МУХА  "Или ты хочешь хорошо кушать, или ты хочешь остаться в веках"

Историю группы Муха когда-нибудь экранизируют, и это будет очень романтичное кино. Саша Чугунова и Антон Якомульский, лидеры-основатели команды, рассказывают о параллельной реальности: "Если войти в ДК на окраине Москвы, то увидишь размашистые автографы звезд, которых не знает никто. У них нет даже записей, но они собирают залы. Мы репетируем в ДК и видим это - как приезжает артист, как он идет на сцену: он собран, глаза наштукатурены, рядом костюмерша, целая группа - и все зарабатывают".

Историю группы Муха когда-нибудь экранизируют, и это будет очень романтичное кино. Однажды встретились два музыканта: Антон был барабанщиком в группе Ногу свело, Саша писала поп-хиты под именем Саша Ч. Оба были заняты своими проектами, работой и разнообразными обязанностями. Но тут случилась некая "химия", в результате которой оба забросили свои группы, личную жизнь и карьеру. И начали вдохновенно творить, наплевав на все остальное.
Поначалу вся эта история не встретила понимания ни у коллег, ни у друзей, ни у слушателей. Но постепенно песни группы начали появляться в эфире, образовался постоянный состав, сложился репертуар. "Муху" стали узнавать на улицах, а на концертах ощутимо прибавлось народу. Можно ли считать это успехом? - Пожалуй, серьезным шагом к нему. Выпустив в минувшем году пластинку "Альбом для рисования", команда добавила к своей коллекции хитов мощный сингл "Не жалей о них", занявший верхние строчки в нескольких хит-парадах. Как музыканты собираются закреплять этот успех и что помогает им в этом, а также о параллельной реальности в старых ДК и о испытании славой Звукам рассказывают Саша Чугунова и Антон Якомульский, лидеры-основатели команды.

Звуки.Ru: - Друзья, я очень люблю спрашивать музыкантов, чем они вдохновляются. Что интересного вы пережили этим летом?
Саша Чугунова: Лори Андерсон (Laurie Anderson) послушали последний альбом.
Антон Якомульский: В силу того, что я всю жизнь за рулем и мне нравится состояние дороги, мы вместе совершили путешествие на машине. Сначала мы проехали около 3000 км по России - съездили в Астрахань на рыбалку, пожили там на необитаемом острове, а потом поехали в Черногорию. Проехали несколько стран, достаточно долго ехали по горам (что само по себе впечатляет, даже если тебе на горы насрать) - и по Карпатам, и по сербским горам, и по черногорским горам. Видели ущелья, очень страшный серпантин... Потом мы две недели жили в пиратской бухте, среди гор на берегу - это было все очень красиво. Мы не знали, что происходит в Москве, и вот один раз мы залезли на YouTube и увидели это...
Саша: Мы посмотрели очень хороший фильм. Я не знаю, кто его сделал, Антон нашел его на Facebook. "Как я провел это лето" - про туман, про смог, про людей в масках. Мы были шокированы, потому что по телефону люди звонили, говорили: "Мы умираем здесь!".
Антон: Я себя поймал на мысли, что я сижу и смотрю фильм "Туман" по Стивену Кингу. Потому что мы сидим в идеальных условиях и просто наблюдаем со стороны то, чего быть не может.
Саша: Сидит Антон, попивает черногорское вино "Брамс" и говорит: "Да-а-а-а, в Москве, конечно, пи*дец".

Звуки.Ru: - Сейчас наши посетители, прочтя все это, просто закидают вас тухлыми помидорами...
Саша: У нас все это вышло абсолютно случайно. Просто не было концертов, мы решили пластинку дописывать осенью и все разъехались. Я дико счастлива, потому что вечно ношусь со своей паранойей относительно болезней... Люди, которые прожили здесь лето, причисляются к группе риска.
Антон: Рисковые парни живут в Москве!
Саша: Мне страшно. Если бы я пережила это лето в Москве, я бы уже оббегала всех врачей, сдала бы все анализы и написала бы песню на эту тему. Вот что впечатляет нас - различные катаклизмы.

