Шотландцы Simple Minds несмотря на солидный возраст и обширный список хитов, не слишком популярны в России – похоже, что для них так и не нашлось места в сердцах отечественных меломанов: те, кто предпочитал синти-поп и трагическую романтику предпочли Duran Duran и Depeche Mode, а сторонники героического стадионного рока с уклоном в мир во всем мире единогласно проголосовали за U2. Возможно. Simple Minds с их крутыми виражами стиля оказались попросту непонятыми (хотя услышать их песню по радио проще простого, но далеко не каждый сможет ее опознать), а может быть, дело в фильме "The Breakfast Club", так не снискавшем у нас статус культового, хотя его саундтрек с участием Simple Minds буквально определил взгляды поколения американцев.
Несмотря на распады и реюнионы, сомнительные возвращения старых участников и вербовку молодых музыкантов, бессменным лидером Simple Minds остается Джим Керр (Jim Kerr). В мае он выпустил свою первую сольную работу под псевдонимом Lostboy! и немало осадил тем самым тех молодых да ранних, что нещадно эксплуатируют сентиментальную эстетику 80х на новый лад. Опыт оказался настолько удачным, что после нескольких гастролей (в том числе и со специальной электро-программой), Керр возвратился в студию и приступил к работе над новым альбомом.
Звуки.RU оторвали Джима от записи, чтобы узнать об искусстве управлять отелем, переменах в отношениях между музыкантом и слушателем, экспериментах со звуком и ностальгии.
Звуки.RU: Вы начали играть в составе панк-рок группы Johnny And The Self Abusers и многие сравнивают ход вашей карьеры с путем Билли Айдола (Billy Idol), также начинавшего в качестве панк-исполнителя, но затем переметнувшегося на сторону поп-музыки в шкуре новой волны. Кроме него можно привести многие примеры такого перехода – как вы считаете, насколько такой путь вообще был заложен в эстетике панка и насколько он был естественным для своего времени? Или же это все же был заранее просчитанный карьеристский шаг?
Джим Керр: Я не могу говорить за других, но в истории Simple Minds большая часть решений и идей приходили сами собой. Мы просто чувствовали, что должны поступить так, а не иначе. Мы начали вместе с той волной, которая подняла многих музыкантов, но затем выбрали свой собственный путь и наслаждались каждой
новой фазой, новым этапом в нашем творчестве. Я думаю, что немаловажно то, что даже в самые переходные, полные изменений моменты в жизни Simply Minds, мы не потеряли себя. За нами все равно оставался наш уникальный почерк и наши идеи, мы не отказывались от них, у нас не было драматических разрывов с прошлым, все текло и изменилось самым натуральным образом. А когда вы говорите про "панк", то здесь самое главное, что именно имеется в виду под этим словом… Если характерное звучание панка, то, мы же все знаем, как сильно оно устарело, каким клише оно стало за эти годы – но для меня панк не был просто звучанием и манерой игры, это было что-то на уровне мироощущения, стремления сделать все своими силами, жить по своему. И в этом смысле я по-прежнему панк-певец. У меня нет учителя. Когда я прихожу в студию и мне говорят "Давай, нам такую-то ноту в такой тональности" - и я не понимаю их, ни единого слова. Я выражаю себя в пении, мне нужно двигаться куда-то – и это именно то, чем для меня был панк: свобода, движение. И я думаю, что это главное, а не разбитые инструменты или выступления в крошечных грязных клубах.
Звуки.RU: А как вы вообще научились петь и играть на клавишных? У вас кто-то в семье занимался музыкой?
Джим Керр: Все, чему я научился, я научился сам и только благодаря своему интересу и терпению. Я тратил много времени и, наверное, тратил бы меньше, если бы мне кто-то помогал, но я люблю добиваться поставленных целей сам. Чтобы стать хорошим исполнителем нужно время и желание работать над ошибками.
