Ian GILLAN  "Любая музыка - это всего лишь музыка"

Яна Гиллана в Армении знают и любят не только как музыканта. Вокалист Deep Purple дает интервью ереванскому резиденту Звуков...

Яна Гиллана (Ian Gillan) в Армении знают и любят не только как музыканта. Впервые знаменитый рокер приехал в страну сразу после страшного землетрясения в 1988 году. Он инициировал выпуск альбома "Rock Aids Armenia", весь сбор от продажи которого пошел на восстановление зоны бедствия. В течение нескольких лет Гиллан приезжал еще несколько раз: на свои средства строил музыкальную школу в городе Гюмри, втором по величине городе Армении. Весной этого года Ян выступил с молодежным симфоническим оркестром Армении. И, наконец, буквально на днях вновь приехал в Ереван и привез с собой весь Deep Purple.

Как и полагается, перед концертом состоялась пресс-конференция – очень короткая, минут на 20 - и, как всегда, малоинформативная. Но потом Посольство Великобритании пригласило несколько человек на прием в честь легендарной группы, куда неизвестно за какие заслуги перед Объединенным королевством пригласили и меня. И вот там-то, за бокалом пива и малюсенькими сэндвичами, мне удалось поговорить с тем, чей голос я слушал на протяжении, наверное, всей своей сознательной жизни. Я люблю музыку Deep Purple лет, наверно, 35-40, но наш разговор с рок-героем сразу начался с обсуждения политики и финансов: уж очень органично выглядел такой диалог в посольских стенах...

Звуки.Ru: - Ян, историю музыки можно разделить на несколько эпох господства того или иного жанра – блюза, джаза, рок-н-ролла... Сейчас в мире правит попса. Как Вы думаете, долго ли она продлится, и когда вернется настоящая музыка?
Ян Гиллан: - Музыку создают люди, и создают ее для людей. Что хочет слушать большинство, что сегодня хорошо продается - то и будут играть музыканты. Это, к сожалению, уже вопросы не музыки, а коммерции.
Всегда, во все времена были музыканты, которые играли ради себя, ради продвижения своих творческих идей. А были и те, кто играл то, что можно было продать. И эта сомнительная прерогатива принадлежит не только рокe или поп-музыке. Если покопаться в истории, то можно найти и тех и других музыкантов и среди классиков и среди джазменов, и среди рокеров. Ты думаешь, во времена, когда зарождался рок, не было коньюктурщиков?! Это жизнь, это люди – и, как говорится, ничто человеческое им не чуждо. Я знаю массу хороших рок-музыкантов, которые не продались и до сих пор делают то, что считают нужным. Но зато они не смогли добиться финансовой независимости и вынуждены днем работать на бензоколонке, в супермаркете, продавать машины или другую технику, чтобы прокормить семью. Лишь вечером они позволяют себе заниматься своей музыкой. А есть те, кто нашел ту самую нишу, где он может зарабатывать деньги, исполняя то, что ему заказывают продюсеры, что хотят выпускать фирмы звукозаписи, за что платят деньги. Так что и те и другие существовали всегда. Ситуация не нова. То же было и во времена, когда мы начинали играть рок.

Звуки.Ru: - А кстати, какова была ситуация в экономике и политике, когда Вы собирали группу? Ведь говорят, что рок это музыка бунта и может возникнуть лишь тогда, когда созреет ситуация.
Ян: - Любая музыка - всего лишь музыка. Она служит для развлечения людей. Она помогает им отдыхать, танцевать и веселиться – или, наоборот, помогает пережить трудные минуты. И она не зависит от политических или религиозных взглядов музыкантов.
В случае, если это солист, то его личные взгляды на какие-то процессы в мире еще могут иметь значение и отражаться на его музыке, но в случае группы, коллектива - этого быть просто не может. Ведь там несколько человек, каждый имеет свои собственные взгляды на мировые вопросы и проблемы, и прийти к единому знаменателю бывает трудно. Поэтому в таких случаях в расчет берется лишь сама музыка. Она, и только она, имеет значение для настоящего музыканта.
Примерно то же происходило и нашей группой: когда мы собрались вместе впервые, то меньше всего думали о политической или экономической обстановке в нашей стране и мире. Мы учились играть, мы пытались играть где и когда только можно, мы ходили по всем местным клубам, пытаясь послушать других и показать себя. Мы писали и пели песни о том, что нас волновало в тот момент лично – о любви, о жизни, о каком-то конкретном событии. Но мы не были политизированны, мы не писали специально песен о войне или политике. Настоящий музыкант чаще всего бывает далек от таких вещей. Так что не думаю, что политическая или экономическася ситуация – это база для зарождения какого-либо жанра или стиля музыки.

