THE VASELINES  Осень с шотландским акцентом

В концертном расписании Монреаля продолжают затейливо переплетаться судьбы и жанры. Специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов – о двух осенних шоу, подруживших музыку гранж с шотландским акцентом.

Не знаю, совпадение это, аномалия или тектонический сдвиг, но кажется, что вся достойная внимания музыка этой осени родом из Шотландии. Фрэн Хили (Fran Healy) из Travis обзавелся внештатным бас-гитаристом Полом Маккартни (Paul McCartney) и записал изумительный альбом “Wreckorder”. Группа Mogwai выпустила отменный концертник “Special Moves” и дала своей следующей пластинке лучшее название на свете. Ветераны Belle & Sebastian позвали на бэк-вокал актрису Кэри Маллиган (Carey Mulligan), от которой не оторвать глаз, и спели песню “I Want the World to Stop”, которую не отодрать от ушей. А редактор Звуков Дима Куркин собирается на концерт Primal Scream светлой памяти “Screamadelica” [это правда, но об этом позже - прим. редактора] – и, скажите, кто бы отказался составить ему компанию?

Надо ли удивляться, что и в плотнейшем по осени концертном расписании Монреаля друг за другом нарисовались Изобел Кэмпбелл (Isobel Campbell), экс-солистка и виолончелистка тех же Belle & Sebastian, и The Vaselines, недавно воссоединившиеся прародители инди-попа. Кэмпбелл к тому же приехала не одна, а в компании своего любимого напарника Марка Лейнегана (Mark Lanegan) и примкнувшего к ним потомственного фолк-певца Вилли Мэйсона (Willy Mason).

У Кэмпбелл и Лейнегана не так давно вышел уже третий совместный альбом “Hawk”, поэтому начался концерт более или менее как пластинка – с очень разных по настроению, но одинаково гипнотизирующих “We Die and See Beauty Again”, “You Won’t Let Me Down Again” и “Come Undone”. Выполнив долг перед “Hawk”, Изобел и Марк принялись чередовать новые песни со старыми – от заглавного номера с первого альбома до “Who Built the Road” с “Sunday at Devil Dirt”. Динамика их отношений между собой и с залом установилась сразу – Лейнеган, как и положено “человеку в черном”, предпочитал держаться в тени, Кэмпбелл же обменивалась с ним мимолетными взглядами, застенчиво улыбалась первым рядам и периодически что-то говорила.

Выяснилось, в частности, что концерт в Cabaret Juste Pour Rire стал их первым совместным шоу в Канаде и пришелся на десятилетнюю годовщину свадьбы Кэмпбелл и прятавшегося у нее за спиной гитариста. Интернациональный состав находившейся на сцене группы оказался, таким образом, на треть шотландским, на треть американским (плюс второй гитарист из Сиэтла) и на треть датским (ритм-секция из Орхуса). В какой-то момент Марк сцену молчаливо покинул, уступив свое место уже отпевшему на разогреве (и поющему на “Hawk”) Мэйсону, потом ушел и Вилли, а Изобел с гитарой нашептала мою любимую “Saturday’s Gone”.

Лейнеган вернулся на последние полчаса, включавшие в себя всю обязательную программу – “Back Burner”, “(Do You Wanna) Come Walk With Me?”, “Ramblin’ Man” – и был, пожалуй, не так весом, как пару лет назад в составе The Gutter Twins, но все равно очень крут. Из земляков и современников Кобейна он, конечно, сохранился лучше всех.

Проигнорировать тесно связанную с гранжем родословную сложно и в случае с The Vaselines. Это им принадлежит авторство песен “Son of a Gun” и “Molly’s Lips” из репертуара Nirvana, это в честь их солистки Фрэнсис МакКи (Frances McKee) назвал свою дочь Курт Кобейн (Kurt Cobain) – вот, пожалуй, и все, что известно о The Vaselines тем, кому о них известно хоть что-нибудь. Таковых, если верить обещаниям “Я пойду!” в фейсбуке, в Монреале набралось 247 человек – вполне достаточно, чтобы создать подобие аншлага в La Sala Rossa.

По мистическому совпадению, концерт The Vaselines, как и прошлогодний творческий вечер Фрэна Хили с Энди Данлопом, выпал на Хеллоуин – правда, в отличие от Travis, ветераны не стали наряжаться пиратами. А уже упомянутая МакКи в свою очередь оказалась не в пример разговорчивее Кэмпбелл, после первой же песни (“Oliver Twisted”) объявив Монреаль “sexiest city ever”, а после третьей – предложив залу угадать, кто из участников группы нарушил гастрольное правило “не дрочить в автобусе” (и посулив угадавшему приз – минет в исполнении провинившегося).

Похабные разговоры не утихали на протяжении следующих полутора часов – МакКи и Юджин Келли (Eugene Kelly) щедро делились со зрителями сексуальным опытом и малопристойным юмором, закрыв тему пламенным посвящением старинной песни “Bitch” словоохотливой солистке. По счастью, от музыки все это почти не отвлекало: The Vaselines (три гитары плюс ритм-секция) играли настолько громко, бойко и интенсивно, насколько в принципе позволяли их песни, и в целом доказали, что под часто навязываемое группе определение “тви-поп” группа попала бы разве что в коме.

Формально выступая в поддержку своего второго (и первого за 20 лет) альбома “Sex with an X”, The Vaselines и не подумали акцентировать на нем внимание – хотя и на все уступки залу не пошли. Исполнив новую ”I Hate the 80’s”, шотландцы тут же косвенно подтвердили заявленный в названии тезис, наотрез отказавшись играть “Teenage Superstars”. Но моментально исправились, выдав беспроигрышную связку из “Jesus Don’t Want Me for a Sunbeam” (“Это песня о парне по имени Иисус. Слышали о таком? Есть поклонники?”), “The Devil’s Inside Me” (возможно, лучшей из новых песен) и “Molly’s Lips” (с участниками саппорт-ансамбля Schwervon на трещотках).

Закончилось шоу за полночь, ударно проводив не только октябрь, но и самих The Vaselines, вернувшихся после этого концерта на родину (Монреаль – это такой североамериканский Лиссабон; континентальные турне здесь либо стартуют, либо финишируют). Фрэнсис на прощание сообщила, что “Канада гораздо лучше Америки”, Юджин – поблагодарил нанятую в Америке гастрольную команду, а также Belle & Sebastian и Teenage Fanclub, ну а группа увенчала сет-лист вечера программными “You Think You're Man” и “Dum-Dum” и поставила в шотландской экспансии жирную, по-видимому, запятую. Ваш выход, Franz Ferdinand.

11.11.2010, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

THE VASELINES - свежие публикации:

  • Альбом дня - Sex With An X, 27.08.2010
    Второй альбом инди-поп-дуэта The Vaselines неспроста начинается с проигрывания затертой пластинки: такими же заезженными успели стать и два десятка песен, оставленные шотландцами 20 лет назад »»