На концерт Джо Кокера (Joe Cocker), как и на концерт любого "рок-старичка" всегда идешь с замиранием сердца. А ну как совсем сдал - ведь не мальчик уже? При этом, по большому счету, ничего, кроме голоса и нет: он не сочиняет, не аранжирует и вообще старается максимально дистанцироваться от звукозаписывающего процесса. Его задача проста: подойти к микрофону и спеть.
Впрочем, у Кокера есть еще одно незыблемое достоинство - безупречное чувство вкуса. "Абы что" он петь не будет никогда: песни для своего репертуара он отбирает чрезвычайно тщательно. Ему ведь надо их не просто пропеть, а прожить, прочувствовать. И передать свои чувства с помощью уникального голоса. Вот и волнуешься поневоле: а ну как что-то случилось с этим голосом?
Московский концерт для Кокера был не просто концертом - именно кремлевским выступлением открывается европейский тур музыканта, посвященный выходу его нового альбома "Hard Knocks", "авторской" пластинки, большая часть материала которой написана продюсером Мэттом Серлетиком (Matt Serletic), работавшим до этого с Matchbox 20, но теперь решившему прикоснуться к истокам рок-н-ролла. Сам Кокер называет новый альбом "возвращением к корням" и величает его чуть ли не лучшей своей записью, сравнивая с легендарной пластинкой "Organic".
Зал Кремлевского дворца заполняется на удивление быстро: тут и длинноволосые рокеры, вспоминающие, как юный Кокер "отжигал" на Вудстоке, и дамы бальзаковского возраста, вздыхающие по умудренному "позднему" Кокеру и совсем юные девушки, которые, весьма вероятно, любят танцевать для своих молодых людей под "You Can Leave Your Hat On". Кокер - он вне времени, эдакий вечер воспоминаний для любой категории зрителей.
Гаснет свет - и забавной походкой вразвалочку Кокер подходит к микрофону и рвет с места в карьер. Звучит заглавная песня нового альбома - "Hard Knocks" Марка Бруссарда (Mark Broussard), и отлегает от сердца: Кокер прежний. Нет, не так: Кокер - неизменный. Все та же мощь голоса, которую он до поры до времени бережет, начиная куплет чуть вкрадчиво и активизируясь чуть ближе к окончанию музыкальной фразы. Так тигр перед прыжком предупредительно рычит - вот и Кокер издает сперва утробное урчание, и лишь потом из его глотки вырывается оглушительный рык, который "достреливает" через весь зал кремлевского дворца, нивелируя все огрехи аппаратуры.
И здесь же фирменная концертная стойка Кокера - корпус чуть наклонен вперед, локти прижаты к бокам, а кисти рук двигаются в такт музыке. Кокер перебирает пальцами, словно играя на невидимом инструменте, в этом движении - весь пульс его пения, весь его нерв. На сцене нет никаких декораций, только Кокер да его группа, но движения рук Джо завораживают похлеще любых спецэффектов.
Сет-лист концерта выверен Кокером до филигранности: сперва надо поощрить зрителя опытного, не ждущего от маэстро череды хитов. Кокер начинает с вещей нетривиальных и во многом "загадочных", для радиослушателя малознакомых. Зато для фанатов Кокера - чистое раздолье! Судите сами: вот "Feelin' Allright" от Traffic, в которой Кокер начинает кокетничать с бэк-вокалистками, и проникновенная "Up Where We Belong", и яростная "Hitchcock Railway", в которой Кокер демонстрирует всю силу своего голоса, порой забираясь на "верха" с той же легкостью, что и в молодые годы.
И только подобравшись к середине концерта, Кокер лукаво улыбается и затягивает "You Are So Beautiful" Билли Престона (Billy Preston), которую оглушительной овацией встречает весь зал. Но эта песня - бенефис не только Кокера, но и еще одной легенды рок-музыки. На "Хэммонде" Кокеру аккомпанирует легенарный Майк Финниган (Mike Finnigan), за честь поиграть с которым считали все рок-гранды, от Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) до Дэйвида Ковердейла (David Coverdale). Финниган играет удивительно мягко, ненавязчиво, лишь иногда "пришпоривает" орган и разражается ураганным пассажем: поневоле вспомнишь, что Джон Лорд (Jon Lord) именно Финнигана называл в числе самых уважаемых клавишников!
И вот - дождались: один хит следует за другим. "Summer In The City", "N'Oubliez Jamais", битловская "Come Together", "My Farther's Son", которую Кокер в последнее время играет все реже и реже, но в программу московского концерта все-таки решил включить. Тигр раздухарился - нет-нет да и подскочит перед микрофоном, но это так, разминочные прыжки, все самое главное еще впереди. Кокер поет без передышки, практически не делая пауз между песнями, лишь один раз позволяет себе пошутить: "У нас первый концерт тура, а я, кстати, побаивался ехать в Россию... Пожары тут у вас летом, дым - я по телевизору видел. А сейчас смотрю - ничего так, нормально".
Три "визитки", три старших козыря выкладываются на стол под самый финал. Сперва, естественно, играется "You Can Leave Your Hat On", вслед за ней - "Unchain My Heart", а затем луч прожектора выхватывает Финнигана и он начинает играть знакомый всем рок-фанатам органный пассаж... Начинается "With A Little Help From My Friends", услышав кокеровскую версию которой сам Джон Леннон (John Lennon) сказал: "Мне не верится, что эту песню написали мы". И это, конечно же, жемчужина, бриллиант, главное блюдо - Кокер выкладывается так же, как в 60-е и 70-е, голос его не слабеет, кажется, что стены вибрируют от запредельной мощи его вокала. Финниган разгоняет органную партию - и обрушивает финал в нервно пульсирующую "Delta Lady", после которой Кокер принимает охапки букетов и ненадолго удаляется за кулисы.
На бис - еще один реверанс в сторону обожаемых The Beatles - ленноновская "She Came In Through The Bathroom Window" и финальная "Cry Me A River" Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), которая играется нарочито прифанкованно, а Кокер поет ее немного развязно, расслабляя публику перед неизбежным концом концерта. Концерта, полтора часа которого пролетели словно на одном дыхании.
Кокер ошеломил, поразил, восхитил. В этих джунглях есть только один царь зверей. Истинный хищник рок-н-ролла, вышел на сцену Кремлевского дворца, предупредительно рыкнул и незамедлительно атаковал.
Дата рождения:
20 мая 1944
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)