Для Public Enemy музыкальная сцена всегда была чем-то сродни политическим подмосткам, где вместо написанных и четко отредактированных штатом “писателей” речей – лиричные и жесткие тексты, в коих провозглашена всегда и всеми попираемая “свобода слова” и поднимаются многочисленные проблемы угнетенного темнокожего населения в Соединенных Штатах Америки.
Коллектив из Лонг-Айленда дебютировал на на Def Jam Records в 1987 году, альбомом "Yo! Bum Rush the Show" и это - уже история хип-хопа! Через год выходит скандальный альбом "It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back", ставший впоследствии платиновым. Public Enemy создают насыщенную звуковую картину сотканную из неопознанных сэмплов, полицейских сирен, ди-джейских скрэтчей Terminator X и обрывков новостных репортажей на фоне глубокого фанкового ритма. Эта на первый взгляд звуковая каша с мощным вокалом Чака Ди (Chuck D) и абсурдным речитативом его карикатуры Флэйво Флэйва (Flavor Flav) и стала в итоге фирменным стилем “Врага Народа”. Тексты Public Enemy напичканы остросоциальной тематикой, критикой властей и призывают слушателей в любом вопросе занимать активную жизненную позицию и отстаивать ее, несмотря ни на что. О группе говорят, как о самом авангардном хип-хоп проекте не только критики, но и коллеги по музыкальному цеху. По мере повышения статуса Public Enemy, пока вся прогрессивная пресса признавалась в глубоких симпатиях команде, их творчество приобретало, все более вызывающее скандальное направление. В своем знаменитом заявлении в начале 90-х Чак Ди провозглашает, что рэп отныне становится "черным CNN": он рассказывает о событиях "черной" коммуны, увиденных изнутри, - так, как о них никогда не расскажут обычные масс-медиа.
На глазах у всего западного мира рэп начинал превращаться в одну из самых радикальных и непримиримых форм искусства в Соединенных Штатах. Сами же артисты вместе с заслуженными “пряниками” получают в свой адрес ряд обвинений: антисемизм, гомофобия и черный национализм, вот краткий, но емкий список инсинуаций, систематически, к слову, предъявляемый им критиками, политиками и СМИ.
Трек “Fight the Power” cо знаменитого “Fear of a Black Planet” – визитная карточка Врагов, вошла в саундтрек фильма "Делай, как надо!" ("Do the Right Thing") 1989-го года еще одного известного афроцентриста Спайка Ли (Spike Lee). Он же, спустя десятилетие буквально втаскивает Public Enemy обратно в индустрию, когда после вполне ожидаемого музыкального затишья, во многом обусловленного расставанием с гуру скрэтча – DJ Tetminator X, предлагает рэпперам записать саундтрек к его отменному фильму “Его Игра” ("He Got Game"). Так появляется одноименная студийная запись. На этом альбоме 1999 года, группа отходит от привычного подхода к звуку и становится более легвовесной, что только на руку массовому слушателю. Альбом-саундтрек получает хорошие отзывы, а в записи заглавного трека к нему принимает участие известнейший гитарист и певец Стивен Стиллс (Stephen Stills).
Следом, наконец, появляется новый лонг-плей "There's a Poison Goin' On...", который вызвал удручающе вялый интерес публики. Полное молчание команды, продлившееся три года, будет прервано только в 2002-м, когда появится диск "Revolverlution": несколько новых треков, ремиксы и концертные записи. После небольшого промо-тура, который пришлось проводить без Flavor Flav’а (он сидел под арестом за нарушение условий испытательного срока), Public Enemy впали в состояние комы. И вышли из нее только со слегка недооцененным критиками альбомом 2007-го года: “How You Sell Soul to a Soulless People Who Sold Their Soul?”.
О главных персонах PE нужно сказать отдельно. Flavor Flav (его имя дословно можно попробовать перевести как “Вкусный Вкус”) в разноцветных комических очках с гнусавым голосом и огромными настенными часами на шее до сих пор воспринимается многими как символ P E. Даже итальянские мафиози в гениальной интерпретации Джима Джармуша знают, кто это такой.
