С них, пожалуй, и начнем, благо тут нас ждёт приятный сюрприз. В кои-то веки (а если точнее, после 13-летней паузы со времен концерта Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)) приличный концерт пройдет на день города. В этом году нам обещают лайв Лорана Гарнье (Laurent Garnier). Тут нам, надо признаться, просто повезло - в середине сентября в Большом ставят балет на его музыку, так что Лоран так или иначе находится в Москве по долгу службы. Но выбор, надо сказать, близкий к идеальному. С одной стороны, Гарнье фигура раскрученная, тот самый "суперстар диджей". С другой, на фоне Ферри Корстена (Ferry Corsten) или Тиесто (Tiesto), Лоран – Моцарт и Майлс Дэвис (Miles Davis) в одном лице, музыку сочиняет не самую ширпотребную, да и подавать её старается в виде полноценного концерта с живым составом, а не переставляя треки в лаптопе. Ради такого стоит, пожалуй, рискнуть соприкоснуться с праздными народными массами и отправиться на Лубянскую площадь.
В категории крупномасштабных танцев позиции стремительно захватывает клуб "Arena Moscow". 3 сентября здесь показывают своё шоу израильтяне Infected Mushroom, когда-то проходившие по категории "психоделик транс", но в последнее время играющие этакий танцевальный этно-фьюжн. А неделю спустя туда же приезжают британцы Groove Armada. Главное их достоинство на сегодня – отменный последний альбом, на котором Том Финдлей (Tom Findlay) и Энди Като (Andy Cato) сдвинулись от клубного звучания в сторону электропопа и новой волны с заметным креном в сторону восьмидесятых. Там же состоится концерт Faithless. На этот раз те обещают не сомнительную "саунд-систему", а полноценный лайв, но уж больно свежи в памяти неприятные мартовские воспоминания.
Неплохой альтернативой танцам для масс станет двухдневный (3 и 4 сентября) фестиваль MIGZ, получивший на этот раз прописку на территории арт-стрелки. MIGZ упирает на модерновую танцевальную музыку в диапазоне от привычного в столичных клубах минимал-техно до ню-диско и вонки. Главными хедлайнерами тут видятся DJ Food и диско-норвежец Diskjokke, но MIGZ подкупает скорее не именами конкретных звезд, а плотностью лайнапа. Здесь, например, ожидается полноценный "шоукейз" лейбла Kompakt и неплохой выводок местных артистов в диапазоне от группы "Альянс" и SCSI-9 до молодых участников объединения How2Make.
Эта осень в Москве характерна и небывалым количеством концертов артистов "почти местных". Музыканты, у которых с Москвой сложились особые отношения, это уже отдельная каста. Эмо-пост-рокеры из Йоркшира 65daysofstatic, итальянские электронщики Port-Royal, битбоксер Dub FX, финский экспериментатор Vladislav Delay – все они регулярно собирают тут аншлаги и едут в Москву по первому зову. Первые трое отыграют сольники в "Artplay", "Тоннах" и "Милке" соответственно, а Делей на этот раз станет хедлайнером фестиваля финской музыки "News from Helsinki", уже не первый год проходящего в "Икре". К категории "почти местных", пожалуй, стоит причислить и британскую команду Maybeshewill. Не так давно пост-рокерам из Лестера удалось собрать в "тоннах" аншлаг, переходящий в давку, а в конце октября попробуют повторить этот результат в "Artplay".
Не забудем и о джазовом пианисте Мэтью Шиппе (Mathew Shipp), который приезжает к нам в третий раз, постоянно расширяя состав своей группы. Первый раз Шипп играл сольно, во следующий раз прихватил с собой саксофониста Сабира Матина (Sabir Mateen), теперь с ним едет гитарист Джо Моррис (Joe Morris), а компанию им составит саксофонист Сергей Летов. Пройдет этот джем, разумеется, в "Доме". Привычно радует "Дом" и по части экспериментальной электроники. 16 сентября здесь даст концерт немецкая формация Kammerflimmer Kollektief, играющая музыку на стыке джаза, индитроники, авангарда и инструментального рока. А 20 ноября на этой сцене появится сам Маркус Попп (Markus Popp), он же Oval – отец жанра "глитч", один из самых передовых электронщиков девяностых. Тем, кто читал "Музпросвет" Андрея Горохова, долго распространяться о заслугах Маркуса нужды нет.
"Музыка момента" осенью 2010-го это дабстеп, глитч-хоп, вонки и прочие хромые ритмы. По этой части из осенних мероприятий наиболее выгодно смотрится запланированный на 1 октября привоз в "Тонны" новоиспеченного клиента лейбла Planet Mu Руди Зайгадло (Rudi Zygadlo), его музыку проще всего описать термином "пост-электрофанк". Контрастом к этому мероприятию смотрится выступление в "Точке" Conjure One (одного из многочисленных проектов участника Front Line Assembly Риса Фалбера (Rhys Fulber)) и Петера Хеппнера (Peter Heppner), в прошлом - вокалиста синти-поп группы Wolfsheim. И то, и другое – вроде бы электронный поп, но совсем не такой, как у модных Shy Child или Little Boots, а ностальгический, будто бы пришедший откуда-то из середины девяностых.
Переход от зарубежных музыкантов к нашим логичнее всего сделать через "Детей Пикассо". Движущий центр этого, некогда московского коллектива, брат и сестра Арутюняны, перебрались в Будапешт, и в России теперь появляются по особым случаям. Презентация нового русскоязычного альбома, которая пройдет в "Икре" – как раз из этого разряда. Есть чем поживиться и на "средах Горбачева". Сезон здесь открывается выступлением группы "4 Позиции Бруно", которая исповедует этакий шизофренический инструментальный хип-хоп, который часто называют иллбиентом. А 20 октября здесь ждут ростовский дуэт Ritmika, играющий сдобренный электроникой психоделический поп в духе британцев Tunng. Наконец, любителей пост-рока 3 октября ждёт сольный концерт Mooncake в "Тоннах". На такое москвичи решаются примерно раз в полгода, и слушать их рекомендуется именно в таком антураже, а не в виде кратких "разогревочных" сетов перед заезжими звездами.
Не стоит забывать и о стадионных концертах "больших" групп. К нам, например, в очередной раз приезжают A-Ha, теперь вроде бы в последний – у группы прощальный тур. Жаль, что здесь они собираются играть не альбом "Hunting High And Low", как в Лондоне, а вполне обычную подборку хитов, которые все уже не раз слышали, но думается, поклонников Мортена, Пола и Магне это ничуть не смутит.
И напоследок о главном. А главным событием концертной осени видится концерт Massive Attack. Пусть на не самой лучшей площадке (к "Ледовому дворцу" на Ходынке есть масса претензий), пусть они уже были здесь год назад с той же программой. Просто групп такого класса сейчас в мире найдутся единицы.
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)