Звуки.Ru: - Сейчас опять кругом происходят мощные социальные потрясения, вновь рок пошел на баррикады. Все это время Шевчук, Кинчев и другие рокеры старой формации продолжали работу. Они всю дорогу никуда не девались, а сейчас вот про Химкинский лес стали петь. Что это за явление, и насколько вы готовы к нему примкнуть?
Саша: Это шоу-бизнес.

Звуки.Ru: - Вас вообще можно вытащить на баррикады?
Саша: Нет, мне кажется, нет.
Антон: Ты знаешь, в 91-м году я был на баррикадах...
Саша: Не понравилось, ушел, да? (cмеется)
Антон: Если помнишь, бы концерт "Рок на Баррикадах", но тогда, на мой взгляд, было более значимое событие. Стране предстояло выбирать коммунизм или капитализм (или что там у нас сейчас происходит?). И после этого события я понял, какой это шоу-бизнес, и что я лезть туда не хочу и никогда с политикой не хотел бы связываться. Для этого нужно понимать немного в устройстве общества - вот сейчас, например, нужна эта партия, потому что она вытянет в эту сторону, а потом другая, которая лучше управляет другими процессами... Ну, как в Америке... Мне не хочется примыкать к этому. Это все равно случится - та дорога все равно пройдет через тот же Химкинский лес. Можно, конечно, помахать руками или сделать вид, что какое-нибудь решение найдется.
Саша: Да, уезжайте из Москвы! Мне кажется, лучший вид помощи родному городу - уехать из этого города и не покупать квартиру в этом доме. Смешно протестовать против убийства животных, если ты жрешь свинину.
Антон: Есть хорошая фраза - "если хочешь изменить мир, измени себя". Настолько ли ты идеален, чтобы идти на баррикады и что-то декламировать? Что ты, бычки никогда не выкидывал из окна автомобиля?

Звуки.Ru: - Мы так можем договориться до знаменитого мема "Сперва добейся" и "Начни с себя": на высказывание собственной позиции имеет право только ограниченное количество людей, у которых над головой нимбы святятся...
Саша: Ты имеешь в виду - кто управлять должен? Кто должен стоять на баррикадах?

Звуки.Ru: - Нет, дело в том, что чаще всего каким-либо процессом управляют люди, которые внутри себя никакой уверенности в собственной правомощности не имеют.
Антон: Я понял, про что ты говоришь, и тем не менее, я хотел бы остаться аполитичным. За хорошее дело я пойду и по возможности поведу за собой друзей. Но я должен быть уверен в том. что это дело - стоящее.
Саша: Если уж выступать и бороться за что-то, то я - скорее в стороне Дины Корзун и Чулпан Хаматовой, которые спасают детей. Я лучше за это пойду выступать. Нам предлагали играть концерт, чтобы спасти одного мальчика - мы сразу согласились, даже не думали. К сожалению, эта акция не состоялась (что-то случилось с организацией). И я сейчас это говорю, потому что если бороться - то за стоящие вещи.
Мне кажется, что часто люди, которые честно борются за идею,- им бы лишь бы бороться: главное - борьба, война, страдание. Красной нитью через творчество многих коллективов идет тема борьбы, войны, протеста. И им, в общем-то, не важно, откуда черпать эту энергию - они все равно будут бороться. Даже если все будет идеально, они в раю будут бороться.
Антон: Если говорить о музыкантах, то, наверное, музыкантов спрашивать об этом глупо, потому что ты оцениваешь творчество, зная людей, зная их поступки. Это не очень правильно и не очень интересно, потому что музыка рассчитана на то, чтобы человек ее послушал и принял или не принял, оценил или не оценил.

Звуки.Ru: - Есть огромное количество людей, вокруг которых постоянно поднимается хайп в силу острой социальной направленности их работ. И, естественно, есть протестные течения, даже в той же журналистике. Вот сейчас мы все наблюдаем скандал вокруг Боно (Bono) и его фонда помощи странам третьего мира: его обвинили в том, что только 1 процент поступающих в фонд денег тратится на собственно нужды жителей стран третьего мира.
Саша: Зато он сотрудникам платит - стольким людям обеспечил работу.
Антон: Есть такой интересный факт в моей биографии - я эндорсер нескольких музыкальных фирм. Что такое эндорсмент - тебе бесплатно дают какое-то оборудование, на котором ты работаешь и которое ты представляешь. Периодически ты можешь брать раз в год дополнительные примочки. И вот я как-то обратился в одну контору за "пополнением", а мне сказали следующее: политика фирмы изменилась, и, так как Россия входит в Восточную Европу, это для нас - страны третьего мира, и для вас будут определенные расценки. Я сказал: вы знаете, у меня достачно денег, чтобы никогда не пользоваться услугами вашей фирмы и достаточно авторитета, что уговорить всех знакомых не пользоваться вашими услугами. Отношение тут же изменилось. Это о "странах третьего мира". Но вообще-то, когда музыкант лезет в политику, на этом он как музыкант заканчивается.