Однако, главным идеологом и движущей силой PE, конечно же, до сих пор является Chuck D. В отличие, скажем, от Флэйва (съемки в американских реалити-шоу и прописка в наркологической клинике) он никогда не терял революционной хватки. Чак Ди – поэт, писатель и активист остается и по сей день ярым борцом за права человека, выступает на радио, занимается продюсерской деятельностью. Можно смело сказать, что без бунтарской лирики Чака Ди – хип-хоп 80-х и 90-х не приобрел бы своих отличительных черт, той радикальной силы, которая некогда помогала небезысвестным Хьюи П. Ньютону (Huey Percy Newton) и “Черным Пантерам” нести ответственность за свою семью и свой район в условиях полного игнора и дискриминации со стороны властей.
В Москву Public Enemy заехали не впервые. Судя по многочисленным заявлениям в СМИ перед концертом, впечатления от выступления 7-милетней давности у рэпперов остались самые теплые. По их словам, московская публика очень восприимчива и живет на волне хип-хопа. Так то может оно и так, только посмотреть на основателей народного революционного рэп-ополчения пришло, мягко говоря, совсем уж немного желающих…от бара до самой сцены можно было пройти практически без сопротивления. По мнению организаторов, этому есть только одно разумное объяснение: нынешнее поколение любителей хип-хопа просто в силу возраста не знает (не понимает) Мистера Чака Ди и Флэйво Флэва ибо период взросления первых пришелся на период непродолжительного творческого забвения вторых (середина 90-х годов). Если учесть, что концерты западных звезд хип-хоп сцены воспринимаются в столице на ура, равно как и то, что незабвенный Стас Михайлов собирает два дня подряд Кремлевский зал и на следующий день организуется третий дополнительный (по просьбам поклонников) – то никакого разумного объяснения тут и в помине быть не может!
Но тем, кто не поленился заглянуть в этот вечер на встречу с детством и фундаментальным хип-хопом, было уготовлено воистину шедевральное шоу.
Сначала на сцену выскакивают пугающего вида темнокожие парни, одетые в милитари песочного цвета, в черных кобурах которых пряталось что-то, с чем совсем не хотелось бы познакомиться. После короткого хореографического представления блюстители порядка занимают свое место по обе стороны сцены и, представление начинается!
Первым берется за руль как и положено лидеру Чак Ди, вдруг, словно из-под земли выскакивает “Yeaahh, boy!” Флэйво и начинает дрыгаться и извиваться подобно змее на раскаленной сковороде, чем сразу же сносит головы собравшихся: “Brothers gonna work it out” – так здороваются со столицей Public Enemy! Что тут началось: Шум, Гам, Крики! “Это действительно они, мать их!”, “….., именно это я и ждал!” – вот неполный список возгласов сыпавшихся в адрес группы, которой, как и часам Флава не ведомо чувство времени и пространства. “Москва, вам хорошо? Нам – ……., и щас мы вдарим как следует!”, - разодевшийся Флэйво выуживает из под майки свои нагрудные часы и трубит на весь мир свой хит “911 Is a Joke”! На протяжении двух часов ветераны сцены (Флейво – 51 год, Чак Ди - на год моложе) рубили свои золотые и платиновые темы, как безумный дровосек хвойный лес - в итоге была вырублена приличная поляна их славной дискографии, однако никто от этого не пострадал. Ни Чак Ди отправившийся в плавание по рукам поклонников, ни человек-шоу Флэйво, нырявший в толпу трижды и показавший забавный мастер-класс игры на ударной установке. Ни, тем более публика, местами сильно далекая от идей “Черных Пантер” и хип-хопа в целом и отплясывающая безумный фанковый танец Врага Народа. Были еще якобы незапланированный “выход из толпы” русского ударника, и пара MC с улицы, один из которых настолько понравился Чаку Ди, что он c трудом дождавшись окончания “спича” поспешил заключить его в свои отеческие объятия. Да что тут говорить! Просто нужно было быть там и чувствовать атмосферу, которую создали живые легенды рэпа.
Под занавес “отцы” порадовали народ пламенной речью, смысл которой сводится к тому, что “каждый человек независимо от цвета кожи и разреза глаз должен думать и понимать, что на самом деле творится вокруг, любить природу, знать и уважать свои корни и относится с пониманием к окружающим. Возможно, тогда все беды и войны закончатся. Необходимо ценить мир, быть ближе друг к другу и в любой момент быть готовым скооперироваться и дать жесткий отпор тем, кто захочет покуситься на самое дорогое, что у нас есть – свободу!“
Fuck Racism!
Для тех, кто по совершенно мистическим для нас причинам пропустил это фееричное представление, и тех, кто хочет увидеть как, на самом деле, закалялась сталь, есть одна новость – Public Enemy обещали вернуться.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)