Не знаю, совпадение это, аномалия или тектонический сдвиг, но кажется, что вся достойная внимания музыка этой осени родом из Шотландии. Фрэн Хили (Fran Healy) из Travis обзавелся внештатным бас-гитаристом Полом Маккартни (Paul McCartney) и записал изумительный альбом “Wreckorder”. Группа Mogwai выпустила отменный концертник “Special Moves” и дала своей следующей пластинке лучшее название на свете. Ветераны Belle & Sebastian позвали на бэк-вокал актрису Кэри Маллиган (Carey Mulligan), от которой не оторвать глаз, и спели песню “I Want the World to Stop”, которую не отодрать от ушей. А редактор Звуков Дима Куркин собирается на концерт Primal Scream светлой памяти “Screamadelica” [это правда, но об этом позже - прим. редактора] – и, скажите, кто бы отказался составить ему компанию?
Надо ли удивляться, что и в плотнейшем по осени концертном расписании Монреаля друг за другом нарисовались Изобел Кэмпбелл (Isobel Campbell), экс-солистка и виолончелистка тех же Belle & Sebastian, и The Vaselines, недавно воссоединившиеся прародители инди-попа. Кэмпбелл к тому же приехала не одна, а в компании своего любимого напарника Марка Лейнегана (Mark Lanegan) и примкнувшего к ним потомственного фолк-певца Вилли Мэйсона (Willy Mason).
У Кэмпбелл и Лейнегана не так давно вышел уже третий совместный альбом “Hawk”, поэтому начался концерт более или менее как пластинка – с очень разных по настроению, но одинаково гипнотизирующих “We Die and See Beauty Again”, “You Won’t Let Me Down Again” и “Come Undone”. Выполнив долг перед “Hawk”, Изобел и Марк принялись чередовать новые песни со старыми – от заглавного номера с первого альбома до “Who Built the Road” с “Sunday at Devil Dirt”. Динамика их отношений между собой и с залом установилась сразу – Лейнеган, как и положено “человеку в черном”, предпочитал держаться в тени, Кэмпбелл же обменивалась с ним мимолетными взглядами, застенчиво улыбалась первым рядам и периодически что-то говорила.
Выяснилось, в частности, что концерт в Cabaret Juste Pour Rire стал их первым совместным шоу в Канаде и пришелся на десятилетнюю годовщину свадьбы Кэмпбелл и прятавшегося у нее за спиной гитариста. Интернациональный состав находившейся на сцене группы оказался, таким образом, на треть шотландским, на треть американским (плюс второй гитарист из Сиэтла) и на треть датским (ритм-секция из Орхуса). В какой-то момент Марк сцену молчаливо покинул, уступив свое место уже отпевшему на разогреве (и поющему на “Hawk”) Мэйсону, потом ушел и Вилли, а Изобел с гитарой нашептала мою любимую “Saturday’s Gone”.
Лейнеган вернулся на последние полчаса, включавшие в себя всю обязательную программу – “Back Burner”, “(Do You Wanna) Come Walk With Me?”, “Ramblin’ Man” – и был, пожалуй, не так весом, как пару лет назад в составе The Gutter Twins, но все равно очень крут. Из земляков и современников Кобейна он, конечно, сохранился лучше всех.
Проигнорировать тесно связанную с гранжем родословную сложно и в случае с The Vaselines. Это им принадлежит авторство песен “Son of a Gun” и “Molly’s Lips” из репертуара Nirvana, это в честь их солистки Фрэнсис МакКи (Frances McKee) назвал свою дочь Курт Кобейн (Kurt Cobain) – вот, пожалуй, и все, что известно о The Vaselines тем, кому о них известно хоть что-нибудь. Таковых, если верить обещаниям “Я пойду!” в фейсбуке, в Монреале набралось 247 человек – вполне достаточно, чтобы создать подобие аншлага в La Sala Rossa.
По мистическому совпадению, концерт The Vaselines, как и прошлогодний творческий вечер Фрэна Хили с Энди Данлопом, выпал на Хеллоуин – правда, в отличие от Travis, ветераны не стали наряжаться пиратами. А уже упомянутая МакКи в свою очередь оказалась не в пример разговорчивее Кэмпбелл, после первой же песни (“Oliver Twisted”) объявив Монреаль “sexiest city ever”, а после третьей – предложив залу угадать, кто из участников группы нарушил гастрольное правило “не дрочить в автобусе” (и посулив угадавшему приз – минет в исполнении провинившегося).
Похабные разговоры не утихали на протяжении следующих полутора часов – МакКи и Юджин Келли (Eugene Kelly) щедро делились со зрителями сексуальным опытом и малопристойным юмором, закрыв тему пламенным посвящением старинной песни “Bitch” словоохотливой солистке. По счастью, от музыки все это почти не отвлекало: The Vaselines (три гитары плюс ритм-секция) играли настолько громко, бойко и интенсивно, насколько в принципе позволяли их песни, и в целом доказали, что под часто навязываемое группе определение “тви-поп” группа попала бы разве что в коме.
Формально выступая в поддержку своего второго (и первого за 20 лет) альбома “Sex with an X”, The Vaselines и не подумали акцентировать на нем внимание – хотя и на все уступки залу не пошли. Исполнив новую ”I Hate the 80’s”, шотландцы тут же косвенно подтвердили заявленный в названии тезис, наотрез отказавшись играть “Teenage Superstars”. Но моментально исправились, выдав беспроигрышную связку из “Jesus Don’t Want Me for a Sunbeam” (“Это песня о парне по имени Иисус. Слышали о таком? Есть поклонники?”), “The Devil’s Inside Me” (возможно, лучшей из новых песен) и “Molly’s Lips” (с участниками саппорт-ансамбля Schwervon на трещотках).
Закончилось шоу за полночь, ударно проводив не только октябрь, но и самих The Vaselines, вернувшихся после этого концерта на родину (Монреаль – это такой североамериканский Лиссабон; континентальные турне здесь либо стартуют, либо финишируют). Фрэнсис на прощание сообщила, что “Канада гораздо лучше Америки”, Юджин – поблагодарил нанятую в Америке гастрольную команду, а также Belle & Sebastian и Teenage Fanclub, ну а группа увенчала сет-лист вечера программными “You Think You're Man” и “Dum-Dum” и поставила в шотландской экспансии жирную, по-видимому, запятую. Ваш выход, Franz Ferdinand.
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)