WU-TANG CLAN  Игра в классиков

На фоне монструозного прожекта U2, первых приездов в Россию Леонарда Коэна и одной из главных див современной поп-музыки Тори Амос, концерт Wu-Tang Clan как-то несправедливо меркнет. Звуки.Ru постарались вернуть грядущему шоу заслуженный блеск и разобраться в том, почему концерт Wu-Tang можно смело ставить в один ряд с гастролями вышеперечисленных персонажей.

На фоне монструозного прожекта U2, первых приездов в Россию Леонарда Коэна (Leonard Cohen) и одной из главных див современной поп-музыки Тори Амос (Tori Amos), концерт Wu Tang Clan как-то несправедливо меркнет. Звуки.Ru постарались вернуть грядущему шоу заслуженный блеск и разобраться в том, почему концерт Wu Tang можно смело ставить в один ряд с гастролями вышеперечисленных персонажей.

Можно, например, вспомнить, что две самые значимые группировки российского хип-хопа – начала и конца 90-х - "ковались" именно по образцу Wu-Tang-тусовки. Но если Bad B. Альянс возник уже на закате славы его главного идеолога Влада Валова и стал точкой отсчета окончательного расставания Шеff'a и Лигалайза, то "Объединенная Каста" наоборот. Именно с нее началась всероссийская слава группы "Каста", чей логотип был придуман под явным влиянием заокеанских коллег. Даже название своему проекту ростовские авторитеты одно время хотели дать в почти полном соответствии с американским аналогом - Fu-Blood-Casta. И если Bad B. Альянс во многом был маркетинговой конструкцией, созданной для маскировки продюсерских аппетитов Валова, то "Объединенная Каста" была как раз точной копией Wu-Tang – многолюдной тусовкой, в которой общались, совместно концертировали и записывались множество схожих, прежде всего, по духу, а не по стилистике, проектов. Впрочем, сегодняшняя "Каста" гораздо ближе к структуре Wu-Tang Clan: несмотря на то, что почти все участники уже выпустили сольные альбомы, музыкальный продакшен держится главным образом на Влади. Точно так же, как в Wu-Tang – на RZA.

RZA (произносится как "ризза"), кстати, уже бывал в России. Причем, в самом соку. Бизнесмен Олег Тиньков, который тогда еще владел сетью пивоварен под собственной фамилией, осчастливил московскую хип-хоп тусовку как раз после выхода фильма "Убить Билла" в 2004 году. Саундтрек к нему продюсировал именно Роберт Дигз (Robert Diggs – настоящее имя RZA). Упоминание его имени вкупе с модным и продвинутым кинематографом (кроме "Убить Билла" во всех анонсах обязательно вворачивался "Пес-призрак" Джима Джармуша) позволило превратить субкультурный, в общем-то, концерт в незаурядное событие. Неизвестно, что там было с пивом, но люди в этом небольшом зале свариться вполне могли: настолько жарко было внутри. Как в прямом, так и в переносном смысле. Естественно, что концерт стал обязательным для посещения всеми первыми лицами российского хип-хопа, включая Богдана Титомира – первую русскую поп-рэп звезду. Таким ажиотажем не пользовался даже концерт изобретателя хип-хопа Африки Бамбата (Afrika Bambaataa). Последнему досталось лишь жалкие полторы сотни человек в клубе "Точка", несмотря на то, что сам жанр появился благодаря Африке.

В своих интервью RZA любит называть себя "хип-хоп хиппи". Есть даже немалое искушение назвать его самым некоммерческим из финансово успешных рэперов современности. Причем эпитет "некоммерческий" здесь означает именно творческую составляющую. По большому счету, RZA никогда не занимался глянцевым рэпом (исключение, пожалуй, его альянс с Notorius BIG и откровенно коммерческая работа с баскетболистом Шакилом О'Нилом), он всегда предпочитал довольно сырой, нарочито неопрятный, местами даже мрачный звук – форматное ограничение закрывающее путь на популярные радиостанции. Да и решение создать Wu-Tang Clan пришло им с кузеном GZA (произносится как "джизза") в голову после того, как сольная карьера RZA потерпела неудачу. Зато первая же работа "клана" стала не просто прорывом, она стала настоящим успехом. Дебютный альбом Wu Tang Clan "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)" настолько хорошо продавался, что с ходу возглавил сотню лучших альбомов 1993 года по версии журнала Rolling Stone. Для первой пластинки это было не просто круто, это означало факт начала новой экспансии, агрессивного захвата рынка восьмиголовой, по количеству MC "клана", гидрой.

