Для Public Enemy музыкальная сцена всегда была чем-то сродни политическим подмосткам, где вместо написанных и четко отредактированных штатом “писателей” речей – лиричные и жесткие тексты, в коих провозглашена всегда и всеми попираемая “свобода слова” и поднимаются многочисленные проблемы угнетенного темнокожего населения в Соединенных Штатах Америки.
Коллектив из Лонг-Айленда дебютировал на на Def Jam Records в 1987 году, альбомом "Yo! Bum Rush the Show" и это - уже история хип-хопа! Через год выходит скандальный альбом "It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back", ставший впоследствии платиновым. Public Enemy создают насыщенную звуковую картину сотканную из неопознанных сэмплов, полицейских сирен, ди-джейских скрэтчей Terminator X и обрывков новостных репортажей на фоне глубокого фанкового ритма. Эта на первый взгляд звуковая каша с мощным вокалом Чака Ди (Chuck D) и абсурдным речитативом его карикатуры Флэйво Флэйва (Flavor Flav) и стала в итоге фирменным стилем “Врага Народа”. Тексты Public Enemy напичканы остросоциальной тематикой, критикой властей и призывают слушателей в любом вопросе занимать активную жизненную позицию и отстаивать ее, несмотря ни на что. О группе говорят, как о самом авангардном хип-хоп проекте не только критики, но и коллеги по музыкальному цеху. По мере повышения статуса Public Enemy, пока вся прогрессивная пресса признавалась в глубоких симпатиях команде, их творчество приобретало, все более вызывающее скандальное направление. В своем знаменитом заявлении в начале 90-х Чак Ди провозглашает, что рэп отныне становится "черным CNN": он рассказывает о событиях "черной" коммуны, увиденных изнутри, - так, как о них никогда не расскажут обычные масс-медиа.
На глазах у всего западного мира рэп начинал превращаться в одну из самых радикальных и непримиримых форм искусства в Соединенных Штатах. Сами же артисты вместе с заслуженными “пряниками” получают в свой адрес ряд обвинений: антисемизм, гомофобия и черный национализм, вот краткий, но емкий список инсинуаций, систематически, к слову, предъявляемый им критиками, политиками и СМИ.
Трек “Fight the Power” cо знаменитого “Fear of a Black Planet” – визитная карточка Врагов, вошла в саундтрек фильма "Делай, как надо!" ("Do the Right Thing") 1989-го года еще одного известного афроцентриста Спайка Ли (Spike Lee). Он же, спустя десятилетие буквально втаскивает Public Enemy обратно в индустрию, когда после вполне ожидаемого музыкального затишья, во многом обусловленного расставанием с гуру скрэтча – DJ Tetminator X, предлагает рэпперам записать саундтрек к его отменному фильму “Его Игра” ("He Got Game"). Так появляется одноименная студийная запись. На этом альбоме 1999 года, группа отходит от привычного подхода к звуку и становится более легвовесной, что только на руку массовому слушателю. Альбом-саундтрек получает хорошие отзывы, а в записи заглавного трека к нему принимает участие известнейший гитарист и певец Стивен Стиллс (Stephen Stills).
Следом, наконец, появляется новый лонг-плей "There's a Poison Goin' On...", который вызвал удручающе вялый интерес публики. Полное молчание команды, продлившееся три года, будет прервано только в 2002-м, когда появится диск "Revolverlution": несколько новых треков, ремиксы и концертные записи. После небольшого промо-тура, который пришлось проводить без Flavor Flav’а (он сидел под арестом за нарушение условий испытательного срока), Public Enemy впали в состояние комы. И вышли из нее только со слегка недооцененным критиками альбомом 2007-го года: “How You Sell Soul to a Soulless People Who Sold Their Soul?”.
О главных персонах PE нужно сказать отдельно. Flavor Flav (его имя дословно можно попробовать перевести как “Вкусный Вкус”) в разноцветных комических очках с гнусавым голосом и огромными настенными часами на шее до сих пор воспринимается многими как символ P E. Даже итальянские мафиози в гениальной интерпретации Джима Джармуша знают, кто это такой.