Звуки.Ru: - Речь идет о том, что очень часто музыканты становятся интрументом подобных течений не сознательно...
Антон: Но чаще всего - сознательно. Это отличный бизнес и это серьезные деньги.

Звуки.Ru: - Вам, я знаю, такие предложения поступали...
Антон: Поступали, да. Я слышал от одного бизнесмена такое высказывание: когда в бизнесе уже делать ничего, человек идет в политику.

Звуки.Ru: - Хорошо, давай представим, что ты становишься министром культуры - я в последнее время очень люблю эту тему. Вон, пожалуйста, недавно джазмена Олега Киреева назначили советником по культуре президента Татарстана. Человек получает интрументарий, - возможно, формальный, но все равно у него есть возможность воспользоваться им для решения проблем. Допустим, тебе говорят: Саша, завтра у тебя выступление в Белом доме...
Саша: Во-первых, я буду долго готовиться...
Антон: Для спасения человечества еще в Библии был придуман Ноев ковчег - каждой твари по паре. Если быть министром культуры, то нужно попытаться удалить перекос - у нас есть поп-культура, а процент остальной культуры совсем маленький. Нужно все сделать поровну.

Звуки.Ru: - Дотации независимым артистам?
Антон: Не дотации, а, скорее, площадки.
Саша: Трибуну предоставить. Это вообще на поверхности лежит. Как поется в песне Noize MC, "Е*ал я первый канал, и второй я тоже е*ал". Есть куча музыкантов - наших, молодых, русских - которых слушатель не знает. Нужно сделать так, чтобы в телевизоре были немного другие лица.

Звуки.Ru (иронически): - Телевизионные квоты!.. Эфирное время!..
Саша: Для музыканта, если ему есть что сказать, народ - лучший судья. Антон - сторонник навязывания.

Звуки.Ru: - У вас ведь были периоды очень хороших ротаций...
Саша: Сейчас - как раз такой период. Как выяснилось, прошлого периода (это был 2006-й год) было недостаточно: если на и узнавали, то только в Москве и на каких-то крупных мероприятиях. Должно быть какое-то критическое количество эфиров, после которых что-то начинается. Но не всем нужны эфиры, если вспомнить того же Noize MC, но, с другой стороны- это протест.

Звуки.Ru: - Ты сейчас говоришь с человеком, у которого нет телевизора вообще. Меня миновала Надежда Кадышева.
Саша: Надежда Кадышева - это еще не самое большое зло...

