С группой Placebo меня регулярно разводили обстоятельства. Из нескольких их московских концертов в разные годы мне до сих пор не доводилось увидеть ни одного, причем всё шло к тому, что не доведется и в этот. Сначала этот сумасшедший аншлаг (что уж говорить, площадка им нужна заметно больше "Арены", даже при двух концертах), затем – внезапная остановка вчерашнего концерта, по ходу которого Брайану Молко (Brian Molko) сделалось плохо. В свете этого, перед сегодняшним концертом слухи ходили самые разные – от того, что сегодняшнее шоу и вовсе отменят до версий о том, что сегодня в "Арену" будут пускать всех обладателей билетов на вчера, что при полном солдауте звучало просто устрашающе. Но видимо полностью выбрав за вчерашний день свою порцию неприятностей, Брайан, его группа и их фанаты сегодня собирали кармические долги.
Около "Арены" мы появляемся в девять с минутами, и клуб-тысячник уже привычно встречает нас километровой очередью. Двигается она, правда, быстро, и публика в ней была вполне мила – большую часть составляют девочки лет двадцати. Особо экзальтированные персонажи обитают здесь, судя по всему, с утра. На стене клуба организаторы заботливо развесили информационный листок – расписание кофе-брейков (!) для фанатов, подробности по поводу вчерашнего концерта и правила выживания в большом клубе. В общем, организовано всё на редкость пристойно. Вдоль очереди ходят барыги с предложениями провести всех желающих в обход (500р с человека), но необходимости в этом нет никакой, никто не сомневается в том, что успеет войти до начала концерта. Так и есть, примерно в девять сорок пять мы преодолеваем кордоны и попадаем внутрь. Народу там, конечно, дофига, но давки нет, во всяком случае, если не пытаться идти к сцене. Видно издалека вполне неплохо, и даже с вентиляцией в кои-то веки порядок.
Placebo появляются на сцене ровно в десять и начинают со старенькой "Nancy Boy", нервной и тяжелой. На сцене аж шесть человек – помимо Брайана Молко, Стефана Олсдала (Stefan Olsdal) и Стива Форреста (Steve Forrest), нового барабанщика, в живом составе еще один гитарист Ник Гаврилович (Nick Gavrilovic), обитающий по центру, соседству с барабанщиком, и двое клавишников, которые занимают фланговые позиции. Справа – незаметный Билл Ллойд (Bill Lloyd), слева – эффектная блондинка Файона Брайс (Fiona Brice). Файона в группе совсем не для красоты, она работала над аранжировками к альбому "Meds", а также записывалась с Патриком Вульфом (Patrick Wolf), играла в живом составе у Канье Уэста (Kanye West) и так далее.
Звук на первой песне заметно плавает, особенно это касается вокала Брайана – он то забивает весь остальной микс, то проваливается. Но минуты за три звукорежиссеры успевают всё наладить, и ко второй песне звуковая картинка уже в полном порядке. Не знаю, как там Молко себя чувствует после вчерашнего, но на слух он в полном порядке. А визуально... Ну, он уже лет 15 как изображает живой труп и, кажется, этим горд?
"Ashtray Heart", одна из немногих по-настоящему хороших песен с "Battle for the Sun" живьем еще краше, с одной стороны расцветает пышным цветом весь этот стадионный духоподъемный мелодизм, с другой – прибавляется драйва и мощи. Вот примерно такого я от Placebo и жду. На контрасте третьей играют заглавную "Battle for the Sun", снова резкую и рваную. Определенно не мой любимый трек, но на нем, наконец, просыпается публика (все, а не только самая ретивая часть собравшихся у сцены) и зал входит в какой-то единый ритм. Файона здесь меняет клавиши на электрическую скрипку – это для неё на самом деле основной инструмент, но клавиши в современном мире более востребованы.
Из дополнительных спецэффектов есть огромный видеоэкран за сценой, чем-то напоминающий подобную конструкцию у Chemical Brothers (экранов с крупными планами по бокам нет, а жаль). Кое-где картинки на заднем плане оказываются очень в тему, вот например на "Kitty Litter" силуэты на экране двигаются в унисон с музыкантами, красивый ход. Свет в зале выстроен так, что вся картинка то и дело кажется черно-белой, что отчасти верно – надо ли напоминать, что цветных нарядов Placebo не любят.
Пора, наконец, и по старым хитам пройтись. "Every You Every Me" я ожидал услышать в конце, но рад ей конечно и сейчас. Свой главный хит Placebo играют в жесткой и ускоренной, почти панковской аранжировке без излишеств, а вокальный ритм Брайан постоянно "ломает" в духе того, как Боно (Bono) пел "Mysterious Ways". Далее на контрасте идёт "Special Needs" – мелодичная и задумчивая, но такая же хитовая. Стефан Олсдал здесь поёт вторую вокальную линию и выглядит в этой роли весьма неплохо. Вообще, этот хитовый дуплет – пока лучшее, что сегодня прозвучало. В концертных аранжировках Placebo акценты заметно смещены в сторону гитарного драйва. Второй гитарист здесь явно не просто так – стена звука в громких местах сделает честь любым пост-рокерам. А вот клавишников, даром что их двое, слышно далеко не всегда. То ли звук так отстроен, то ли роль им априори отведена второстепенная.