Однако, главным идеологом и движущей силой PE, конечно же, до сих пор является Chuck D. В отличие, скажем, от Флэйва (съемки в американских реалити-шоу и прописка в наркологической клинике) он никогда не терял революционной хватки. Чак Ди – поэт, писатель и активист остается и по сей день ярым борцом за права человека, выступает на радио, занимается продюсерской деятельностью. Можно смело сказать, что без бунтарской лирики Чака Ди – хип-хоп 80-х и 90-х не приобрел бы своих отличительных черт, той радикальной силы, которая некогда помогала небезысвестным Хьюи П. Ньютону (Huey Percy Newton) и “Черным Пантерам” нести ответственность за свою семью и свой район в условиях полного игнора и дискриминации со стороны властей.
В Москву Public Enemy заехали не впервые. Судя по многочисленным заявлениям в СМИ перед концертом, впечатления от выступления 7-милетней давности у рэпперов остались самые теплые. По их словам, московская публика очень восприимчива и живет на волне хип-хопа. Так то может оно и так, только посмотреть на основателей народного революционного рэп-ополчения пришло, мягко говоря, совсем уж немного желающих…от бара до самой сцены можно было пройти практически без сопротивления. По мнению организаторов, этому есть только одно разумное объяснение: нынешнее поколение любителей хип-хопа просто в силу возраста не знает (не понимает) Мистера Чака Ди и Флэйво Флэва ибо период взросления первых пришелся на период непродолжительного творческого забвения вторых (середина 90-х годов). Если учесть, что концерты западных звезд хип-хоп сцены воспринимаются в столице на ура, равно как и то, что незабвенный Стас Михайлов собирает два дня подряд Кремлевский зал и на следующий день организуется третий дополнительный (по просьбам поклонников) – то никакого разумного объяснения тут и в помине быть не может!
Но тем, кто не поленился заглянуть в этот вечер на встречу с детством и фундаментальным хип-хопом, было уготовлено воистину шедевральное шоу.
Сначала на сцену выскакивают пугающего вида темнокожие парни, одетые в милитари песочного цвета, в черных кобурах которых пряталось что-то, с чем совсем не хотелось бы познакомиться. После короткого хореографического представления блюстители порядка занимают свое место по обе стороны сцены и, представление начинается!
Первым берется за руль как и положено лидеру Чак Ди, вдруг, словно из-под земли выскакивает “Yeaahh, boy!” Флэйво и начинает дрыгаться и извиваться подобно змее на раскаленной сковороде, чем сразу же сносит головы собравшихся: “Brothers gonna work it out” – так здороваются со столицей Public Enemy! Что тут началось: Шум, Гам, Крики! “Это действительно они, мать их!”, “….., именно это я и ждал!” – вот неполный список возгласов сыпавшихся в адрес группы, которой, как и часам Флава не ведомо чувство времени и пространства. “Москва, вам хорошо? Нам – ……., и щас мы вдарим как следует!”, - разодевшийся Флэйво выуживает из под майки свои нагрудные часы и трубит на весь мир свой хит “911 Is a Joke”! На протяжении двух часов ветераны сцены (Флейво – 51 год, Чак Ди - на год моложе) рубили свои золотые и платиновые темы, как безумный дровосек хвойный лес - в итоге была вырублена приличная поляна их славной дискографии, однако никто от этого не пострадал. Ни Чак Ди отправившийся в плавание по рукам поклонников, ни человек-шоу Флэйво, нырявший в толпу трижды и показавший забавный мастер-класс игры на ударной установке. Ни, тем более публика, местами сильно далекая от идей “Черных Пантер” и хип-хопа в целом и отплясывающая безумный фанковый танец Врага Народа. Были еще якобы незапланированный “выход из толпы” русского ударника, и пара MC с улицы, один из которых настолько понравился Чаку Ди, что он c трудом дождавшись окончания “спича” поспешил заключить его в свои отеческие объятия. Да что тут говорить! Просто нужно было быть там и чувствовать атмосферу, которую создали живые легенды рэпа.
Под занавес “отцы” порадовали народ пламенной речью, смысл которой сводится к тому, что “каждый человек независимо от цвета кожи и разреза глаз должен думать и понимать, что на самом деле творится вокруг, любить природу, знать и уважать свои корни и относится с пониманием к окружающим. Возможно, тогда все беды и войны закончатся. Необходимо ценить мир, быть ближе друг к другу и в любой момент быть готовым скооперироваться и дать жесткий отпор тем, кто захочет покуситься на самое дорогое, что у нас есть – свободу!“
Fuck Racism!
Для тех, кто по совершенно мистическим для нас причинам пропустил это фееричное представление, и тех, кто хочет увидеть как, на самом деле, закалялась сталь, есть одна новость – Public Enemy обещали вернуться.
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)