарнитура, так что для игры свободны обе руки.
В паузах Иможен ужасно много разговаривает – такое ощущение, что спичи в паузах длятся дольше, чем сами песни. Рассказывает какие-то истории, шутит, но при этом видно, что жутко нервничает – сбивается с темы на тему и вообще выступает в жанре "вся такая внезапная, такая противоречивая вся". Содержимое её головы в этот момент напоминает её прическу – такой же невероятный шухер.
Вторая вещь начинается с долгого соло на пиле. Пока я гадаю, во что это выльется, соло переходит в "Swoon". Сыграть два главных хита первым и вторым это, конечно, не лучший ход – не успеваешь включиться, а уже все лучшее сыграли. Ну ладно, делать нечего, нужно получать удовольствие здесь и сейчас, без раскачки и прелюдий. Голос Иможен звучит чуть резковато, но владеет она им отменно, никакой лажи. Версии от записанных отличаются разительно – и живая игра слышна (ах, сколько клавиш!), и аранжировки заметно другие. Звук в зале хороший, но Алберт Холл не идеально приспособлен для музыки с активными ударными – барабаны (а заодно с ними и бас) звучат как бы сами по себе, утопая в эхе. Правда впечатление это не слишком портит. В качестве извинения за хитовую бомбардировку, третей звучит "Come Here Boy", песня аж с альбома "I Megaphone" ("Сейчас я спою свою самую первую песню, она была написана оооочень давно!"), поп-баллада с обилием фортепиано. И сразу же следом еще одна "зажигалочка", переделанная в балладу, "Wait It Out".
Перед следующей песней – снова перформанс с историями. По ходу дела Иможен достает два бокала с водой, лимон, брызгает соком на руки и в конце концов извлекает из бокалов какой-то дроновый звук. Секунд тридцать в зале всё звенит, кажется, что вот-вот и начнется песня, но Хип вдруг заявляет: "Ужасно! Ничего не получается!", и процесс начинается заново. Со второго раза из колокольчиков-бубенчиков получается "First Train Home". Красота невероятная, ужасно любою эту песню. Дальше Иможен продолжает в том же духе – рассказывает, как записывала птиц в парке ("Little Bird") и шум костра на bonfire day ("Canvas") – очень красивая акустическая аранжировка со скрипками и африканской перкуссией.
Спев еще парочку относительно свежих песен, Хип наконец решается коснуться наследия Frou Frou: "Когда-то я играла в одной маленькой группе, называлась она Frou Frou. Там со мной играл один человек... Его зовут Гай Сигсворт (Guy Sigsworth), и он сейчас здесь, в этом зале. Эй, это песня для тебя!". К "Let Go" прибавилось отличное вступление, но в остальном со времен Фру Фру песня не слишком изменилась. Приятно, чёрт возьми. Еще бы "Must Be Dreaming" сюда… Но Иможен, похоже, решает ограничиться одной фруфрушной песней, хорошего понемножку.
В "Earth" певица обходится исключительно голосами. Барабанщика заменяет битбоксер, а аранжировку – хор, всё исполняется акапелла. А самый удивительный момент концерта наступает там, где его вроде бы и не ждешь. "Just for Now" никогда не была моей любимой вещью, но тут Иможен проделывает удивительный трюк. "Тут вы должны мне помочь. Однажды у меня сломалась моя loop-машинка, и я решила, что не буду без неё исполнять эту песню. Но публике так хотелось её услышать, что они сказали – мы сами будем твоей луп-машиной! И это было так здорово!". Певица делит зал на три сектора и каждому "выдаёт" свой кусок бэк-вокала. И чёрт, как же британцы умеют петь хором!! Находится в центре этого квадро-звука – ощущение просто невероятное, с этим не сравнится ни поющий футбольный стадион, ни "sing along" на рок-концерте. Иможен остаётся петь основную партию и дирижировать зрителями так, как она час назад дирижировала оркестром на сцене.
В финале доминируют песни с диска "Speak For Yourself". Под конец основного блока – энергичная "Headlock", грустро-ностальгическая "Goodnight And Go" и драйвово-раздолбайская "Tidal" с почти металлическим финалом (Хип скачет по сцене с "расческой" как заправская рокерша). Всё? Не тут-то было. Под конец Имми зачем-то опять выдает балладу, а с этим жанром её лучше не злоупотреблять, лавры Селин Дион (Celine Dion) и Марайи Кэри (Mariah Carey) её вряд ли ждут. Бисом – ожидаемая "Hide And Seek", куда же без официального главного хита. Тут Хип снова с блеском прокручивает трюк с хоровым пением. "Эту песню я безумно люблю! Смотрите что тут надо петь:" (быстро произносит много слов), "Хотя ладно, всё равно не запомните, ну ладно, какое-нибудь ля-ля-ля просто пойте тут!". Без вокодера вещь, кстати, очень меняется, пожалуй даже в лучшую сторону, ну и вообще, в качестве финального аккорда – очень даже. Иможен провожают бурными овациями. Сдюжила.
И хотя с пафосом вышел явный перебор (хор, оркестр, битбокс – иногда было ощущение что с ритм-секцией, клавишами и лупером получилось бы лучше), да и длиннющие речи иногда напоминали худшие варианты Боно, но в целом получилось здорово. Попасть на такие вот особенные, разовые шоу, доводится за жизнь не так и часто и особенно приятно, что такое случилось с очень любимой артисткой. Посмотрим, как всё это будет выглядеть на DVD, ждать его, судя по всему, недолго.
Дата рождения:
9 декабря 1977
1960 – Родился Томми Тэйер, соло-гитарист легендарной группы KISS »»
Dame Joan SUTHERLAND (1926)
Джо ДАССЕН (1938)
Johnny RIVERS (1942)
Joni MITCHELL (1943)
Kevin Scott MACMICHAEL (1951)
Tommy THAYER (1960)
David GUETTA (1967)
Наталия ПЛАТИЦЫНА (1973)