Звуки.RU: Что касается вашего нового альбома Lostboy – вы продолжите сольные опыты?
Джим Керр: Я уже готовлю вторую пластинку! На днях мы будем договариваться со студией о вопросе аренды, так что, ждать осталось не так долго. Вместе с тем, мы уже работаем над новым альбомом Simple Minds… я хотел сделать Lostboy именно параллельным проектом, чтобы он не пересекался и не мешал тому, что мы делаем в составе Simple Minds. Главной проблемой на пути Simple Minds всегда было неумение распоряжаться своим временем, мы часто упускали нужные моменты. Надеюсь, что впредь все будет по-другому.
Звуки.RU: Когда у вас рождается песня – вы с самого начала знаете, что введете ее в репертуар Simple Minds или же оставите для альбома Lostboy? Или такое понимание приходит уже на стадии записи материала?
Джим Керр: Бывают песни, с которыми непросто определиться – они одинаково бы подошли обоим коллективам, но мне приходится выбирать. Но я всегда спрашиваю мнение коллег – если песня им нравится, то, скорее всего, исполнять ее мы будем вместе с Simple Minds. При этом, бывает так, что я пишу песни, которые не подходят ни Simple Minds, ни Lostboy! Они звучат совершенно по-другому и я еще пока не решил, что с ними делать. Мне нравится сам процесс сочинения песни, порой неважно, что будет с ней потом.
Звуки.RU: В истории Simple Minds было немало экспериментальных альбомов, и каждый раз вы сильно менялись. Сейчас вас не тянет на эксперименты? Или же вы выработали собственный звук и будете его придерживаться?
Джим Керр: Мы в любом случае будем меняться, но… поймите, я люблю песни, мне нравится эта форма – ее длина, структура, приемы. Я могу экспериментировать со звуком, но все равно на выходе будут именно песни с мелодиями, словами. Возможно, когда-то мне это надоест и я перейду к каким-нибудь импровизациям. не знаю. Но пока мне нравится тот вызов, который песня бросает своему сочинителю – ведь сделать песню по-настоящему запоминающейся и эффектной не так просто!
Звуки.RU: Когда вы выступаете с Lostboy и Simple Minds, какую разницу вы чувствуете между ними?
Джим Керр: Несколько недель назад у меня было два концерта подряд – один как Simple Minds перед 50 тысячами человек на стадион, второй же был клубный, пришло около четырех тысяч. Конечно, разница огромная! К тому же, с Simple Minds мы исполняем от 25 до 30 песен за концерт и люди слушают их совершенно по-другому – они, да мы тоже, выросли, повзрослели с этими песнями, они являются частью нашей общей истории. С Lostboy я играю песни, которые прежде никто не слышал!
Звуки.RU: Многие артисты, хорошо известные в Европе и США, пользуются умеренным спросом в России и, когда они приезжают с гастролями, они играют не на привычных стадионах, а в полукамерной атмосфере, что тоже своего рода эксперимент, давно забытое переживание для популярных групп – можно немного отдохнуть, расслабиться…
Джим Керр: Нет, это явно не наш случай! Когда мы играем перед десятью зрителями или перед десятью тысячами – без разницы, мы не позволяем себе расслабляться, мы всегда играем в полную силу.
Звуки.RU: Вы содержите отель и много путешествуете – вы что-нибудь заимствуете из чужих отелей?
Джим Керр: (Смеется). Нет, совсем ничего. Я не занимаюсь отелем, я поручил его людям, которые хорошо разбираются в этом. А я хорошо разбираюсь в том, как жить в отелях – это правда. Я люблю путешествия, новые места… Но не буду вас обманывать и выдавать себя за бизнесмена – это совсем не мой род
деятельности.
Звуки.RU: Что на ваш взгляд изменилось в музыке за последние десять лет?