Звуки.Ru: - Какая песня отвратительнее - "Дым сигарет с ментолом" или "Ах, какая женщина!"?
Антон: Между прочим, песня "Дым сигарет с ментолом" записана там, где мы сейчас репетируем.
Саша: Мне кажется, есть много горадо более отвратительных песен!
Антон: "Белая стрекоза любви"!
Саша: Нет, "Белая стрекоза любви" - за гранью добра и зла. Это вообще не песня.
Антон: Мы как раз летом остановились под городом Ковель в мотельчике. Мы там были единственными посетителями, пришли в ресторан, все очень по-доброму. Чтобы нас порадовать, они включили музыкальный аппарат.
Саша: Это была Вера Брежнева, "Я знаю пароль", это была группа Потап и Настя Каменских, это были "Черные глаза" - кошмар! (делает большие испуганные черные глаза).
Антон: Готовили еду довольно долго, а потом мы ели, а потом мы пили, и там в это время сидели другие посетители, которые под такую музыку непрерывно танцевали, поэтому диск постоянно воспроизводился в режиме random... Это был ад.
Саша: Я периодически включаю телевизор и узнаю о существовании артиста... как же его... Денис Майданов? Стас Михайлов, вот! Кто это?! Оказывается он собирает огромные залы, КДС, Лужники, Олимпийский. У него такое количество гастролей, что ему некогда приехать в Москву.
Антон: Существует некая параллельная реальность. Когорта артистов, про которых не знает вообще никто. Существуют дворцы культуры на окраинах Москвы - если войти в такой ДК, то увидишь размашистые автографы звезд, которых не знает ни одна живая душа. У них нет даже записей, но они собирают залы. Мы репетируем в таком ДК и видим это - как приезжает артист, как он идет на сцену: он собран, глаза наштукатурены, рядом костюмерша, целая группа - и все зарабатывают. Недавно мы наблюдали, как такому певцу пришлось выступать перед абсолютно пустым залом - видимо, организаторы не успели бесплатные билеты по разнарядке во все окрестные дома ветеранов и военные части отдать.
Саша: Нас на журфаке спрашивали: кто вы такие, чтобы подтягивать под себя народ? Я уверена, что телевидение не должно сползать до уровня аудитории, но при этом и подтянуть до своего уровня эту аудиторию невозможно. Просто нужно найти своего слушателя или зрителя. Есть аудитория у джаза, есть у Майданова... Другой вопрос - что должно быть на телевидении?

Звуки.Ru: - А телевидение вообще должно быть? Есть некоторая абсолютная аудитория, и борьба происходит за нее? Есть масовый зритель, интересующийся музыкой?
Саша: Нет, его нет.

Звуки.Ru: - Если его нет, почему он для вас так привлекателен?
Антон: На самом деле, нам очень нравится говорить о том, что невозможно. Быть на телевидении невозможно. Но интересно об этом рассуждать.

Звуки.Ru: - Мы весной смотрели фильм о исландских группах - "Screaming Masterpieces". И вот сидит гитарист Sigur Ros и говорит: в Исландии все группы такие странные, интересные, сумасшедшие и авангардные потому, что "мы все четко знаем, что максимум кто придет тебя послушать - это твоя мама, друзья и любимая собака, и тираж у тебя дисков будет 200 экземпляров..." Такой подход дает абсолютную свободу творчества.
Саша: Я не говорю, что музыканты должны подстраиваться под каналы - я говорю, что каналы должны подстраиваться под музыкантов. Или хотя бы показывать больше разной музыки. Человек, который стоит у руля какого-то СМИ, никогда не скажет, как тебе нужно написать, чтобы он взял тебя в эфир. Он говорит, почему он не взял тебя.
Антон: Когда наша песня попала в ротацию, мы стали получать звонки от своих коллег с вопросами, сколько денег мы заплатили.

Звуки.Ru: - Выросло поколение артистов, которые знают, сколько стоит ротация. Это уже воспитанное знание.
Саша: Это страшно.
Антон: Я по прошлому своему проекту помню все эти "заносы денег". Я лично не заносил, директорат для этого есть. Но это было, хотя все отводили глаза и делали вид, что все честно.
Саша: Одна аудитория знает, что нужно "занести денег", а другая.... Мне недавно написала девочка одна - просит написать ей хит. "Саша, напиши мне хит!" Это ставит меня в ступор. Что такое хит и что ты от меня хочешь? Люди хотят быстрой славы!

Звуки.Ru: - Тебе комфортнее в честной ротации, которая соберет три калеки, или тебе комфортнее. когда придет целый стадион, но ты знаешь, что за эти песни "занесли"?
Антон: Давай начнем с того, что гигантский стадион ни за одного из наших артистов, за которого платят наши продюсеры, не придет - это факт. Потому что хорошие песни бесплатно возьмут все равно.

Звуки.Ru: - Речь идет о звездах, за которых реально платят.
Антон: Пафос, с которым представляются артисты, типа "Вася Пупкин - будущая звезда Евровидения" - это все звучит офигенно. Но эти проплаченные проекты в итоге не работают. Мы обратились к одному мейджору - они нам сказали: "мы с артистами работаем от 300 тысяч". Мы-то знаем, что у них на лейбле никто стоящий еще не вышел. Просто всех приучили платить, в умах людей это живет. Это самый простой путь. Но вот есть группа ДДТ. У нее все лавры заслуженные. Это не сделанный проект - это группа, которая шла к своему успеху долго. Машина Времени шла долго, Сплин шел долго, Мумий Тролль шел долго. Понятно, что у Сплина уже тогда была некая схема, отработанная у Пономарева, но все было естественно - это все-таки по-настоящему.

