Концерт Лорана Гарнье (Laurent Garnier) на день города интересен хотя бы как маленькая и случайная, но все-таки победа добра над злом. Понятно, что основная причина этого – не в том, что городские власти внезапно повернулись лицом к электронной музыке, а в том, что 2010-й объявлен годом Франции в России, а у Гарнье как по заказу через неделю премьера балета с его музыкой в Большом. Но всё равно же приятно! Поди ж ты, не Давид Гетта (David Guetta), и не какой-нибудь безвестный наследник Джо Дассена (Joe Dassin) – а именно такой ведь наша публика представляет французскую музыку.
"Вечер электронной музыки", как данное мероприятие именовалось на афишах, стартует непривычно рано, в 19-00, и помимо самого Гарнье включает в себя еще два выступления. Афиша непривычно точна – Laurent Garnier (Live), Scan X (Live), Дмитрий Алмазов (Bobina). Бобина это, надо думать, такой способ выступать – играет с бобины, причем с одной. Самое удивительное, что неподалеку висит расписание выступлений – уж совсем невиданная роскошь по меркам нашего городка. И, о чудо, оно соблюдается!
Сет Бобины удалось благополучно пропустить, на площади мы появились примерно к началу выступления Scan X. Француз играет с лаптопа унылый электрохаус, самое интересное в его представлении – собственного изготовления ремикс на "Stakker Humanoid". Под незатейливый саундтрек можно изучить публику, благо многообразие видов просто поражает. Гастарбайтеры, почтенного и не очень вида пенсионеры, подростки, не проходящие в клубы по возрастному признаку и даже городские сумасшедшие. Но большую часть, по крайней мере у сцены, составляет народ более или менее в теме – молодежь с "ягуаром" (который, к слову, тут не продают, но пронос алкоголя за кордоны – национальный вид спорта) и вполне приличная публика, пришедшая на артиста, которого неплохо знает. Вопреки прогнозам, контингент едва ли хуже, чем в "Гауди" год назад, плюс никто не ломится сквозь строй с четырьмя стаканами пива.
Отыграв положенные 45 минут, Scan X со сцены не уходит, при этом к нему присоединяется еще четверо музыкантов. Дело в том, что Scan X – полноправный участник банды Лорана Гарнье, в которой отвечает за идущие с лаптопа (или "машины", как его называл Лоран) ритмические подложки. Кроме этого, в группе есть духовая секция в лице саксофониста Филиппа Надо (Philippe Nadaud) и трубача Филиппа Анико (Philippe Anicaux), а также Бенджамен Риппер (Benjamin Rippert), играющий на клавишах и иногда на гитаре. Сам Гарнье играет роль дирижера - руководит музыкантами ("ну давай же, руби, не стесняйся!"), что-то подкручивает на пульте и изредка подыгрывает.
"Hey, are you here?", кричит Гарнье голосом профессионального тренера по фитнесу, и публика послушно воздевает руки к небу. Народу много, погода хорошая, звук в полном порядке, скоро закат, в общем все условия для крутого концерта соблюдены. Французы играют вроде бы тот же материал альбома "Tales of a Kleptomaniac", но аранжирован сет совсем по-другому, под большую площадку. Гарнье, по сути, играет первозданное detroit techno – тот самый техно-джаз или техно-соул, о котором так много говорили Деррик Мэй (Derrick May) и Хуан Аткинс (Juan Atkins). Удивительно, что нужной степени свободы и близости с джазом смог достичь мало того, что белый, так еще и европеец. Более того, француз!
Если в прошлый раз главными действующими лицами в группе были духовики, то теперь акцент смещен скорее на клавиши Рипперта. Тот играет много, разнообразно и с видимым удовольствием. Большая часть его партий – жирные и ретроградские аналоговые соло, на которых тот к тому же щедро крутит фильтры. Судя по звуку, стоит у него Moog Voyager или что-то ему подобное. Нередко Лоран специально прибирает весь остальной звук, чтобы дать Бенджамену посолировать – смотрите, смотрите, всё играется живьем!
Гарнье чувствует себя стадионным героем и осваивает роль конферансье:
- "It's really amazing to be here again…".
- "Говори по-русски, б#@!" – яга-дэнсеры тоже не лезут за словом в карман.
Ассоциации с концертом Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) напрашиваются сами собой. Монументальности тут, конечно, поменьше, но лайв безупречный и музыка хороша – уж насколько клубный танцевальный звук себя дискредитировал, но такие вещи как "тру техно в сочетании с джазом" работают безотказно, ноги и голова счастливы одинаково. Недостаток у площадки, пожалуй, всего один – наклон перед сценой идет не вверх, а вниз, то есть в 20 метрах от музыкантов не видно уже решительно ничего. Такая же проблема наблюдалась на фанковой площадке "пикника афиши" – организаторам опен-эйров все-таки стоит обращать на такие вещи внимание. А смотреть определенно есть на что – "Gnanmankoudji" музыканты превращают в отменный джазовый импровиз. "За что я люблю музыку, так это за возможность быстро перемещаться – в течение одного трека мы сейчас побываем в Детройте и Африке. Кстати, Gnanmankoudji это имбирный сок, от него в голове всё будто бы вспыхивает". Следом – совсем новая вещь, "Just Music", тоже вариации на детройтские темы.
"А теперь сыграем-ка мы что-нибудь странное!". Странным, конечно же, оказывается дабстеповый микс на "Freeverse" – куда более злой, чем альбомная "вторая часть". На ломаные басовые вибрации публика неожиданно отвечает безудержными танцами, похоже что дабстеп уже по-серьезному пошел в массы. Рядом с нами в исступлении пляшет хипстерского вида юноша, то и дело прихлебывающий из литровой бутыли "Джека Дэниелса". "Эй-еее, лет зе мюзик спиииин!" – мистер Джек решает попробовать себя в роли бэк-вокалиста. Следом идут "Bourre Pif" и бигбитовая "Pay TV" ("рок-н-ролл!!!").
Классику Гарнье бережет на конец: "Сегодня я встречался с одним журналистом, и он сказал – ну ты же должен сыграть что-нибудь старое, публика знает эти вещи. Вот и проверим. Эй, вы знаете "Crispy Bacon"? "Crispy Bacon", конечно, трудно назвать народным хитом, но поорать публика у нас завсегда рада. А напоследок нам, разумеется, достаётся "A Man With The Red Face", тоже превращенная в долгую импровизацию, лёгкая, свингованная и будто бы намеренно "прореженная" чтобы оставалось место на соло. Гарнье успевает представлять каждого музыканта, не забывая при этом отдельно уделить внимание Филиппу Надо – "это трек в его честь!". За 14 месяцев Гарнье и его банда не слишком изменились, но длинный тур их, судя по всему, ничуть не утомил – играть французы стали еще убедительнее. Импровизации стали более свободными, а программа – более целостной.
После такого логично было ждать давки на выходе из милицейского кордона и закрытых станций метро, но расходятся все совершенно мирно и буднично – заборы давно сняты, довольная и вполне трезвая публика медленно расползается кто куда. Ну что, может еще через десять с лишним лет на день города привезут Daft Punk?
Дата рождения:
1 февраля 1966
Ruth BROWN (1928)
Roland ALPHONSO (1931)
Ronald Shannon JACKSON (1940)
Maggie BELL (1945)
George DUKE (1946)
Павел КОЛЕСНИК (1958)
Per GESSLE (1959)