Джим Керр: MP3. Это не ново, но музыкальный мир вряд ли уже оправится от столь масштабных изменений – а процесс еще не закончен! Музыка теперь перемещается по миру с немыслимой скоростью и в невероятных объемах. Музыка стала намного мобильнее, и это касается ее создания тоже. Забавно, что многие жалуются на гибель музыкальной индустрии, но вместе с тем, люди сейчас слушают намного больше разной музыки, чем раньше – они получили доступ ко всей мировой библиотеке произведений! Бесплатно!
Звуки.RU: А вы сами ищете что-нибудь редкое – какие-нибудь группы, которые хотели послушать в молодости, но так и не смогли?
Джим Керр: Да, конечно! Поверьте, я не из тех, кто критикует распространение музыки через Интернет потому что падают тиражи его дисков! Я полностью поддерживаю развитие и технологии – но просто нам надо задумываться, куда нас это ведет и стараться заглянуть вперед. Сейчас возможности просто невероятны – многие молодые музыканты, которые уже сейчас считаются звездами, порой присылают мне свои треки на Facebook – это, конечно, приятно и интересно, но я даже не могу представить себе, что я бы прислал свою песню, скажем, Дэвиду Боуи (David Bowie) в 78-ом. Технологии не просто ускоряют жизнь, они меняют все связи в обществе, вот что я хочу сказать.
Звуки.RU: То есть, сильно изменились отношения между музыкантами и слушателями?
Джим Керр: Именно! Раньше, человек выбравший судьбу музыканта немало рисковал – его неодобряли родители, он становился асоциален, он мог не добиться успеха и попасть в разные неприятные истории, в конце концов, даже полисмены тогда относились к "неформалам" по-другому… Сейчас все иначе – музыкантом быть весело и легко и, что меня больше всего пугает, так то, что в годы моей молодости в Англии еще был андеграунд, а сейчас его нет совсем. Современные группы записывают пару песен, и все Интернет-сайты уже захлебываются от восторга – идет шквал рецензий и интервью, людям буквально вбивают в головы любовь к "абсолютным новичкам", которые, при этом, всем успеют надоесть уже через полгода. В семидесятые единственным источником информации о панк-концертах в Шотландии было сарафанное радио, сейчас же о них пишут ведущие издания и ежедневные газеты. Даже тридцать лет назад никто бы в это не поверил!
Звуки.RU: Как вы считаете, есть ли что-то особенное у шотландских групп? Что-то, что отличает их от прочих команд из разных уголков Великобритании?
Джим Керр: Хороший вопрос… но мне сложно на него ответить. Когда мы начинали, в Шотландии толком не было своих рок-групп. Были фолк-составы, эстрада и свадебные бэнды. И всё. Сейчас всё по-другому – Шотландия не только показала себя как равноправная часть Великобритании по части рок-музыки, но и уверенно держится на мировом уровне. Что же до особенностей – мне кажется, мы все романтики!
Звуки.RU: Lostboy - очень ностальгическая запись, по звуку, по тем чувствам, которые вложены в песни. Вы сильно скучаете по тем временам?
Джим Керр: Смешно сказать, но я совсем не такой горячий поклонник ностальгии, как может показаться. Напротив, я всегда считал, что стоит смотреть вперед. Но, загадочным образом, когда я начал писать песни для сольного альбома, в моем сознании сами собой стали всплывать эпизоды из моего прошлого. Так что, это не
совсем ностальгия – это просто мои воспоминания о тех годах, о том хорошем и плохом, что было со мной тогда.
1970 – В этот день в 1970 году погибла непревзойдённая королева белого блюза и пионер женского рока Дженис Джоплин. Официальной причиной смерти специалисты называют передозировку опиатами »»
Torben ULRICH (1928)
Lloyd GREEN (1937)
Leon THOMAS (1937)
Bernice Johnson REAGON (1942)
Eddie GOMEZ (1944)
Nona HENDRYX (1944)
Duke ROBILLARD (1948)
Евгений ОСИН (1964)
Лена КАТИНА (1984)