Второй всплеск наступает после еще нескольких песен с "Battle For The Sun" (как это часто бывает, концертное исполнение красит даже не очень убедительные рок-альбомы, но все ж таки я бы предпочел побольше старых вещей в сетлисте). Брайан затягивает акустическое вступление к "Meds", которому неожиданно подпевает едва ли не весь зал. По части знания текстов здешняя публика уверенно даёт фору заядлым фанам Depeche Mode или U2. Когда же музыканты, наконец, переходят к быстрой и шумной части, перед сценой начинается слэм, а мимо нас, спокойно взирающих на происходящее из задних рядов, проносится в направлении сцены стайка фанов. Те видимо тоже терпели и сохраняли рассудок до последнего, да душа не выдержала. "Teenage Angst" – отличный бодряк, хитовый и мелодичный, ранние Placebo в лучшем виде. Живая версия мощнее студийной раз в пять – какая плотность гитар, ах! Старые вещи не забыты, да и вообще дальше одни хиты.
Следующим номером Молко сотоварищи исполняют нирвановскую "All Apologies" ("это песня для потерянного друга" - чуть ли не единственные слова, которые произносит Брайан за вечер). Я, конечно, надеялся на "I Feel You" или, по меньшей мере, на "Running Up That Hill", но Курт из Молки тоже недурственный выходит. Основной блок завершает привычный уже дуплет "мелодичная песня – злая песня", в роли первой – "Song To Say Goodbye" (приятный сюрприз, все-таки на "Meds" и "Sleeping With Ghosts" немало шедевров) и "Bitter End" – снова на грани панка. Уход за кулисы получается чисто символическим, свет на сцене не гаснет, а в качестве интерлюдии минуты три играет классическая фортепианная пьеса.
Возвращаются музыканты под нарочито электронный, почти трип-хоповый бит. Я эту песню не узнаю, поначалу заподозрив в ней прайсовский ремикс на "Pure Morning", и большая часть публики пока тоже пребывает в неведении. И тут одна из стоящих рядом фанаток едва не бросается на колени – узнала! Таинственный трек при ближайшем рассмотрении оказывается новой песней "Trigger Happy Hands", что вышла бонусом к переизданию "Battle for the Sun". Это, конечно, не новая "Every You", но вещица с потенциалом, и электроника тут очень в тему.
Но лучшее Placebo все-таки приберегли напоследок. Маршевый ритм, разбавленный электронным шумом – так обычно звучат Nine Inch Nails. Но это, конечно, не таинственный кавер на "Closer", а хитовая песенка "Infra-red". Когда дело доходит до припева, на месте устоять уже невозможно. Вот он, стадионный рок во всей красе, мощный и духоподъемный. Высшая точка концерта – именно здесь. В воздух взмывает лес рук, многие из которых машут плакатами "Spacebo, Placebo!". Как у них, однако, все организованно – списывались, договаривались, печатали… А следом без паузы слегка переделанная "Taste In Men", еще один долгожданный старый хит, в конце концов уходящий в стену гитарного шума в духе My Bloody Valentine. На этом, пожалуй, стоит и закончить.
Единственный серьезный организационный факап поджидал нас, когда, казалось, все барьеры уже остались позади – на выходе. Гардеробом мы, конечно же, решаем не пользоваться, но и покинуть помещение просто так не удается. У выхода образуется самая настоящая давка, когда ты уже не контролируешь свои движения и плывешь в общем потоке. Плывешь, вроде бы, куда тебе и надо, но ощущение невероятно стрёмное. Причиной образования "бутылочного горлышка" оказался всё тот же гардероб – когда одни пытались вылезти наружу, другие норовили встать в очередь, создавая встречный поток. Благо, длилось это не долго, и минут через пятнадцать, мы уже входили в метро.
Выход несколько смазал общее впечатление, но о самом концерте можно сказать только хорошее – ничего подобного я от группы, находящейся явно не в высшей точке карьеры, не ожидал. Да, есть вопросы к сетлисту (как же так без "Pure Morning", "Special K", " English Summer Rain"?). Да, если бы я видел их в 2001-м в "зеленом театре", я может и заключил бы, что парни стали уже не те, но для первого раза впечатление сильнейшее.
Своим созданием команда Placebo обязана своему фронтмену Брайану Молко и его близкому другу – гитаристу Стефану Олсдалу.
Подробности из жизни:
Группа Placebo появилась на сцене в 1994 году. Своим созданием команда обязана
своему фронтмену Брайану Молко (Brian Molko) и его близкому другу – гитаристу Стефану Олсдалу (Stefan Olsdal).
Изначально группа называлась Ashtray Heart, но музыканты довольно быстро сменили название на общеизвестное Placebo.
Когда Брайан и Стефан только начали записывать свои песни, они пригласили давнего друга Брайана Стивена Хьюитта (Steve Hewitt),
который занял место барабанщика в начинающей группе. Многие из совместно написанных ими песен вошли впоследствии в дебютный альбом команды, но, к сожалению, Стивен не мог уделять много времени Placebo, так как у него был контракт с другой группой. Поэтому вскоре Брайану и Стефану пришлось подыскивать замену барабанщику и они пригласили шведа Роберта Шульцберга (Robert Schultzberg),
который когда-то играл вместе со Стефаном.
Стиль музыки Placebo во многом схож со стилем таких групп, как Radiohead и Muse. Но одновременно с этим он обладает…
1988 – Вячеслав Бутусов распускает «золотой» состав группы «Наутилус Помпилиус» »»
Ennio MORRICONE (1928)
George "Mojo" BUFORD (1929)
Hubert LAWS (1939)
Greg LAKE (1947)
Midge URE (1953)
Warren G. (1971)
Максим МЕЛЬМАН (1977)