Звуки.Ru: - В таком случае, о чем Вы думали, когда начинали играть, когда собрали группу....?
Ян: - О том, что я хочу играть и петь. О том, что для того, чтобы добиться успеха на сцене – ведь тогда было много других групп, играющих нечто подобное, – нужно создать что-то оригинальное, чтобы отличаться от других. О том, что нужно много работать.

Звуки.Ru: - А чего было больше – желания играть, высказаться, сказать свое слово жанре или желания добиться успеха, попасть на обложки журналов, денег заработать?
Ян: - Мысли о финансовом успехе появляются у любого нормального человека одновременно с первыми шагами в любом начинании. Но в начале, конечно, превалировали вопросы творчества.

Звуки.Ru: - А рок, настоящий рок, может появиться в любой стране, или для этого нужны какие-то корни в культуре, самосознании, истории...?
Ян: - Да, нет, ничего особенного не нужно. В любой стране, где есть хорошие музыканты, может появиться и рок, и джаз, и что-то другое. Главное - чтобы музыкантам было что сказать своей музыкой. Чтобы они не повторяли в очередной раз то, что уже было сделано задолго до них. Музыка лишь тогда живет, когда она искренна, когда идет из души и от сердца музыканта. Конечно, культурные корни имеют значение, но не принципиальное. Просто если рок начнут играть английские музыканты, он будет иметь одно звучание, один колорит. А если, скажем, африканские, то совсем другое. Ведь человек не может творить, отрываясь от своих корней. Они всегда будут держать его "на привязи". И это нормально и вполне естественно.

Звуки.Ru: - А как Вы думаете, что нужно сделать или что должно быть для того, чтобы рок музыка развивалась в отдельно взятой стране?
Ян: - Трудно сказать. Для этого нужно досконально изучить ситуацию с современной музыкой, и лишь потом давать советы. Но в общих чертах то же что и всем и везде – работать. Гении рождаются раз в сотню лет. Все остальные достигают высот благодаря своему упорному труду. Молодые музыканты должны слушать старшее поколение, вникать в тонкости профессиии и пытаться создать что-то свое. Не надеятся ни на кого, добиваться всего своим трудом и своими силами. Хотя, если будет поддержка с чьей либо стороны – это будет просто здорово.

Звуки.Ru: - Ян, сейчас многих старых поклонников интересует, каковы Ваши отношения с бывшими участниками группы – Джоном Лордом (Jon Lord) и Ричи Блэкмором (Ritchie Blackmore)…
Ян: - Абсолютно нормальные, дружеские. С Лордом мы вообще соседи, часто видимся. У нас нет обид, недомолвок, разногласий. Просто они люди творческие, у них появились свои идеи, новые проекты и они решили их реализовать. Какие тут могут быть обиды?

Звуки.Ru: - До Вас в Ереване отыграли свои концерты Uriah Heep и Jethro Tull – группы Вашего уровня и периода активности. Знакомы ли Вы с ними лично, как относитесь к их творчеству?
Ян: - Жизнь музыканта подразумевает постоянные переезды, контакты, встречи… Наши пути пересекались много раз и не только с этими коллективами, но и со многими другими. Но сказать, что мы большие друзья, я не рискну. Что касается моего отношения к ним, у каждой из названных групп есть положительные и не очень черты. В любом случае, я уважаю творчество коллег. Раз они так долго продержались на плаву и до сих пор собирают стадионы – значит, они того достойны.

Звуки.Ru: - Вы на сцене уже больше сорока лет. Сколько еще собираетесь на ней оставаться?
Ян: - Пока будет что сказать слушателю и нашим верным поклонникам. Или пока не вмешаются другие факторы – здоровье, желание... Да мало ли?

Конечно, мне очень хотелось задать и другие вопросы - ведь мы еще не обсудили музыку! - но музыкант был явно уже утомлен, а кроме того, в этот момент принесли чертеж музыкальной школы в Гюмри, и он целиком и полностью занялся разговором с архитектором.
Концерт в тот день начался весьма по-армянски – с опозданием на час. Но на сей раз виноваты были не зрители. Дело было в том, что в Спортивно-концертном зале установили всего два турникета-металлоискателя, и пропустить через них несколько тысяч поклонников вовремя было практически невозможно. Назревал сканадл… Но как только грянули бессмертные хиты – Lazy, Speed King, - публика забыла обо всех неурядицах. Были и сюрпризы - композиция, исполненная клавишником Доном Эйри (Don Airey) с плавным переходом от классики к джазу, и от “Танца с саблями” Арама Хачатуряна к року вызвала бурю восторга, -ну, а завершавшему программу “Smoke on the Water” весь зал пел уже стоя.

07.06.2010, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)

Ian GILLAN - свежие публикации:

Ian GILLAN

Дата рождения:

19 августа 1945