На берегах Женевского озера начал свою работу 44й Montreux Jazz Festival. Восьмикратный обладатель Grammy Фил Коллинз (Phil Collins), по своей давней привычке бежать впереди паровоза, открыл его на день раньше.
На женевские берега Коллинза привело его давнее и плодотворное сотрудничество с лейблом Motown. Вообразите, в мире еще осталось достаточное число музыкантов, которые испытывают к музыкальным лейблам благодарность и любовь, и Motown - один из таких лейблов. Имя этой комании тесно связано с двумя другими именами: продюсером Филом Спектором (Phil Spektor) и Soul music. Motown - далеко не мейджор, но поддерживает и записывает знаковые для современной музыки имена. В багаже лейбла - The Temptations, Stevie Wonder, The Supremes, Элвис Костелло (Elvis Costello), Смоки Робинсон (Smokey Robinson), Эрика Баду (Erykah Badu), Roxy Music, Simply Red и многие другие. На этом лейбле Коллинз начал свою сольную карьеру - как признается музыкант, это было "время тотальной неуверенности в себе и своих силах", и в лице главы Motown он встретил мощнейшую поддержку. Само собой разумеется, что Коллинз пожелал отплатить Спектору и его компании за причиненное добро, поздравив свой выпускающий лейбл не только специальным концертом, но и выходом "особой" пластинки.
Надо сказать, "торопливость" Коллинза связана с довольно грустными обстоятельствами: концерт в "нулевой" день - следствие того, что до последнего времени музыкант не был уверен в том, удастся ли ему выступить вообще. Здоровье Фила, не покидавшего сцену и студию с 70-х, оставляет желать лучшего. На пресс-конференции музыкант сообщил: "Для меня это - очень важная возможность, поскольку это может быть вообще последней моей пластинкой и, может быть, это последний раз, когда я выступаю живьем. Доктора требовали, чтобы я оставался дома и в течение ближайшего времени не вел концертную деятельность, но мне очень важно было презентовать свою пластинку понимающей аудитории, и я с радостью воспользовался этим шансом."
По традиции, концерт открыл главный продюсер фестиваля - мсье Клод Ноббс (Claude Nobbs), напомнивший публике, что ежегодно фестиваль создает специальные проекты, чтобы продемонстрировать публике все многообразие мировой джазовой и поп-сцены. Коллинз вышел к собравшимся в сопровождении внушительного бэнда, и немедленно занял привычное место за барабанной установкой, исполнив в качестве intro мощное соло. Можно было предположить, что там он и останется, однако не зря же Фил надел парадный черный костюм и повязал модный галстук! В этот вечер у самого известного поющего барабанщика была мощная группа поддержки, недвусмысленно указывающая на его профессиональные пристрастия: помимо традиционной ударной установки, в арсенале концерта наблюдались маримбофон, огромный барабан, куча перкуссий и шесть бэк-вокалистов (одна из вокалисток при этом подозрительно напоминала Азизу Миллер). На фоне этого великолепия "медь" (два сакса и один мультиинструменталист - от трубы до флейт) даже как-то терялась.
Выйдя на авансцену, Фил исполнил сплитом "Love is like a Heatwave" и известный "джаггер-боуи" боевик "Dancing in The Streets" - довольно противоречивое начало, после такого как-то даже и не знаешь, чего ожидать дальше. Однако довольно быстро все разъяснилось: перед нами разворачивалась, не много не мало, ретроспектива творческой жизни не артиста, но целой компании. При этом Коллинз тщательно дистанцировался от собственного творческого "наследия" - ни одна композиция Genesis не прозвучала в этот вечер. При этом программа встретила у публики полнейшее понимание.
Представляясь слушателям, Коллинз напомнил, что некогда уже играл в стенах Зала Стравинского (всего он дал здесь шесть концертов, последний из которых состоялся в 1998 году, и этот концерт, как и многие другие, выпущен в записи). "Приятно снова увидеть этот зал и ощутить, что его тепло по-прежнему существует в мире, - сообщил Фил. - Полагаю, многие интересуются, почему мы сегодня здесь. Просто я два года назад решил сделать альбом, который считаю чем-то вроде саундтрека своей жизни - я исполнил на нем музыку своей юности, вдохновлявшую меня все эти годы. Недавно мы закончили его запись, альбом выходит в сентябре и будет называться "Going Back". Я хотел бы, чтобы со мной на сцене сегодня оказались все, кто помогал мне записывать этот альбом, однако это невозможно - эти люди не влезли бы ни в один самолет, да и на сцене точно не поместились бы. Но сегодня я горд возможностью представить вам 18 прекрасных исполнителей, и прежде всего - знаменитых Funk Brothers - басиста Боба Бэббита (Bob Babbitt), гитаристов Эдди Уиллиса (Eddie Willis) и Рэя Монетта (Ray Monette) которые аккомпанировали мне на этой записи".
Впалив все это со скорострельностью пулемета, Коллинз приступил к исполнению плана - продемонстрировать публике песни с альбома. Выясняется, что новый релиз состоит из песен и исполненных разными артистами, и этим чрезвычайно интересен. По сути, это что-то вроде автотрибьюта. Поэтому на протяжении концерта в программе будут встречаться и "разговаривать" друг с другом вещи из совершенно разных эпох, всплывать несвойственные Коллинзу элементы и цитаты...
Типично американская история "Papa Was A Rolling Stone", примелькавшаяся в багаже The Temptations, исполняется бэндом в сопровождении тревожного грува - клавишные и бас усилены "оу-оу" вокалистов, и вдруг на этом мрачном фоне появляется чистейшая нежная труба. Солнечная, летняя "Blame On The Sun" переходит в лирическую зарисовку Смоки Робинсона (Smokie Robinson) "Jimmi Mack", при этом бэки в этой вещи очень напоминают классическую версию Martha & the Vandellas. А "Talkin About My Baby", которую некогда очень зажигательно исполняли The Impressions, была исполнена хором (в отличе от рок-фестов, публику в Монтре приятно послушать, поскольку она умеет подпевать в правильной тональности).
Огромное количество вещей в программе посвящено любви: "Do I Love You", "Something About You'... Но когда в череду благообразных композиций вклинивается песенка Робинсона "Going to a Go-Go", исполненная с брутальным напором Rolling Stones, да к тому же, использующая их характерные риффы - тут уж поневоле задумаешься, что за диковинный трибьют сотворил Коллинз. Добавьте к этому еще тягучую, исполненную лирической тоски, версию песни Стиви Уандера (Stevie Wonder) - пожалуй, только к концу концерта стало понятно, почему шоу носило название " "Up Close & Personal". Это было что-то действительно глубоко личное и труднообъяснимое.
Покидая зал после второго биса, Коллинз заметил: "Этот концерт - мой европейский бриллиант. Вы были единственными, кто слышал его в таком составе и с таким сет-листом, поскольку музыкальной общественности Нью-Йорка и Филадельфии он представлен в гораздо более скромной версии. Можно сказать, что сегодня сбылась моя тайная мечта"
А сегодня, 2 июля, фестиваль официально начинает работу. Стартует полная программа, о которой Звуки будут вести репортаж на протяжении двух недель. Встретимся в эфире!
Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.07.2010, путешествие по 31 августа 2010.
Дата рождения:
31 января 1951
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)