Гидра эта, впрочем, никогда не была особо дружным организмом. Дело в том, что RZA еще при заключении первого контракта оставил в соглашении лазейку, которая позволяла участникам "клана" выпускать свои сольные альбомы на других лейблах, вовсю работать на стороне и цеплять видоизменный логотип W на собственные пластинки. В итоге, это не только привело к росту амбиций каждого участника проекта, но и даже к легким выпадам в адрес друг друга во время сольных интервью. RZA, будучи на правах предводителя клана этого даже не скрывал, прямо говоря, что в родном квартале Ghostface и Raekwon вообще были врагами. Работа по франшизе даже привела к настоящему кризису перепроизводства: к 2000 году рынок оказался буквально завален продукцией участников "клана" и участниками Wu-Tang Family – проектов, близких к "клану" или его участникам. Большинство этих записей были настолько невзрачными, что брэнд, который долгое время в хип-хоп мире считался синонимом качества превратился в черную метку "масс-маркета", бюджетное украшение для малозначительных проектов и безымянных продюсеров.

Вероятно, именно кризис подтолкнул участников клана ответить на обвинения сразу двумя альбомами группы. В 2000 году вышел диск "The W", а в 2001 – "Iron Flag". И если "The W" вновь заставил критиков говорить о возвращении "клана", то "Iron Flag" показался многим довольно слабым. Провал записи, на которую было сделано так много ставок, окончательно раздробило банду Wu-Tang Clan на сольных исполнителей, которые занялись исключительно собственными записями. Вплоть до 2007 года участники "клана" работали на стороне, пока не была сделана еще одна попытка вернуть объединению былую славу с помощью альбома "8 Diagrams". Увы, диск вновь вызвал серьезные разногласия в коллективе, несмотря на довольно теплый прием. Инициаторами раздора на этот раз стали Ghostface и Raekwon. Первый обвинил RZA в сокрытии доходов группы, а также вынудил группу перенести дату релиза пластинки, чтобы не смазать выход собственного сольника. А второй прямо обвинил "художественного руководителя" Wu-Tang Clan в том, что тот не понимает, что нужно "клану". "RZA пытается добавить в альбом много оркестровых инструментов, пианино... и столько гитар, будто у него, бл*, гитара за спиной висит. Мы этого не хотим, и фэны наши не за это нас любят. Он нам говорит: "Это новый звук, я знаю, что я делаю, я - RZA, просто доверьтесь мне". Но мы не согласны с этим, потому что из студии выходим недовольные тем, что получилось", - заявил Raekwon. Комментарии RZA по этому поводу тоже сложно назвать образцом выдержанности и хиппового поведения: "Raekwon сделал заявление, ему не нравится, что наша музыка стала слишком "мировой", вместо того, чтобы оставаться музыкой кварталов. Но Wu-Tang сейчас принадлежит всему миру. Мы не относимся только к нашему кварталу, и не можем отражать только ту жизнь, что идет в гетто. Мы принадлежим всем, поэтому альбом "8 Diagrams" нацелен на каждого… За эти годы Raekwon выпустил много альбомов. Все мы выпустили много альбомов, как с моим участием, так и без него. Но вот что я вам скажу: я продюсер-наставник, хоуми. Со мной очень трудно состязаться или хотя бы перенять то искусство, которым я овладел". Ответил RZA и на обвинения в финансовой нечистоплотности: "Я никогда в жизни не брал чужих денег и никому ничего не должен. Не говори мне этого больше. Я плачу по счетам. Работаю, не покладая рук, и оплачиваю все свои счета. У нас было недопонимание, но сейчас все разъяснилось, так что к этому мне нечего добавить". Формация, которая стала образцом для множества хип-хоп семей по всему миру, оказалась под угрозой полного и окончательного распада.

Хвала Аллаху, этого не случилось. Более того, 2009 год ознаменовался выходом тройственного альбома "Wu Massacre", созданного самыми агрессивными MC "клана" Ghostface, Raekwon и Method Man. И именно он ознаменовал возвращение Wu-Tang в ту форму, по которой уже все успели спеть отходную. Стало понятно, что, несмотря на все разногласия, трения, разницу темпераментов, мировоззрений, жизненного и музыкального бэкграунда, Wu-Tang Clan и сегодня остается одной из ведущих хип-хоп формаций мира. Может, все дело в том, что как верно однажды заметил все тот же RZA "когда мы работаем по отдельности, мы – крутые, когда мы работаем вместе – мы великие". И с этой фразой, как и со многими утверждениями мозгового центра, идеолога и создателя Wu-Tang Clan практически невозможно спорить. Да и не нужно. Спорить с очевидными вещами – удел недалеких идиотов и подростков, переживающих прыщавый период пубертатного возраста. А таковых среди поклонников Wu-Tang Clan, как и у всех классиков, практически не осталось. Совсем скоро в этом можно будет убедиться воочию.

Wu-Tang Clan
28 июля, Санкт-Петербург, ГлавClub, 20.00
29 июля, Москва, клуб Arena Moscow, 20.00

23.07.2010, Игорь ЛИСНИК (ЗВУКИ РУ)

WU-TANG CLAN - свежие публикации: