Москва встретила Билли Айдола (Billy Idol) ровно так, как оно этого заслужил за годы рок-н-ролльного угара — сначала мотопрогулкой по ночному городу с последующим ужином в логовище байкеров, клубе "Сэкстон", а на следующий день и переполненными "Лужниками", скандирующими имя своего кумира.
Билли (если он, конечно, запомнил свой не самый успешный в плане кассовых сборов визит в 2006-ом году в полупустой питерский Ледовый Дворец) в этот раз должен был убедиться в преданности российских фанатов неразменному капиталу хитов, заработанному им еще четверть века назад. Впечатление от общение с легендой не смог перебить и невнятный разогрев от Radio Чача, новой формации от старых людей. И пусть материал группы Александра Иванова, лидера распавшегося "Наива", не так уж и плох (особенно приятно слуху ловкое паронимическое подражание английской речи при том, что песни-то на русском), но выпускать перед Билли Айдолом столь прямолинейных панков — значит в корне не понимать его музыки. Впрочем, подходящих нововолновых групп в России-то, похоже и нет вовсе (была такая программа у "Тараканов" когда-то, но где те времена) – а Билли стоило бы задуматься над тем, чтобы взять под патронаж кого-нибудь из числа "американских молодых", да присвоить им свои навыки, а то ведь пропадет втуне — останутся только клипы на ютюбе, да наклейки на холодильниках.
Несомненная польза от разогрева была — за время выступления Радио Чача можно было успеть десять раз расстроиться нелепой организацией пространства внутри Дворца Спорта и попытаться найти удобное место. С этим оказалось непросто: несмотря на возгласы негодования со стороны зрителей, компания Riff Entertainment продолжает экономить на насущном — как и в случае с недавним концертом The Cranberries сцена была сделана непомерно низкой (объяснение этому только одно — чем выше сцена, тем дальше от нее должно стоять ограждение и зрители, значит и билетов можно будет продать меньше), но даже это устроители концерта решили не компенсировать установкой видеоэкрана, жизненно необходимого на такой площадке. Учитывая, что перед самой сценой расположилась фан-зона (изначально такой ход не был запланирован), те зрители, что приобрели билеты в танцевальный партер оказались от Билли Айдола на расстоянии, на котором уже стоит задуматься о приобретении бинокля — желательно, армейского образца, чтобы можно было в случае чего и стукнуть тех, кто в жажде увидеть кумира, лезет по головам.
Про судьбу тех, кто разместился в сидячем VIP-секторе, даже говорить не хочется — их мы уже предупреждали год назад после концерта Dream Theater. Впрочем, до концерта мысль провести время сидя казалось в высшей степени нелепой — но когда отгремел первый блок хитов стало понятно: танцы отменяются.
И дело не в том, что "Билли не тот" (такая постановка вопроса кажется более чем странной), и не в состоянии его голосовых и прочих, в общем-то, не менее значимых для шоу, связок (с этим все хорошо, но только хорошо — не больше) — все знакомые до дрожи жесты и крики Билли выдавал как заведенный. Речь лишь о необычности и, прямо скажем, сырости той программы, которую "белокурый дьявол" привез в Москву, ставшую отправной точкой для его мирового турне. Если вспомнить тот самый питерский концерт (выдающийся во всем, кроме количества проданных билетов — но это не вина артиста), то тогда Билли не так еще уверенно стоял на ногах (во всех смыслах), давал первые концерты после длительного перерыва и задокументировал процесс реабилитации отличной, пусть и несколько старомодной пластинкой "Devil's Playground". В Питере Айдол явно чувствовал себя несколько неуютно со старыми хитами, но исполнял их максимально близко к тексту, удачно дополняя их новым материалом, парой каверов и лучшими песнями Generation X, прозвучавшими мощнее, чем когда-либо.
Второе же пришествие Айдола в Россию стало одним из самых неровных выступлений на моей концертной памяти — высочайшие его моменты можно легко сравнить с отдельными провалами, и непонятно, что еще тут перевешивает — радость узнавания или горечь от сравнений с золотыми годами. Виноват и не самый очевидный сетлист, где игнорировались целые пластинки — ладно, то, что не было ни одного номера с "Cyberpunk" еще можно понять (хотя это было бы настоящим панк-поступком — назло всему миру зарядить ряд от "Adam In Chains" к "Concrete Kingdom") — старые раны, но "Devil's Playground"-то за что пострадал? Стоящих вещей там не меньше чем на до-кризисных пластинках Айдола — чего стоят хотя бы "John Wayne", "Rat Race", "Sherri". Выбор песен Айдолом еще можно списать на его благие намерения удивить заждавшуюся публику и то, что после российского мини-тура ему предстоит нелегкий фестивальный галоп, где особо эксклюзивы не поиграешь — только проверенные хиты.
Но ладно бы то наследие, что ("Prodigal Blues" и "Kiss Me Deadly") практически никогда не звучит на концертах — это, в самом деле, все-таки приятный бонус, своего рода подарок изголодавшейся аудитории, но зачем между ними вставлять новые, еще не записанные и даже толком неотрепетированные композиции (по которым можно судить, что грядущая пластинка Билли будет не в меру сентиментальной) и полностью забытый материал Generation X, для исполнения которого Билли вытащили на сцену злополучный пюпитр с текстами? Отрицательную роль сыграла и бурлескная манера исполнения труппы — в ней было слишком много не от тех 80х, которые дали нам Билли Айдола, а от тех 80х, которые мы предпочли бы забыть. Гитарист Стив Стивенс (Steve Stevens), чье имя организаторы предусмотрительно вынесли на афишу, в своем хэйро-металлическом обличьи похожий на старушку Шер, зарядил полный набор клише: скоростную "мельницу" на гитаре, игра на закинутом за спину инструменте, дергание за струны зубами, балалечные соляки, неуместные фрагменты бондианы и "Norwegian Wood", разбросанные по знаковым вещам Айдола, колченогое фламенко... Все это настолько зримо рушило обаяние элементарных, в сущности, но эффектных песен Айдола, что Стивенса хотелось попросту сослать в состав прогметаллических божков Dream Theater, даром, что оттуда в команду Билли попал клавишник Дерек Шериньян. Зачем все это нужно Айдолу — непонятно. Его песни — это настоящий поп-хиты, точеные, выверенные, в них нет и не должно быть ничего лишнего, никаких помпезных конструкций, смотрящихся как, простите, Балчуг Кемпински посреди Москвы. В конце концов, крутые парни не слушают прог-рок.
Попытки адаптировать материал под местечковый колорит залом были приняты на ура (первой пострадала "L.A. Woman" превратившаяся в "Moscow Woman"), но остальный "пост-модернизм" от Айдола явно пролетел мимо адресатов, которым подавай "Rebel Yell" и "White Wedding" (к слову, после этих вещей, перекореженных акустическими прелюдиями, посетители стали стекатся к выходу), тем более, что одним из основных элементов такого подхода к старым песням является ирония. А она уж Билли точно противопоказана — если без нее на сцене стоял пусть и потрепанный, но все такой же крутой рок-герой прошлого, то с ней перед залом оказывался счастливо переживающий калифорнийскую старость (сделавшую его до мурашек похожем на еще одного идола тех лет — Арнольда Шварцнеггера) пластиковый Кен, распевающий про свои чувства к 16-летней девчушке, ну бррр же, в самом деле.
Тут важно на минуту остановиться: если отмести все вышеперечисленные недостатки, то Билли тот, каким мы его полюбили. Пусть не так задорно гнется верхняя губа, да и из сердцееда, он превратился в свеклоеда, что не слишком вяжется с образом хулигана, гедониста и ледибоя, но когда дело касается трансляции бешеной энергии в зал — то на остальное хотелось просто закрыть глаза. Лучшие же его вещи ничуть не устарели, даром что были записаны четверть века назад: урчащее начало "Blue Highway" до сих пор подбрасывает людей вверх, а "Flesh For Fantasy" заставляет скандировать заветные слова, не жалея голоса. Точнее Билли никто так и не выразил тонкую грань между поп-музыкой и панком.
Бывают концерты, которые проходят изумительно, но оставляют впечатление, что это последний визит группы в Россию (из сравнительно недавних – Spiritualized, iLiKETRAiNS, Mercury Rev) – тут же было понятно, что при всех шероховатостях свойственных прошедшему выступлению, Билли к нам пожалует еще не раз. Ждать стоит.
Дата рождения:
30 ноября 1955
1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse »»
1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким »»
1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума »»
Else Marie PADE (1924)
Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)
John Wesley RYLES (1950)
Nelly FURTADO (1978)
Britney SPEARS (1981)