Звуки.Ru: - За это время, пока ты идешь к успеху, твои же музыканты могут подрабатывать для тех, кто "заносит". Ведь у вас есть состав, и всем надо что-то кушать?
Саша: И нам надо что-то кушать, поэтому я до сих пор работаю журналистом.
Антон: А я вот говорю: вы у меня все деньги отнимите - я все равно буду работать. Я найду, как поесть, у меня есть физиологическое желание этим заниматься. Наши коллеги, слава богу, нас за это даже больше уважают. Говорят: "Я работаю в казино, а вот вы берете и песни делаете".
Саша: Просто выбор сделан - или ты хочешь хорошо кушать, или ты хочешь остаться в веках. Очень часто люди, которые пишут хорошие песни, поначалу голодают. Это нормально.

Звуки.Ru: - Мы как-то у Патти Смит (Patti Smith) спросили: "Что Вы посоветуeте родителям молодого музыканта?". Она сказала: "Перестаньте его кормить".
Антон: Это очень правильно.

Звуки.Ru: - Вот у вас были песни о переживаниях, которые хочется ощутить. Насколько песни программируемы, и насколько они программируют жизнь?
Саша: Я об этом очень много думала. Песни, которые вообще никуда не вошли из моего прошлого проекта - они все были о любви. Пока я упивалась этим состоянием отсутствия любви и желанием влюбиться или почувствовать, пока об этом писала - не получалось ничего. Как только мы познакомились с Атоном, он сказал мне: "Послушай, это все хорошо, но это девичьи сопли, понимаешь?". Меня это ужасно обидело: ведь о чем же еще писать?! Но как только ты начинаешь писать на другие темы... Вот у нас была песня "Микрофон" - изначально это была песня о любви и страданиях девушки ("Зачем ты пришел меня помучать?"), но мы сделали из этой песни рок-н-ролл. Cтали получаться песни не о любви, а о чем-то постороннем. У нас сейчас вообще песен о любви нет - при этом я чувствую себя в душе горазо лучше, чем когда писала об этой страдальческой любви. Вообще на позитив надо настраивать себя.
Антон: Можно усраться хотеть написать песню-комедию, или трагикомедию или частушки - но тебе пришло вот это и ты по этой дорожке идешь. Желание написать - это желание возбудить в все все эти центры, увидеть видеоряды, чтобы организм заработал и он начал что-то выдавать. Это единственное, что можно спрогнозировать.

Звуки.Ru: - То есть то, что говорит Пол МакКартни (Paul McCartney) - что есть песни, которые хотят быть написанными,- это, в вашем случае, абсолютная правда?
Саша: Конечно! Или как Джек Уайт (Jack White) сказал: "Я вижу, в этой гитаре есть песня".
Антон: Правда, у меня есть знакомые, которые, чтобы написать песню, берут известную песню, допустим, группы ABBA. Они берут гармонию, зная, что эта гармония в свое время "выстрелила" и народ любит ее, и тупым переставлением нот пишут песню. Так работают очень многие.

Звуки.Ru: - У вас есть песни, о которых вы жалеете, что не вы их написали?
Саша: Да миллон! Но это белая зависть, скорее.
Антон: Знаешь, наверное вся фонотека IMA, Capital Recods. Мне очень нравится песня группы ELO "One Summer Dream".

Звуки.Ru: - А исполнять ты ее не пробовал? Тебе бы пошло, мне кажется.
Антон: Под впечатлением это этой песни была написана песня "Акварель", так что, по большому счету, это - тоже трансформация.
Саша: Это - трибьют!

Звуки.Ru: - Когда-нибудь на ваши песни тоже будут делать трибьют-каверы. И вы будете над этим смеяться.

18.10.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

МУХА - свежие публикации:

Сайт: www.mookha.com

МУХА

Дата образования:

1 января 2006